То, что казалось еще вчера утром весьма сомнительным предположением, стало реальностью. Россия выходит из проекта «Южный поток». Еврокомиссия победила. Вот только кого она победила?
Вместо Украины теперь у ЕС уже скоро будет другая транзитная страна, с которой придется договариваться и чьи интересы надо будет учитывать – в лице Турции
Сперва зафиксируем потери России. Они, безусловно, есть, но вовремя выйти из провального проекта тоже надо уметь.
Во-первых, Газпром потерял некоторую сумму, вложенную в проектировку газопровода по отмененному маршруту. Также впустую были фуршеты и прочие торжественные мероприятия с болгарскими «партнерами».
Но деньги потеряли и другие акционеры проекта – итальянская ENI, французская EDF и немецкая Wintershall AG, а также национальные компании всех стран, по которым должен был пройти «Южный поток».
И если бы на самом деле началась прокладка трубы по морскому дну, а потом Болгария не дала бы ей выйти на берег, потери были бы куда серьезнее.
Во-вторых, это упущенная прибыль от поставок по непостроенному газопроводу. Но предполагаемый объем транзита по новому турецкому маршруту – не меньше, потому говорить даже о предполагаемой сумме вероятных убытков неконструктивно.
Собственно, на этом прямые потери заканчиваются. И говорить о том, что Газпром безвозвратно лишился всех 5 миллиардов долларов, вложенных в проект, – откровенная ложь. Если бы это было так – не росли бы сегодня утром акции компании.
Разобравшись с собственными потерями, посмотрим, что потеряли европейские партнеры Газпрома.
Болгария, как отметил Путин, лишилась денег от транзита – это 400 миллионов евро в год. Остальные страны-транзитеры потеряли чуть меньшие, но тоже ощутимые суммы. Это раз.
После завершения строительства мощного газопровода в Турцию Газпром может с чистой совестью остановить украинский транзит (Фото: Reuters) |
Болгария, Сербия, Венгрия, Хорватия, Австрия и другие страны, по которым должен был пройти «Южный поток», остались заложниками украинской ГТС. Это два.
Все участники проекта также потеряли деньги, вложенные в проектировку газопровода и в прочие подготовительные мероприятия, – это три.
И, наконец, вместо Украины теперь у ЕС уже скоро будет другая транзитная страна, с которой придется договариваться и чьи интересы надо будет учитывать в лице Турции – это четыре.
Пока что счет в пользу Газпрома.
Главным победителем по идее должен считаться Киев, но он реагирует тоже весьма сдержанно, и это объяснимо. Потому что по сути ничего не изменилось.
Пока что нет никаких предпосылок к тому, чтобы Украина стала надежным платежеспособным партнером. Скорее, наоборот – ситуация в стране продолжает ухудшаться. Сейчас все делают вид, что заявления депутата Верховной рады Дмитрия Яроша о готовности взорвать газопровод – это была такая милая детская шутка.
В реальности же Украина не может гарантировать бесперебойный транзит газа – все это понимают. Еврокомиссия боролась за сохранение украинского варианта доставки газа с одной-единственной целью – чтобы и Россия, и зависящие от этой ветки газопровода страны прилагали все усилия для поддержания Украины в работоспособном состоянии.
Но после завершения строительства мощного газопровода в Турцию Газпром может с чистой совестью остановить украинский транзит, предложив европейским странам самостоятельно забирать газ из хаба на турецко-греческой границе. Газ доставлен до границы ЕС, а как забирать его дальше – ваши проблемы.
Добившись остановки «Южного потока», Еврокомиссия и Газпрому толком не навредила, и Украине не помогла, а главное – дала южноевропейским странам новый серьезный повод для недовольства правилами брюссельского общежития.
Безусловно выигравшей стороной по всем статьям пока что является Турция, но теперь давление ЕС и США обрушится на эту страну с новой силой. Пожелаем туркам удачи, а главное – помнить об украинском опыте.
Ласковый телок, сосущий двух маток, в некоторый момент может обнаружить, что сосет лапу или что-то еще менее калорийное. Попытки «майдана» в Турции уже были, и, судя по всему, теперь они усилятся.
На самом деле нынешнее поведение Евросоюза очень напоминает позднюю политику другого Союза – Советских Социалистических Республик. Во имя абстрактной «высшей цели» и помощи иностранным «соратникам по трудовому лагерю» игнорируются базовые экономические интересы собственных граждан.
На фоне глобального экономического кризиса миллиарды евро тратятся на поддержку агонизирующей в политическом и экономическом плане Украины, заявившей о своей твердой приверженности европейскому пути.
Ровно так же СССР безвозвратно тратил огромные деньги на азиатские, африканские и южноамериканские страны, которые «уверенно встали на путь социалистического развития».
Чем кончил СССР – все помнят. Похоже, Европе понадобится на тот же путь куда меньше 70 лет.