Признание геноцида армян практически во всех странах происходит по схожему сценарию. Обсуждение в СМИ, в ходе которого условные «гуманисты» и армянское лобби приводят доводы за, а условные «реалисты» и турецкое лобби – доводы против.
Хочется верить, что Турции не придется пройти через то же, через что прошла Германия в середине прошлого века
Потом парламент голосует, Анкара выражает сожаление и отзывает посла для консультаций, Ереван выражает удовлетворение и благодарит.
Затем все постепенно возвращается на круги своя, редакторы «Википедии» добавляют соответствующую строчку в соответствующую статью.
Пожалуй, один из самых интересных фактов в признании геноцида именно Германией в том, что в числе инициаторов законопроекта – депутат турецкого происхождения Джем Оздемир.
Среди отрицающих геноцид есть две основные категории: во-первых, это конспирологи разной степени вменяемости, которые заодно отрицают холокост, полет на Луну, традиционную хронологию, доказательную медицину и другие научные факты.
С ними, как с любыми верующими, содержательно спорить бессмысленно. И есть те, кто считает, что нельзя объявлять массовое убийство геноцидом, если оно совершено до 1948 года – даты, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Россия одной из первых осудила массовое убийство армян в 1915 году, а затем признала произошедшее геноцидом в 1995-м. После того, как Турция сбила российский бомбардировщик в Сирии, в Думе высказывались пожелания еще раз осудить геноцид и даже, по примеру Франции и Швейцарии, криминализовать его отрицание, но, к счастью, до этого дело не дошло.
К счастью – потому что, во-первых, геноцид является преступлением, осуждать которое следует всегда, а не только в периоды обострения отношений с Турцией.
Пока народ чувствует в себе силу продолжать существование, язык, культура и история возрождаются (фото: кадр из видео)
|
А во-вторых, любые уголовные запреты на выражение мнения если и работают на пользу государства и гражданского общества (в чем есть серьезные сомнения), то только в краткосрочном периоде.
На протяжении столетий империи запрещали языки покоренных народов, историю покоренных народов, веру покоренных народов. И где теперь те империи?
А большинство народов по-прежнему живут и здравствуют, и если исчезают, то в результате естественной ассимиляции, а вовсе не запретов на мнение.
И пока народ чувствует в себе силу продолжать существование, язык, культура и история возрождаются – как в случае с каталонцами в Испании или русинами на Украине.
Потому что единственное, что может действительно прекратить существование какого-либо народа, – это не отрицание каких-то фактов из истории, а преднамеренный физический геноцид.
Показательно, что добивающиеся от мира признания геноцида армяне, как и добившиеся от большинства стран признания холокоста евреи, вовсе не посвящают всю свою жизнь произошедшей в прошлом трагедии.
Да, это важная часть национальной идентификации, объединяющий фактор, маркер «свой – чужой», но никак не смысл жизни.
В отличие от Польши, а в особенности – Украины. В этих странах здоровые политические силы (про первую говорить не будем, а во второй их в последние годы предельно мало) пытаются напоминать обществу: трагедии прошлого не должны становиться единственным формирующим нацию фактором.
Да, в прошлом было немало ужасов, но не может огромная современная страна жить исключительно Катынью или голодомором. Но те, кто находится у власти, не хотят об этом слышать и ставят все новые и новые памятники жертвам давно ушедших в историю режимов.
Причем тут есть важное отличие от современной России, где важной частью идентичности является 9 Мая, или США с их войной за независимость. Когда в прошлом есть Великая Победа – это объединяет нацию и дает силы двигаться вперед.
Когда в прошлом есть Великая Беда – это объединяет нацию и вынуждает двигаться вперед, чтобы это никогда не повторилось.
Если же нация живет исключительно великим прошлым или ужасным прошлым, она обречена – не на геноцид, конечно, но на прозябание на обочине развития и, в конечном итоге, сперва на культурную, а затем и на полную ассимиляцию.
Важно помнить, но нельзя полностью погружаться в воспоминания, важно уметь стыдиться, но нельзя полноценно жить с вечным комплексом вины, важно уметь извиняться, но можно быстро сойти с ума, если каяться в круглосуточном режиме. Эти принципы применимы к людям, они же применимы и к государствам.И еще один важный момент – готовность извиняться должна быть искренней, а не навязанной извне. Да, Германии в 1945 году навязали необходимость покаяться перед всеми народами, которые пострадали от гитлеровского вторжения.
Но в 2016-м ни о какой навязанности извинений перед потомками жертв событий 1915 года (а Германия не снимает с себя части вины за геноцид армян, так как она являлась союзником Турции) говорить нельзя.
Хочется верить, что Турции не придется пройти через то же, через что прошла Германия в середине прошлого века, для того, чтобы признать геноцид армян и окончательно закрыть эту кровавую и позорную страницу своей истории.