Толстая белая книжица номеров «А - Я» никак не хочет угомониться, что, впрочем, неудивительно – выставки ее героев следуют одна за другой, едва ли не в строгой последовательности. В первом «А - Я» есть интервью с Эриком Булатовым – не так давно в Третьяковке на Крымском Валу открылась его ретроспектива. Следом идет материал о Франциско Инфантэ – пожалуйста, «Артефакты» Инфантэ и Нонны Горюновой, его жены и соавтора, представляет Московский музей современного искусства.
Инфантэ-Горюнова. Очаги Искривленного Поостранства |
Вообще приятно, когда по прошествии многих лет взгляды художника на искусство остаются одними и теми же. Это вызывает уважение. Изменились исследуемые автором проблемы, в ходу уже другой набор тем, но некая общая составляющая – прежняя. В конце 70-х – начале 80-х была очень востребована тема взаимоотношения жизни и искусства. Трудно с ходу назвать кого-то, кто не сделал что-нибудь об этом – я имею в виду не только советских художников. Однако позиция Инфантэ принадлежала к числу не слишком распространенных. По его мнению, современное искусство несколько утеряло свою мистериальность, вместе с водой выплескивают и ребенка. А ведь процесс создания объекта – ритуал, равно как является ритуалом перформанс.
В этом смысле Инфантэ и Горюнова являются едва ли не самыми романтическими из всех московских концептуалистов. Проблема документации акций (например, вопрос ее достаточности) решается Инфантэ просто – документация вполне самодостаточна, по крайней мере, для зрителя. Возможно, именно поэтому современному зрителю, не осведомленному о теоретических прениях, так приятно рассматривать работы Инфантэ – Горюновой.
Игорь Шелковский, чья выставка открылась в галерее «Файн Арт», тоже имеет к журналу «А – Я» самое непосредственное отношение. Потому что он был одним из основателей журнала и, на протяжении всех лет существования «А – Я», его редактором. Шелковский эмигрировал во Францию еще в 1976-м, а потому больше известен на Западе, чем в нашей стране. Первая персональная выставка Шелковского в России прошла только в 2003 году в той же «Файн Арт». На нынешней выставке (третьей по счету) представлена живопись художника, его скульптура и архитектурные проекты.
Игорь и Светлана Копыстянские, чья выставка сейчас проходит в Государственном центре современного искусства, тоже могли бы оказаться на страницах «А - Я». В любом случае, их принадлежность к «московскому романтическому» вполне очевидна. «Розовое и белое» Копыстянских - новая видеоинсталляция, совсем недавно демонстрировалась в лондонской Lisson Gallery. В основе – восемь «случаев» Даниила Хармса. Основываясь на символизме цветов и киноаллюзиях, Копыстянские создают своеобразный видеоколлаж, полный пространственных парадоксов и смещений во времени.