Культура

11 сентября 2006, 12:05

Наталья Абалакова: Женское письмо – это литература

Беседой с гуру московского концептуализма Андреем Монастырским мы открыли цикл бесед корреспондента газеты ВЗГЛЯД Анны Альчук с наиболее интересными деятелями отечественной арт-сцены. Фигура художника Натальи Абалаковой, чьи работы проходят по ведомству феминизма, как нельзя лучше подходит для разговора о соотношении мужского и женского начала, которое очень важно для понимания того, что сегодня происходит. Причем не только в сфере художественных практик.

- Более четверти века вы работаете вместе с Анатолием Жигаловым в составе группы «Тотарт». В этом смысле вы продолжаете старую русскую традицию творческих пар. Я имею в виду Ольгу Розанову и Алексея Крученых, Надежду Удальцову и Александра Древина, Веру Степанову и Александра Родченко, Веру Хлебникову и Петра Митурича и других. Ты интересно писала об этом в своей статье «Искусство принадлежать народу» .

В отличие от живописи, в литературе для меня понятие женского письма – нечто совершенно определенное

- В ней я выбрала четыре пары 60-х – Валентину Кропивницкую и Оскара Рабина, Лидию Мастеркову и Владимира Немухина, Римму и Валерия Герловиных, Нонну Горюнову и Франциско Инфанте – не случайно. Мне интересно было проанализировать все возможности творческого союза между мужчиной и женщиной.

В случае Кропивницкой и Рабина, конечно, это были совершенно разные художники. В этом союзе как художница Кропивницкая была совершенно независима от достаточно авторитарного и яркого Рабина. Ее мир был связан с фантазией, интерпретацией христианских ценностей. В ее случае, несомненно, мы можем говорить о женском письме.

У Немухина и Мастерковой ситуация совершенно другая. Их можно причислить к одному направлению – лирической абстракции. Интересно, что если Немухин делает такие лирические и умиротворенные, в каком-то – отнюдь не отрицательном – смысле салонные вещи, то искусство Мастерковой взрывное и в высшей степени экспрессивное. Это тоже своего рода женское письмо.

- Тогда что такое «женское письмо»? Как мы можем пользоваться этим термином, если речь идет о совершенно разных работах и стилях? Неужели достаточно просто быть женщиной, создающей тексты или картины?
- В отличие от живописи, в литературе для меня понятие женского письма – нечто совершенно определенное. Это эссеистическое письмо, это письмо о письме, это литература о литературе, которая может нанизываться абсолютно на любой женский опыт, это текст, который находится в становлении.

Так, например, пишут француженки Юлия Кристева и Люси Иригаре, но это возможно и на русской почве, хотя примеры, которые мне сейчас приходят на ум, относятся к мужчинам.

Речь идет о «Глоссолалии» Андрея Белого, прозе Осипа Мандельштама. Ведь женское письмо – это прежде всего метод. Например, Ольга Фрейденберг в поисках женского письма отсылает к элевсинским мистериям, пению, музыке и танцам.

Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов
- Ты подразумеваешь под женским письмом только интеллектуальные тексты?
- Нет, это могут быть спонтанные тексты, в то же время представляющие собой очень своеобразную, независимую и уникальную ткань.

- Мне кажется, ключевым здесь является слово «независимость». Женское письмо максимально независимо от общепринятых стандартов. А примеры современного женского письма ты можешь привести?
- Все, что пишет Валерия Нарбикова, Нина Габриэлян, Света Литвак.

Габриэлян – исследовательница «сумеречной» зоны. Ее герои – брошенные, больные, никому не нужные человеческие существа, которые противостоят страху и отчаянию.

Она создает особые пространства, где эти «последние люди» находят утешение, интенсивно общаясь с иными сферами человеческого бытия. Лишенные какой бы то ни было сентиментальности, ее тексты воссоздают уникальный опыт и требуют сотворчества.

Что касается Литвак, меня заинтересовала ее повесть «Награда Верой», в которой рассказывается о независимости женского эротического импульса.

Чувства двух женщин выливаются в попытку для одной из них описать опыт взаимной симпатии и поддержки, то есть создать фрагмент общей биографии.

Стихи в этой повести – это образ утопического проекта другой любви и сексуальности, а проза – оригинальный опыт трансгрессивного литературного кокетства.

В конечном итоге обе женщины остаются в своих «нормальных» семьях, а сама «награда» состоит в возможности иной любви и иного творчества.

-Насколько я знаю, в истории искусства для тебя значим период с 1964 по 1974 год, когда на Западе процветал перформанс, искусство интерактивное, включающее в себя участие зрителей. Не кажется ли тебе, что в России нечто подобное происходило с середины 80-х по конец 90-х? Тогда существовала потрясающая атмосфера, по-настоящему креативная, ощущался такой драйв!
- Это был момент, когда то, что было создано за годы застоя, наконец-то смогло явить себя. Ведь «Коллективные действия» начали работать в середине 70-х, а группа «Тотарт» в конце 70-х.

В начале 80-х в московскую арт-среду активно вливались молодые художники из провинции. Был огромный интерес к нашему искусству на Западе. Это я могу сказать как участница (вместе с Жигаловым) многих зарубежных проектов.

Тогда желанием Запада было увидеть свое «бессознательное». И это «бессознательное» в виде телесных практик успешно репрезентировал Олег Кулик.

Я считаю огромной удачей, что в женском искусстве России этого не произошло, что у русского искусства не оказалось подобной двусмысленной женской представительницы. Зато это дало возможность талантливым российским художницам прозвучать в ином контексте.

- Кого ты имеешь в виду?
- Ольгу Чернышеву, Ирину Нахову, Ларису Звездочетову, Веру Хлебникову. Это Маша Чуйкова с ее тонким и ироническим отношением к проблематике русского феминизма, Лена Елагина, обратившаяся к истокам женской креативности в СССР, и многие другие участницы выставки «Искусство женского рода. Женщины-художницы в России ХV–XX веков», инициатором которой была Наталья Каменецкая. При всем отрицательном отношении мужской критики к этой выставке я считаю ее событием значительным.

Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов
- Ты звучишь оптимистично, когда говоришь о недавнем прошлом. А как ты оцениваешь нынешнюю ситуацию в современном искусстве?
- Ситуация изменилась. Появилась надежда на то, что в современное искусство будут вложены деньги, и художественное сообщество прямо-таки замерло в их ожидании. Интерес к некоммерческим проектам резко упал.

Кроме того, в значимых художественных событиях в Москве и за рубежом обычно участвуют одни и те же художники, отбираемые одними и теми же кураторами, что характерно для стран третьего мира, где художественные институции еще недостаточно развиты.

- Я знаю, что вы с Толей часто сотрудничаете с молодыми художниками и недавно по их приглашению ездили в Ижевск на фестиваль скульптуры и на конференцию по современному искусству. Каковы шансы у молодых художников из провинции сделать художественную карьеру?
- Для них существует немало трудностей. Взять, к примеру, ежегодный Московский международный форум художественных инициатив, который проводит Георгий Никич.

Обычно в его проектах много немосковских художников. При этом наша критика имеет обыкновение писать об этом событии в уничижительных тонах, абсолютно неконструктивно.

Причем ругательные статьи появляются иногда даже до того, как форум открылся. А ведь участие в нем – серьезный шанс для молодых художников. Каждый год на форуме открываются новые имена или группы.

- А кого бы ты назвала из перспективных молодых художников?
- Группу «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга. В нее входят Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин, Владислав Булатов и Наталья Грехова, которые занимаются перформансами, где используют мультимедиа.

Это дает им возможность создавать интерактивные среды и вступать в контакт со зрителем. Интересные мультимедийные проекты делает также московский художник Викентий Нилин.

Текст: Анна Альчук

Вам может быть интересно

Белый дом признал разрешение Киеву бить ATACMS по Курской области и «рядом с ней»
Темы дня

Почему румыны проголосовали за «пощечину» НАТО и Украине

В Румынии внезапно случилось «политическое землетрясение», нанесшее «великолепную пощечину ЕС и НАТО». Такие оценки звучат сегодня на Западе по поводу сенсационной победы в первом туре выборов президента Румынии человека, который плохо относится к НАТО и Украине и хорошо – к российскому руководству. Как такое произошло?

Как в Абхазии убирали президента и забор

Ушедший в отставку под давлением протестующих президент Абхазии Аслан Бжания вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах главы государства. Спецкор газеты ВЗГЛЯД пообщался с теми, кто захватывал администрацию Бжания, и узнал, почему они за Россию, но против соглашения с российскими инвесторами, и что общего у современной Абхазии и позднего СССР.

Маск назвал американские истребители F-35 плохими

Авиаэксперт объяснил, как сдвиг ветра мог привести к возгоранию Superjet в Анталье

Стратегия Запада на фоне успехов СВО. Как России не попасть в ловушку

Новости

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России

Страны Североатлантического альянса рассматривают возможность нанесения превентивных ударов по России в случае вооруженного конфликта, заявил глава Военного комитета блока адмирал Роб Бауэр.

Кабмин счел недоработанным проект о запрете мигрантам привозить семьи в Россию

Правительство России считает, что законопроект о запрете трудовым мигрантам привозить семьи в страну требует существенной доработки, поскольку он может создать правовую неопределенность, следует из копии проекта отзыва кабмина.

СМИ назвали число инцидентов с самолетами SSJ-100 за один день

Сразу пять инцидентов с самолетами Sukhoi Superjet 100 произошли 24 ноября, включая пожар и неисправности в системах гидравлики и шасси.

РФ представила ОЗХО доказательства применения Украиной химоружия в Курской области

Россия передала ноту Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с доказательствами использования Украиной химических веществ в районе Суджи Курской области, заявил глава российской делегации, замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский.

Стали известны последние слова пилота упавшего в Литве самолета

Экипаж самолета DHL, разбившегося в Литве, запрашивал разрешение на посадку по приборам у диспетчеров, согласно имеющейся аудиозаписи.

Россия назвала ноту ОЗХО о химикатах на Украине театром абсурда

Нота Организации о якобы применении токсичных химикатов на Украине напоминает театр абсурда и является необоснованной провокацией, заявил замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский на 29-й Конференции государств – участников ОЗХО.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

ВС России освободили село Романовка в ДНР

Российские войска провели успешную операцию в селе Романовка, оттеснив подразделения ВСУ и начав зачистку населенного пункта, заявил председатель комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Общественной палаты РФ Владимир Рогов.

В ЕС удары ATACMS назвали нападением США на Россию

Европейское издание Advance заявило, что удары ракетами ATACMS и Storm Shadow по России являются прямым нападением США и их союзников. По мнению автора, этими вооружениями управляют американские, британские и французские военные.

Кофе подорожал до максимума за 13 лет

Цены на кофе арабика достигли рекордного уровня за 13 лет из-за неблагоприятных прогнозов урожая в Бразилии.

Киев показал иностранным журналистам обломки «Орешника», но попросил молчать о них

Агентствам Associated Press и Reuters продемонстрировали обломки новейшей российской баллистической ракеты средней дальности «Орешник».

Турция проведет расследование ЧП с российским SSJ-100 в Анталье

Турецкий Центр расследования происшествий на транспорте займется расследованием инцидента с российским самолетом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Антальи, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?