Кстати, условия отдыха – личные, имущественные и финансовые гарантии Муртазе Губайдулловичу, которые мгновенно утвердило Госсобрание республики, – так и остались пока что секретными. Самое интересное – какие гарантии получил «непредусмотренный Конституцией» Урал Муртазович?
Вся эта еще не вполне ясная история показывает одно: как НА САМОМ деле работает Вертикаль, с каким ужасным скрипом.
Вопреки популярным в народе и оппозиции мантрам: а) кадры меняются – и довольно энергично; б) главами регионов становятся не «чекисты», не «ленинградцы», не «друзья и близкие» Путина и Медведева
В свое время экономист Виталий Найшуль ввел понятие «административный рынок». Тогда – в 1980-е – речь шла о невиннейших вещах. О торге по поводу таких ныне совершенно забытых понятий, как «фонды», «лимиты» и прочие экономические уродства «эпохи развитого социализма». Казалось, с приходом настоящего рынка со всем этим будет покончено.
Конечно, никаких «фондов» и «лимитов» в помине нет. Но административный рынок стал в 1000 раз мощнее. Он соединен системой сообщающихся сосудов с «настоящим рынком», образует его административную проекцию.
Это и административная рента (в просторечии именуемая «откаты»). И персональная рента – после окончания действия ренты административной.
Персональная рента – тот самый ТОРГ, который Администрация вынуждена вести с наиболее авторитетными главами регионов, ВЫКУПАЯ у них их должности. Просто снять – нельзя. Надо УГОВОРИТЬ – и мытьем и катаньем.
В условиях существующей феодальной вольницы глава региона может «ставить вопрос» о конвертации своего положения (своей административной ренты) в гарантии безопасности. И он эти гарантии, как правило, получает – или с почетом и улыбками или без улыбок.
Такова – как все мы видим – реально сложившаяся Система Властесобственности. Прецедент «гарантий» создал еще Ельцин в 1999-м. Вполне понятно, что в условиях такой Системы борьба с коррупцией руками коррупционеров приводит к заранее известному результату – о чем прямо сказал Медведев. Интересно, что это его высказывание совпало с «историей Рахимова».
Легче легкого сказать: «Значит, берите кувалду в руки и крушите Систему! Огонь по штабам!» Собственно, это и говорит «непримиримая оппозиция».
И действительно – разве можно реформировать Систему изнутри?!
Но, на самом деле, ситуация еще гораздо хуже – реформировать Систему невозможно и извне ее! Если даже согласиться на «сверхиздержки» и начать крушить Систему – ЧЕМ вы ее замените?
Как чем?! «Свободными выборами с возможностью участия любых партий и кандидатов! Как в 1990–1991 годах!» И с тем же результатом?..
Личные, имущественные и финансовые гарантии Муртазе Губайдулловичу, которые мгновенно утвердило Госсобрание республики, так и остались пока что секретными (фото: bashkortostan.ru) |
Я говорю отнюдь не о развале Государства. Это тема вполне отдельная. Я имею в виду нечто много более локальное.
А именно, в условиях тех самых свободных выборов к власти пришла как раз... львиная часть тех глав регионов, которых затем столь гневно обвиняли (и небезосновательно!) во всех смертных грехах. Не «назначены сверху», а именно что свободно избраны: и Рахимов, и Лужков, и все другие высокоавторитетные руководители.
То есть та самая Система, которую абсолютно справедливо винят не только «маргиналы оппозиции», но и ее формальный глава – Президент России – не с неба спустилась. И не возникла в ходе государственного переворота или нашествия монголов-марсиан. Нет. Она стала ЗАКОНОМЕРНЫМ ИТОГОМ тех самых свободных выборов. Ровно эту Систему в итоге и выбрали! Добровольно и с пиар-песнями. И отрицать этот факт так же нелепо, как нелепо отрицать высокую коррупционную устойчивость этой Системы.
И заливать пожар коррупции водолейством популизма (а именно это и предлагают, говоря о свободных выборах) не самый эффективный способ. Как говорится в известном анекдоте, «пробовали – хуже». Я этим совсем не хочу сказать, что выборы губернаторов не нужны. Отнюдь. Просто я думаю, что нет никакой ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы между губернаторами и президентами республик, хотя последних, как известно, и выбирают. Едва ли хоть один эксперт, будучи в здравом уме, скажет, что президенты «чище и честнее». Нет-нет – губернаторы точно так же чисты и честны! Ни больше ни меньше.
Так как реформировать Систему? Изнутри нельзя – точка опоры проваливается. Извне нельзя – честные выборы* сводятся к честным перевыборам коррупции.
Что же тогда?
Опыт президентства Медведева очень показателен. Он уже сменил добрых 30% глав регионов России. В срок или досрочно ушли президенты Ингушетии, Дагестана, Карелии, Якутии, Татарстана, Башкортостана, на подходе – президент Чувашии.
В срок или досрочно сменились губернаторы Ставропольского, Хабаровского и Красноярского края, Псковской, Кировской, Ростовской, Орловской, Свердловской, Волгоградской, Челябинской, Мурманской, Оренбургской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, Хакасии, Еврейской АО.
Довольно бодрый темп – за два-то года! Едва ли при тех самых «честных выборах» перемены были бы больше...
Если еще добавить, какие дубы (в самом почтенном смысле слова) вырваны административным ураганом! Россель, Строев, Ишаев, Чуб, Шаймиев, Рахимов... Правили и володели по 20 лет, почти неограниченный авторитет, руководили приватизацией, провели свои корабли через все мыслимые реформы, рифы, штили и штормы... Я уж не говорю о формальных признаниях – ордена «За заслуги» I степени. Для непосвященных – побрякуха как побрякуха, для приобщенных бюрократической благодати – хрустальная музыка сфер, высший знак признания царей земных. Дальше – уже только милость Царя Небесного...
Три года назад среди губернаторов и президентов было 12 титанов, атлантов, державших свои регионы на плечах аж с 1990–1991 годов. Сейчас их осталось всего три: 70-летний Леонид Полежаев (Омская область), 62-летний Виктор Кресс (Томская область) и 74-летний Ю. М. Лужков. Формально Лужков правит с 1992-го, но фактически «Юрий Долгорукий» основал «Новую Москву» в 1991-м – роль зиц-мэра Попова была чисто символической. Лужков крепко окопался, отчаянно держит оборону Москвы, но за последние месяцы его кепку обкорнали со всех сторон. И если административный торг все еще продолжается, то это даже не столько заслуга Лужкова, сколько невозможность определиться по преемнику.
Многие главы регионов ушли на почетную скамейку запасных – в Совет Федерации, который все больше смахивает на клуб экс-губернаторов. Там окопались Строев (Орловская обл.), Неелов (Ямало-Ненецкий АО), Штыров (Якутия), Волков (Еврейская АО), Россель (Свердловская обл.), Максюта (Волгоградская обл.), Чернышев (Оренбургская обл.).
Чуб (Ростовская обл.) получил от местного ЗС госгарантии стоимостью 9,2 млн руб. в год и официальное право «безотлагательного приема» всеми должностными лицами.
Филиппенко (Ямало-Ненецкий округ) стал аудитором Счетной палаты.
Зязиков (Ингушетия) получил необременительную должность советника президента, правда, через год и ее потерял.
Черногоров (Ставропольский край) – замминистра сельского хозяйства.
Алексей Лебедь (Хакассия) стал депутатом ГД.
Наконец, Александр Хлопонин (Красноярский край) – единственный, кто пошел на повышение, как известно, назначен вице-премьером, ответственным за Северный Кавказ.
Опыт президентства Медведева очень показателен. Он уже сменил добрых 30% глав регионов России (фото: ИТАР-ТАСС) |
Но какую бы персональную пенсию кто ни выторговал в итоге, гораздо важнее другой итог административного торга: кто ПРИШЕЛ НА СМЕНУ?
Из 20 с лишним новых глав регионов особняком стоит, пожалуй, лишь президент Ингушетии, Герой России полковник Евкуров. Профессиональный военный, делом доказавший свою смелость уже в новой должности.
Что же касается всех остальных глав регионов, то среди них можно выделить «последовательных чиновников», таких как новый президент Татарстана Минниханов (был премьер-министром), президент Якутии Борисов (тоже возглавлял правительство республики), губернатор Ростовской области Голубев (уроженец области, но работал в Московской обл., был вице-губернатором), губернатор Орловской обл. Козлов (аппарат Администрации и правительства, замминистра сельского хозяйства РФ). Есть и публичные фигуры: глава Ханты-Мансийского АО Комарова была депутатом ГД и мэром Уренгоя, глава Еврейской АО Винников – бывший мэр Биробиджана.
Сравнивая с их предшественниками, можно сказать, что молодые чиновники сменили старых (разница в возрасте – лет 10–15–20).
Но подавляющее большинство представляют иную породу, небывалую в среде прежних губеров.
Это смешанный тип бизнесмена-чиновника. Обычно в 1990-е – бизнес, в 2000-е – власть. В точном соответствии с общей логикой развития властесобственности в России. Такова биография Бровко (Волгоградская), Дмитриенко (Мурманская), Зимина (Хакассия), Кобылкина (Ямало-Ненецкий), Берга (Оренбург) и других.
Причем, судя по биографиям, все это люди вполне заслуженные. Хотя бы в том смысле, что создать бизнес в 1990-е, удержаться на «русских горках», не разориться, не погибнуть, не сесть в тюрьму, суметь в 2000-е войти во властные структуры – дело далеко не простое. Человеку безвольному, глупому, не имеющему организационных способностей, жесткости и харизмы, тут ловить нечего.
Бизнес же, как правило, был успешным. Например, губернатор Челябинской обл. Юревич – не просто один из крупнейших предпринимателей области, но фигура всероссийского масштаба. Доктор технических наук Шпорт (Хабаровский край) – крупный специалист в области авиапромышленности, один из директоров холдинга «Сухой». Губернатор Красноярского края Кузнецов входил в команду Прохорова-Хлопонина, поработал и на Норильском никеле, и в правительстве края.
Наконец, особо надо выделить Никиту Белых (Кировская обл.) – не только богатого и успешного предпринимателя, но и – единственный случай среди российских губернаторов – бывшего лидера политической партии (СПС), причем оппозиционной.
Я пою эту осанну новым губернаторам вовсе не к тому, чтобы сказать, до чего же все хорошо у прекрасной маркизы.
Прямо наоборот...
Хотелось подчеркнуть совсем другое.
При всех неизбежных добросовестных (или не совсем добросовестных) ошибках при «подборе кадров» на КЛЮЧЕВЫЕ в стране должности глав регионов подбираются, сколько можно судить по биографии, люди СИЛЬНЫЕ. Им и тащить модернизацию, ведь губернаторы тут важнейшее звено.
Едва ли при любых честных выборах на этих местах оказались бы КАЧЕСТВЕННО ИНЫЕ люди (разве что прорвалась бы парочка безбашенных популистов, но на месте губернатора они не задержатся. Это не митинги проводить...)
Итак, вопреки популярным в народе и оппозиции мантрам: а) кадры меняются – и довольно энергично; б) главами регионов становятся не «чекисты», не «ленинградцы», не «друзья и близкие» Путина и Медведева. Еще раз повторяю – судя по биографии и СМИ, это толковые, далеко не случайные люди. Выбор «статистически удачный»: энергичные, опытные, как правило, богатые, т.е. не так уж заинтересованы во взятках.
И что?
И – то самое. То, что признает Медведев. На ключевом направлении – борьбе с коррупцией – никаких серьезных достижений.
Как же в этих условиях проводить модернизацию?
Ответ публициста, популиста, оппозиционера: Систему менять-крушить надо! Вот тогда...
Но человек, имеющий хоть небольшой реальный опыт, скажет: едва ли в итоге, после всех передряг вы получите нечто лучшее ... «Других писателей у меня для вас нет».
Ответ чиновника: «Вот видите, такова реальность. Смириться, расслабиться и получать удовольствие. Несмотря на тех или иных людей – так было и так будет. Планида у нас такая».
Возможен ли третий ответ, ответ «государственного человека»? Теоретически – да. Он довольно прост.
Не впадать в эйфорию или депрессию. Прилагать политическую волю. Менять и подбирать людей, подбирать и менять, не ныть, не ждать быстрых результатов.
Ставить задачи – менять – проверять – если надо опять менять. И так долго и упорно. Step by step. А других модернизаторов, выращенных в пробирке, у нас нет.
Да...
СКАЗАТЬ так легко.
Осталось сделать.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента