Там, кроме «Дома Сытина», вообще ничего в Тверскую не вписывается, включая родное мне здание «Известий», построенное в 1974 году на золотом ныне перекрёстке. Просто к зданию привыкли, и то, что появится на его месте (что-то подсказывает мне, оно обречено, как и «Пирамида»), еще неизвестно, впишется ли. Украсит ли.
Даже в СССР асфальт на дорожки сразу не клали: смотрели, где народ протопчет, там потом закрепляли гравием и решением партии и правительства
Но «Пирамида» – это так, символ обновления. По всему городу уберут всяческую «Самсу» и «Шаурму». Ларьки, блинные и телефонные, облепившие, буквально изуродовавшие станции лучшего в мире метро. Говорят об этом как о подвиге. Наконец-то федеральный закон позволил снести вечные времянки! Господа эстеты, расскажите, что вы построите вместо; где купить пирожок, симку, флакон духов, свидание с любимой срывается, где теперь (вернусь на Тверскую угол бульвара) искать этот привычный «Этуаль»? Есть такая программа? Если есть – чего молчите?
Так что я, на всякий случай, об этом. Именно об этом. Потому что защищать весь этот сайгон – дело странное и неблагодарное. Уверен, что там нарушение на нарушении. Наверняка под «миллионкой» проходят важнейшие коммуникации, над которыми ничего строить нельзя: мне уже объяснили, что при аварии столб кипятка мог бы взметнуть в небо шаурму на сто метров, заодно превратив её в харчо. Что будет с несчастными клиентами – см. недавний и весьма прискорбный случай в интернате для граждан с психическими отклонениями.
Можно ли такое долее терпеть? И это не аргумент, мол, столько лет терпели, кормились с шанхая, закрывали глаза и выдавали разрешения. Сколько веревочке ни виться, а концу быть.
Торговый центр «Пирамида» (фото: Евгений Биятов/РИА Новости)
|
Может, и так. Но по столице настроено множество гигантских, дико уродливых пирамид и кубов, где нормальному человеку с простой зарплатой и пенсией делать нечего. Так вот, кубам ничего не угрожает, кроме запустения – если, не дай бог, кризис углубится. Нету федерального закона, по которому можно было бы изничтожить все эти «сети», с дикой накруткой и понтами продающие тот же ширпотреб, вид сбоку.
Ну, снесете вы лавчонки. Куда забежать по пути? По-быстрому? Купить на лету, на скаку, недорого? И сжевать возле очередной платной парковки. Говорят: там шаурму делают из собак да ещё грязными руками! Так добейтесь, дуси, агрегаты на 100 000 000 чиновных киловатт, чтобы делали чистыми и из бобра! Чтоб легально, безопасно, недорого. Говорят, ура, сносим наследие 90-х. Вы чем ларьки сносить, лучше смотрите там, чтоб девяностые обратно не вернулись, а то курс в обменнике уже точно к девяноста приближается.
Мне возражают: вот ещё поклонник таджикского ампира выискался! Нашел о чем жалеть, чего защищать. Ну, во-первых, я советский человек, для меня таджик – не оскорбление. А, во-вторых, даже в СССР асфальт на дорожки сразу не клали: смотрели, где народ протопчет, там потом закрепляли гравием и решением партии и правительства. Тот факт, что все эти хлебопечки, чебурековые и чулочно-носочные процветают, пользуются спросом, для меня ясный сигнал: это надо учесть при планировании. Снося одно, придумать другое. Культурное. Но народное! Фантазии же хватает только на ещё один дорогущий стеклянный куб, на очередную платную стоянку, ну, ещё на качели у памятника Маяковскому. Там теперь пусто, голо, только хипстеры, как тонкие рябины, качаются. Душа радуется.
Причем, заметьте: силу ларька все знают, широко разворачивают новогодние базары. Нет, ну это же другое дело! Это по-европейски! Ну, так расскажите, как вы обустроите городскую среду по-европейски в целом, не только с учетом нужд городской и вашей личной казны. Вы же внедряете красивые игровые площадки во дворы вместо ужасных. Вместо, заметьте! С ларьками должно быть нечто подобное.
Еще мне говорят, что вода дырочку найдёт: снесут шанхаи – их хозяева заполнят пустующие помещения во всяких торговых центрах, нижних этажах и т.д., вот всё и образуется. Ха! Волею судеб изучал я (для друзей) возможность открыть... ну, хоть пончиковую. Тяжелый вопрос, не для малого бизнеса и среднего ума. Всю прибыль сожрет аренда, а дорогие пончики никому на фиг не нужны.
Понимаете, дело какое... Поскольку я, повторю, человек советский и немолодой, то помню, как родное государство, преисполненное правотой и мыслями о светлом будущем, всякого башмачника и точильщика ножей с рынка гнало, а Дома быта открывало (неделю там пуговицу к кальсонам пришивали). Бабку с грибками от остановки – долой, пожалуйте в супермаркет «Дары тайги» (центральное место занимал орех кедровый). А когда прижучило – вдруг все разрешило: и кооператив, и бабку, и возле метро, и в подвале, и на крыше, берите собачьей шаурмы, сколько проглотите. Вот это не забытое мной свойство отечественной власти – то насаждать железной рукой, то в щелочку забиться – куда более тревожащее наследие 90-х, чем киоск с сосиской.Бог даст, зря тревожусь. Просто неохота, чтобы «избавление от печального наследия девяностых» в виде архитектурных (или там финансовых, или там Маслоу) пирамид осталось сносом.