На днях президент Украины Петр Порошенко сделал заявление о выборах в Донбассе, предусмотренных Минскими соглашениями: «Только по украинскому законодательству, с международными наблюдателями, при участии украинских партий, кандидатов, при жестких мерах безопасности, при которых мы защитим каждого, кто участвует в кампании и кто идет голосовать.
Легитимность и прозрачность выборов необходима обеим сторонам конфликта в Донбассе
С допуском украинских средств агитации, СМИ мы проведем выборы, которые соответствуют международным стандартам ОБСЕ. Никакого другого (сценария) не будет, я это подчеркиваю». Четко и безапелляционно.
Однако, исходя из сложившихся на сегодняшний день реалий, выполнено будет лишь одно условие – выборы посетят наблюдатели ОБСЕ, готовность пригласить которых руководство республик изъявляло уже не раз. Тут не столь важно, чьим будет Донбасс – украинским или «сепаратистским», легитимность и прозрачность выборов необходима обеим сторонам конфликта. С остальными пунктами все значительно сложнее.
Украинское законодательство в Донбассе уже не действует, выборы в народные советы и глав республик уже прошли, прецедент создан. Сложнее дело обстоит с участием украинских партий, начисто отторгаемых местным населением как поддержавшие АТО в регионе.
Даже просочившиеся в СМИ планы части умеренной оппозиции Киева в лице Медведчука протолкнуть в руководство республик Бойко и Ахметова вызвали нервную реакцию в Донецке и Луганске – это не устраивает ни ополченцев, ни местное население, ни руководство самих республик.
Усугубляет ситуацию и непримиримость украинских националистов, использующих мощный военный ресурс. Проведение выборов на территории «террористов» для них означает внедрение нелояльных и откровенно враждебных фигур в украинскую власть.
Эту точку зрения высказывают Олег Ляшко и Андрей Билецкий – воинственные политики, стремящиеся гнев ультраправых направить против действующей евромайданной власти, но не с целью ее смещения, а скорее для подталкивания ее к активным действиям, не предусматривающим выполнения условий «Минска-2».
Порошенко оказался между молотом ультраправых и наковальней республик, и из этого положения он должен выйти с минимальными потерями. Пока он демонстрирует лишь стремление удовлетворить украинскую улицу и намеренно завышает градус радикальности собственной риторики.
Даже выдвигаемый украинским лидером план по возвращению контроля над российско-украинской границей для националистов выглядит неприемлемым, так как, по их мнению, все закончится временным – на несколько недель – занятием границы корпусом ОБСЕ, но без возврата контроля Киеву. Хотя Порошенко не может сейчас всерьез обсуждать и это – первоочередной задачей стоит принятие поправок в Конституцию и проведение выборов.
Допуск украинской агитации к избирательной кампании в Донецке и Луганске – и вовсе утопичная идея. Киев и республики – воюющие стороны, и общение между ними помимо Минска происходит лишь в форме непримиримой пропаганды и боевых действий. Как украинское информационное пространство оказалось полностью зачищено от российских и лояльных к повстанцам масс-медиа, так и в республиках сейчас совсем не жалуют симпатизантов Киева.
Непонятно, как при такой расстановке Порошенко и его помощники собираются проводить электоральный цикл на территориях, официально считающихся «оккупированными». Свыше десятка лет должно уйти на гражданское примирение, и то лишь при условии полной остановки боевых действий. Этого мы как раз сейчас не наблюдаем.
Но Порошенко нужны не просто выборы в Донбассе по украинским законам, с участием украинских партий и освещением украинскими СМИ. Ему необходима победа на этих выборах представителей Киева. Учитывая финансовые и репутационные издержки власти, иначе и быть не может. Но это совершенно нереально.
Скорее Донбасс победит по правилам Киева, чем Украина. И на берегу Днепра, разумеется, об этом знают. Поэтому и тянут время в надежде на то, что западные союзники окажут на Россию столько давления, сколько это будет необходимо если не для возврата Донбасса, то хотя бы для символического триумфа над Москвой.
Проводить в жизнь если не «дух», то хотя бы «букву» Минских соглашений не в интересах украинского руководства. Будут ли проводиться выборы в Донбассе по украинским или местным законам – Киев непременно остается в проигрыше.Для Порошенко это – цугцванг, расстановка, независимо от дальнейших шагов ведущая к поражению. Ему остается только одно – перевернуть доску, поменять правила.
На деле это означает отказ от минского формата и попытки запустить новый переговорный процесс. Первые признаки этого мы увидели в недавнем заявлении американского Госдепа, который расценил освобождение Савченко как выполнение Минских соглашений.
И тут же огласил условия, которых в Минских соглашениях нет – например, «освобождение всех заложников и незаконно задержанных лиц» Москвой. Про конституционную реформу и особый статус республик, разумеется, ни слова. Однако налицо стремление Киева начать новый «Минск» (или не «Минск» уже?), но уже при активном посредничестве США.
Приблизит ли это конфликт в Донбассе к окончанию? Нет. Но для Киева главное – не мир, его цель – полная и безоговорочная капитуляция России и республик.
Москва, в свою очередь, не откажется от защиты Донбасса от украинской агрессии, потому что, бросив вызов новому мировому порядку, в Кремле все-таки осознают, какими вещами можно поступаться, а какими – нельзя. Исход будущих переговоров не предрешен, и это только добавляет интереса к будущим событиям.