Писатель Борис Акунин сообщил о завершении работы над последним романом про Эраста Фандорина. Книга выйдет в свет 8 февраля 2018 года, в день двадцатилетнего юбилея первой «фандоринской» книжки – «Азазель».
В 1998 году «Азазель» стал событием и открытием: оказалось, что развлекательная литература – это не обязательно треш и угар в лице бесчеловечных убийц, коррумпированных ментов и инфернальных гэбэшников. А исторический роман – не обязательно скучные описания балов и сражений с тщательным вниманием к правильной форме заклепок.
На телевидении тогда же аналогичный эффект произвел сериал «Улицы разбитых фонарей» (он же – «Менты»). Молодые актеры, незатертые сюжеты, отход от стереотипного изображения сотрудников правоохранительных органов либо как рыцарей без страха и упрека, либо как тех же бандитов, но в форме.
«Менты» были живыми и настоящими, и таким же был Эраст Петрович Фандорин.
К сожалению, в обоих случаях можно употребить только прошедшее время. И сериальные менты, и их коллега Фандорин остались там, в двадцатом веке. В двадцать первый перешли симулякры, носящие те же имена и пытающиеся изображать полюбившихся читателям и телезрителям героев.
Мне сложно сказать, кто сейчас смотрит сериал «Менты» (да, он до сих пор выходит). И так же сложно сказать, как можно получать удовольствие от чтения новых романов про Фандорина.
Эраст Фандорин изначально был создан автором не в качестве персонажа, а в качестве проекта (фото: студия «ТриТэ»)
|
Они неоригинальны – но это не самое страшное, Акунин никогда не скрывал, что он постмодернистски использует в своих произведениях сюжетные и стилистические наработки других авторов. Они тяжелы и вымученны.
Они откровенно плохо написаны. Они вторичны и третичны уже даже не по отношению к Исигуро, Лескову и Конан Дойлю, а по отношению к самим себе.
Удовольствие от чтения романов Акунина второго десятилетия 21-го века сравнимо с удовольствием от прослушивания группы Scorpions или C. C. Catch в провинциальном доме культуры. Ну или с просмотром свежих серий все того же сериала «Менты».
В мире есть множество авторов одной книги, начиная с Александра Сергеевича Грибоедова и заканчивая классиками американской литературы Маргарет Митчелл и Харпер Ли.
В мире есть множество беллетристов, безуспешно пытавшихся избавиться от полюбившегося публике героя – это и вышеупомянутый сэр Артур Конан Дойль, и наш современник Сергей Лукьяненко, у которого так и не поднялась рука убить Антона Городецкого в объявленном самым-самым последним романе про «Дозоры».
В мире есть множество случаев удачного и не очень возвращения авторов к принесшим им массовую известность проектам – это и «Твин Пикс» Дэвида Линча, и «Безумный Макс» Джорджа Миллера, и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (впрочем, в сиквеле он ограничился лишь продюсерской ролью). Плюс попытки разных людей выжать все соки из «Звездных войн» или «Терминатора».
Но казус Фандорина несколько отличается от всех вышеперечисленных случаев. Эраст Петрович изначально был создан автором не в качестве персонажа, а в качестве проекта.
Георгий Чхартишвили во всех ранних интервью подчеркивал, что не считает себя писателем: Борис Акунин – это проект, созданный с целью развития другого проекта, серии разнообразных детективов: конспирологического, шпионского, герметического, политического и так далее.
Что отличало раннего Фандорина от конкурентов как на детективном, так и на историческом фронте? Чувство вкуса, с которым Борис Акунин вел историю своего персонажа.
Однако, издав за два года семь книг, автор явно утомился – поэтому последняя книга про Фандорина, изданная в 20-м веке, называется «Коронация, или Последний из романов» – Акунину хотелось поставить точку.
Георгий Чхартишвили устал от своего двойного проекта – и он об этом достаточно откровенно рассказал в интервью «Российской газете» в 2005 году:
«…в 2001 году, когда у меня кончился первый заряд энергии. Я почувствовал, что не могу уже писать так легко, как раньше… В сюжетном же смысле две те книжки получились так себе, поскольку я слишком увлекся словесными играми».
Речь идет о романах с параллельным сюжетом «Любовник смерти» и «Любовница смерти» – именно после них и критики, и читатели заговорили о том, что Акунин «уже не торт». Количество заимствований превысило все допустимые даже для постмодерна рамки, и читать эти книги уже было отнюдь не так легко и приятно, как первые семь.
Ну а дальше все шло по нисходящей. Каждая новая книга про Фандорина производила все более удручающее впечатление – как будто любимого героя выпотрошили, вымочили в формалине, а потом покрыли лаком, вставили шарниры в суставы и динамик в голову и заставили петь и плясать.Еще раз подчеркнем, что ничего принципиально нового в подобном отношении к персонажу со стороны автора или правообладателя нет. Но проблема не в том, что Акунин «исписался» – так говорят про многих писателей, а уж про беллетристов – особенно часто.
Проблема в крайнем дурновкусии всех романов и рассказов, начиная с вышеупомянутых «любовников». Дурновкусии, которое полностью противоречит и духу, и букве первых книг.
Возможно, это тоже проект. Но быть его зрителем совсем не хочется.
Впрочем, скорее всего, большинство тех, кому в 1998 году полюбился Фандорин, купят (или скачают бесплатно) и прочтут заявленную итоговой книгу про приключения Эраста Петровича. Главное, чтобы она стала на самом деле последней и чтобы не начали появляться новые вымученные рассказы и повести из более ранних эпизодов жизни персонажа.
Умение вовремя поставить точку, закрыть проект, выйти из игры – очень непростое. История Акунина и Фандорина – это очень яркий пример того, что каждому благородному мужу следует приложить все усилия для того, чтобы смолоду овладеть этим талантом.