Авторские колонки

29 апреля 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Праздник непонимания

Проблема в том, что мы прожили с нашими дедушками-бабушками 30, 40 лет, и так и не смогли их понять. Понять, как можно было отдать себя родине с такой беспримерной полнотой − со всеми потрохами, так бесплатно, не попросив ничего взамен.

В Москве ощущение, что праздник приватизирован властью, становится буквальным: мы уже привыкли, что 9 мая город будет отдан победителям. Победителям, имеется в виду – по положению на социальной лестнице: политикам, чиновникам, ряды которых предусмотрительно разбавят на трибунах специально отобранными ветеранами. Не то чтобы я так уж любил Красную площадь и ее окрестности, но уже одно понимание, что в этот день мне лучше не соваться и близко сюда, чтобы не испытывать чувства унижения; и что вообще лучше бы уехать куда-нибудь за пределы города, чтобы не мешать «серым пиджакам» провести праздничное мероприятие совместно с другими, приезжими «серыми пиджаками» – уже одно это не способствует чувству патриотизма.

У нас любят говорить, что праздник Победы близок каждому, каждой семье, но на самом деле суть праздника давно уже ускользает от нас

Примерно с десяток моих родственников погибли на войне – кто в партизанах, кто на фронте, кто в оккупации, а родной дед прошел войну от Сталинграда до Праги. Но 9 мая 2010 года на первом кольце обороны Красной площади от жителей Москвы меня наверняка остановит человек с ухом – точнее, с таким проводком над ухом, символизирующим контроль и порядок, а также продуманная, глубоко эшелонированная система переносных заграждений. «Нельзя, нельзя, нельзя, отойдите, обходите, объезжайте», – будем слышать мы в этот день, и это тоже не будет способствовать чувству солидарности.

При этом нам постоянно напоминают, что праздник всенародный, один на всех, и телеведущие пытаются уже месяца два мужественными голосами произносить скучные, непонятные им аббревиатуры и названия фронтов. И георгиевские ленточки стремятся раздать всем, словно рекламные буклеты в метро, а потом жалуются, что молодежь их использует в качестве шнурков или аксессуаров и что ими чуть ли не пол вытирают. Заставляют носить эти ленточки работников государственных банков, водителей общественного транспорта, милицию, чуть ли не клоунов в цирке, а потом жалуются, что к ленточкам почтения нет. Вешают, наконец, эти ленточки на рекламных плакатах – как недавно в Набережных Челнах, и спустя два−три дня стыдливо и поспешно их снимают, потому что рекламодатели жалуются, что несут убытки, поскольку ленточки важную информацию закрывают в углу плакатов.

Мы так и не смогли понять, как наши бабушки и дедушки отдали себя родине (фото: ИТАР-ТАСС)

Курьез, но в нем отражается тот разрыв, который называют ценностным. У нас любят говорить, что праздник Победы близок каждому, каждой семье, но на самом деле суть праздника давно уже ускользает от нас. И дело тут не в черствости рекламодателей, и даже не в глупости чиновников, а в том, что нынешняя жизнь устроена совершенно по другим принципам. Она не может быть подчинена какой-то одной, тотальной идее – как тогда, 65 лет назад, Победе – а, напротив, является компромиссом между взаимными устремлениями множества людей, каждый из которых преследует свои собственные выгоды. Цель сегодняшних людей – личное обогащение, что несовместимо с понятием самопожертвования, бескомпромиссной борьбы, отеческого долга и т.д. Нет более явного символа этой разницы мировоззрений, когда длинный ряд билбордов с призывом «купи, купи, купи» перемежается непривычным «помни, помни, помни». Мы и ветераны – люди с разных планет, люди, между которыми на самом деле давно нет ничего общего, кроме условных родственных уз.

Для них свобода – это наличие продуктов и товаров в магазинах по доступным ценам, которые должно обеспечить государство; для нас свобода – когда государство как можно меньше контролирует, принуждает к чему бы то ни было, вмешивается: оно, по нашему представлению, должно лишь охранять наше право зарабатывать и тратить деньги.

Поэтому мы можем сколько угодно водить хороводы, раздавать побрякушки, искать креативные решения, но мы в принципе не способны понять ветеранов, не можем понять их мотивации. Соответственно, мы не способны понять и сути того, что случилось 65 лет назад. И самое честное, что мы могли бы праздновать в этот день – наше восхищенное непонимание того, что они, ветераны, совершили.

Пожалуй, это последняя круглая дата, когда они еще представляют собой еще сообщество, общность – ветераны: через пять лет, к сожалению, их счет пойдет уже на единицы, и далее их число будет стремительно уменьшаться.

Наша проблема в том, что мы прожили с нашими дедушками-бабушками 30, 40 лет, и за все эти годы так и не смогли их понять. Понять, как можно было отдать себя родине с такой беспримерной полнотой − со всеми потрохами, так бесплатно, не попросив ничего взамен. На самом деле – хотя мы можем сколько угодно себя обманывать – нам глубоко чуждо такое поведение: нам непонятно, как можно добровольно, правдами и неправдами стремиться на фронт, где убивали.

С каждым годом этот праздник будет становиться все более сложным, потому что всё меньше будет становится прямых участников и свидетелей войны (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД)

То, что они, как правило, ничего нам толком не рассказывают, а отделываются общими фразами и смешными историями (смешными историями о том, как их едва не убило), говорит только о том, что они тоже не верят, что мы это способны понять. (Мой дед рассказывал как смешной случай: в 1942 году в их блиндаж упала бомба, пробив несколько накатов, и не разорвалась). И уж, конечно, они не рассказывают правды телеведущим, которые, кажется, неспособны испытывать человеческие чувства. Расскажите, говорят они, улыбаясь несмываемой красной помадой, – расскажите, дорогой… э-э-э … Никифор Петрович, как вы заслужили звание… то есть медаль «За отвагу»? – А перед этим они его долго натаскивали, тренировали и чертыхались про себя – какой нелепый старик, почему не хочет облегчить им жизнь, почему не хочет сказать в камеру две−три простые фразы?.. Неужели это так трудно?..

А он в единственном парадном пиджаке, который свесился набок, жарко в телестудии, пот льет ручьями, украдкой уже таблетку под язык кладет, его дрожащие руки в старческих веснушках. «Никифор Петрович! − голос дрожит, глаза слезятся. – Миленький, ну, давайте еще раз попробуем: вот мы вас как бы вот так вот спросим – а вот вы смотрите сюда, в камеру, и говорите как можно естественнее: «Мы встретили Победу в далеком сорок пятом…» Аллочка, да припудри же нос Никифор-Петровичу!..»

Весь этот мир бесконечно далек от их, ветеранов, понимания: в нашем мире с их точки зрения столько лишнего, столько гаджетов, подробностей, условностей, приспособлений − столько соблазнов, которые мешают просто взять и уйти на фронт. Наш мир отличается хорошо развитой индивидуальностью, мы много думаем о себе и высоко себя ценим: у нас от этого даже морщины появляются – оттого, что себя так ценим. Представить себе, что завтра нужно будет, допустим, все бросить и идти на фронт – невозможно; то есть это невозможно настолько, что даже невозможно представить.

Между тем это – и наш праздник. Как это выходит так, как это возможно – это и есть самое удивительное чудо. Чудо, что нас вообще хоть в какой-то степени это волнует. Чудо, что мы вообще способны понять абсолютную ценность этого события, что мы вообще обладаем собственной памятью и личным отношением к этому празднику, хотя много лет государство делало все, чтобы сделать его нам чужим.

С каждым годом этот праздник будет становиться все более сложным, потому что нам нужно будет соединять личное и общее – уже без них, без прямых участников и свидетелей войны. Как разбудить, как отыскать свою собственную связь с войной? Не государственную, не чиновничью, не телевизионную, но при этом общую? Как оживить этот праздник?

Между тем я, кажется, знаю способ послужить Победе. Как ни странно, такая возможность появилась у нас только сегодня – благодаря Интернету. Я постараюсь подробно рассказать об этом в следующей колонке.

Вам может быть интересно

Кулеба сообщил масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?