Авторские колонки

1 апреля 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Граждане подали жабу

Постер к фильму «Утомленные солнцем – 2» со слоганом «Великое кино о великой войне» породил серию пародий в Сети, называемых фотожабами. Вначале казалось оскорбительным, что Михалков хочет подать в суд на блогеров, а потом – что он вообще не заметил интернет-протеста.

Фотожабы были адекватной реакцией общества: они в который раз поразили молниеносностью и символизмом, с какими Сеть умеет что-либо поставить на вид, или, говоря современным языком, в топ. Реакция Сети вообще подобна манере какого-нибудь мастера восточных единоборств; это можно назвать техникой «мягкого удара» или «расслабленной руки»: она очень действенна и нелицеприятна, но никого конкретно за это не прищучишь, привычные репрессивные санкции тут бессильны.

Все фотожабы – примерно об одном и том же: те, кто делает патриотическое искусство, давно уже не испытывают даже самой малости тех чувств, которые изображают на экране

В тех жабах было много тупой ржачки (без нее теперь также не обходится ни одна реакция в Сети), но суть проблемы они, тем не менее, отражали точно: несоизмеримость патриотического жеста и духа. Дело в том, что наше массовое искусство – не только кино – и есть именно такой кентавр (каким и изображен на одной из фотожаб Михалков). Где наверху – ожесточенно-патетическое лицо, «а я типа из последних сил», а в нижней части – шлепанцы, приморский берег и умиротворяющая атмосфера довольства собой и жизнью (лучшей, к слову сказать, фотожабой я считаю ту, где автоматчик увешан перстнями-печатками за тыщи баксов).

Все жабы – примерно об одном и том же: те, кто делает патриотическое искусство, давно уже не испытывают даже в малой степени тех чувств, которые изображают на экране. Тут можно было бы предположить, что ожесточение блогеров вызвано неприятием самой личности Михалкова (его многие не любят, но фильма-то еще никто не видел, Сеть не настолько беспринципна, чтобы судить заочно). В том-то и дело, что это вовсе не сведение личных счетов. Тут реакция не на Михалкова даже, а на «войну» – то исключительное историческое деяние, которое до сих пор не стыдно называть великим, в сравнении с которым все остальное смотрится не в пример мельче. Великую войну у нас до сих пор воспринимают как личное, любую попытку примазаться к этому величию считают покушением на это самое личное. Сразу в душе возникает необъяснимое, но верное ощущение, что ТАК – нельзя; что есть в этом что-то нездоровое, неправильное и обидное для внуков и правнуков воевавших.

О чем речь? О том, что нельзя одновременно делать пропаганду, заигрывать с властью, ворочать бизнес-потоками, заниматься организацией фуршетов или продвижением товара – с одной стороны, а с другой – учить нас, как говорится, теми же руками родину любить. Не получается одновременно служить бизнесу и патриотизму – и дело тут вовсе не в том, что Михалков богат. Мало ли кто богат?... Вот Спилберг тоже не беден (каждый второй русский фильм о войне почему-то называют «нашим ответом Спилбергу», что само по себе о многом говорит) – и что же, разве мы ему не верим? Верим. Просто Спилберг не делает патетических жестов – не рвет на себе рубаху, крича во все горло «За родину!», притворяясь «народом», и уж точно не претендует на то, чтобы его фильмы называли «великими». Спилберг делает то, что может делать богатый человек, желая сохранить память о войне: например, собирает материалы о спасенных евреях и их спасителях (видеосвидетельства тех, кто пережил холокост, проект Фонда Шоа, учрежденный Спилбергом в 1994 году) – то есть для него это скорее личный проект.

Проблема наших звезд не в том, что они богаты, а в том, что они претендуют на абсолютную истину и «всенародную любовь». Наша киноэлита давно уже живет по меркам высшей планки западного среднего класса – и какие проблемы, пусть живет, – но когда она пытается сделать что-то «народное», она спешно переобувается в лапти или в сапоги и каски, рычит и кривляется, думая, что тем самым она будет народу близка. Именно от этого и возникает неприятное чувство – как будто поют фальшивыми голосами.

Делайте не под народ, а под себя: вот эту мысль и пыталась выразила Сеть – в своих неказистых, казалось бы, плакатах-жабах.

Михалков – тут надо отдать ему должное – никогда не судился с журналистами и СМИ (постер фильма)

Что же касается употребления слова «великое» в отношении себя или своего продукта, то это как раз весьма закономерный финал всей истории постсоветского искусства. Резкая реакция на такое бахвальство вполне естественна для тех, в ком остался здравый смысл (тут мы опять же не можем не отметить, что Сеть и является сегодня носителем здравого смысла в обществе, и выполняет роль своеобразного фейс-контроля по отношению к тем, у кого мания величия зашкаливает).

Но в той среде, которая занимается постановкой дорогостоящих патриотических кинотрюков, здравого смысла давно уже не осталось.

В кинотусовке, в общем-то, всегда было в ходу слово «великий» – в полуироническом, конечно, ключе: «Старик, ты снял великое кино», – так можно было сказать на фуршете, но на всю страну это казалось как-то все-таки не того. Но недаром светская хроника и культура давно уже перемешались: культура сегодня говорит на языке фуршета и перенимает его панибратские манеры. На фуршете все великие, как известно, и слово это, особенно под конец мероприятия, по пьяни употребляется уже безо всякой иронии. В рамках тусовки это, однако, ненаказуемо – и в лучшем случае является личной проблемой узкого круга, а в худшем – их психиатров.

Но другая часть сегодняшней кинотусовки – назовем их менеджерами – совершенно лишены каких-то филологических комплексов, и они обращаются со словами, как с деньгами, безо всяких условностей, считая, что чем больше эпитетов, тем лучше продажи. В эпоху, когда слово «бюджет» равносильно слову «успех», а бюджет у фильма «Утомленные солнцем – 2» действительно «великий» (55 млн долларов, самый большой на сегодня бюджет российского фильма), у менеджера в голове в какой-то момент выстраивается простой силлогизм: раз самый большой бюджет – значит, и фильм самый большой, практически великий. Так появляется фраза «Великое кино о великой войне» – практически по той же схеме, что и у Вавилена Татарского: «Солидный Господь для солидных господ».

Только в угрюмой бизнес-башке могла родиться мысль о том, что дороговизна может хоть в какой-то степени гарантировать высокий эстетический результат. Михалков, возможно, об этом слогане вообще не знал, барское ли это дело – какой-то там постер, но эта история говорит о том, что менеджеры – те, кто продает и продвигает кино, – давно уже потеряли нюх. Впрочем, то же самое, увы, можно сказать и о тех, для кого это кино делается: массы уже ничуть не поперхнутся, если им заочно, еще до показа скажут, что фильм – великий.

Но вот с Сетью такой номер не прошел – и эта ошибка будет дорого стоить менеджерам: именно Сеть теперь формирует заочное общественное мнение, которое сегодня далеко не в пользу фильма и автора.

Вот тут бы Михалкову и самое время отреагировать – и газетная утка о том, что он будет подавать в суд на блогеров, была своего рода подсказкой выдающемуся – несмотря ни на что – режиссеру: тем самым общество давало Михалкову уникальный шанс исправить оплошность своих коллег. То есть хоть как-то отреагировать на упреки – или просто хотя бы свалить все на менеджеров. Но реакции никакой не последовало: нам только сообщили, что «Никита Сергеевич сейчас по 18 часов занят в монтажной, вряд ли у него есть время на изучение всяких глупостей в Интернете». Ну да, Михалков и Интернет – это ведь несопоставимые величины. Он и не знает, скорее всего, что это такое. Зачем, не барское это дело. Точно так же ведут себя и чиновники, которые продолжают считать (про себя, конечно, вслух такого уже не скажешь) Интернет «помойкой», на которую «не стоит обращать внимания».

При другом, более радостном положении с гражданским обществом в России, может быть, и вправду не стоило бы обращать внимание, но называть «помойкой» и «глупостями» то единственное, что сегодня только и может по-настоящему называться обществом сознательных граждан, а именно блогосферу, выглядит сегодня еще более оскорбительным, чем фраза о великом кино.

Михалков – тут надо отдать ему должное – никогда не судился с журналистами и СМИ, и для СМИ это было удобно: можно было заочно сводить счеты с Михалковым в любых выражениях, не боясь получить сдачи. В этом смысле в поведении Михалкова было известное благородство – и долгое время это именно так и воспринималось, но сегодня это выглядит уже почему-то иначе: как презрение к черни, к пиплу, как равнодушие к мнению того самого народа. То есть, получается, важнее, что скажут по поводу этого фильма в Кремле, а все остальные, предполагается, и так будут петь стоя.

А вот Сеть не захотела петь – ни стоя, ни сидя. Она вообще не захотела петь. И тут можно с удовлетворением отметить, что кое-какие дурные традиции с трудом, но все же изживаются в обществе. Радует.

Вам может быть интересно

Экс-министра энергетики Украины задержали при попытке бегства из страны
Темы дня

В Белом доме вычислили антиукраинского «серого кардинала»

Никому не известный чиновник из Белого дома стал человеком, который изменил политику Вашингтона в отношении Украины и несет ответственность за ссору США с Евросоюзом. Так, по крайней мере, утверждают западные СМИ. Действительно ли Энди Бейкер настолько влиятелен? И чего он в таком случае добивается?

Европа ищет способы защиты от малолетних убийц

Фундаментальные принципы гуманизма по отношению к детям поставлены под вопрос в Евросоюзе. А все потому, что дети все чаще совершают самые чудовищные преступления, вплоть до заказных убийств. Почему в таком случае ужесточить наказание для них, скорее всего, невозможно?

Политолог объяснил идею введения внешнего управления над Украиной

FT: Кличко заявил о приближении катастрофы в Киеве

Россиян предупредили о новом способе мошенничества под видом доставки подарков

Новости

Ученые назвали опасный для средней полосы России сорняк-гибрид

Рейнутрия богемская, гибрид, возникший в Европе при скрещивании японской и сахалинской рейнутрий, представляет потенциальную опасность для средней полосы России, образует плотные заросли, которые вытесняют местную флору, его мощные корни могут разрушать фундаменты сооружений.

Резервуар с нефтепродуктами загорелся из-за обломков БПЛА в Краснодарском крае

В результате падения обломков беспилотника на территории поселка Волна загорелся резервуар с нефтепродуктами, сообщил оперативный штаб Краснодарского края.

Патриарх Кирилл призвал отказаться от молитв о повышении зарплаты и покупке дома

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди в храме Христа Спасителя на Сретение заявил, что нельзя молиться о материальных благах, таких как повышение зарплаты, продвижение по службе или покупка недвижимости.

Spiegel сообщил о провале идеи Зеленского об использовании активов России

Переговоры европейцев об использовании замороженных российских активов для финансирования Украины на полях Мюнхенской конференции по безопасности провалились, пишет немецкое издание Spiegel.

Люди массово ушли с дискуссии с Зеленским на Мюнхенской конференции

На Мюнхенской конференции многие люди просто ушли с дискуссии с участием Владимира Зеленского, сообщил депутат Верховной рады Алексей Гончаренко (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов, заочно осужден в России).

Индия пояснила свою позицию по поводу закупок российской нефти

Индия привержена своей стратегической автономии, а нефтяные компании в Индии принимают решения, которые отвечают их интересам, заявил глава МИД страны Субраманьям Джайшанкар, отвечая на вопрос о позиции Индии по поводу закупок российской нефти.

Атаки на инфраструктуру КТК прекратились после заявлений Москвы и Астаны

Предпринимавшиеся Украиной атаки на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) не повторялись и обстановка стала спокойнее после жестких заявлений, сделанных в Москве и Астане, заявил посол России в Казахстане Алексей Бородавкин.

Tagesspiegel сообщил о провале украинских ракет «Фламинго» из-за ударов России

Украинская ракета «Фламинго» стала провальным проектом из-за ударов ВС России и серьезных проблем внутри страны, пишет Tagesspiegel.

США решили помешать поставкам иранской нефти в Китай

Вашингтон планирует принять дополнительные шаги для ограничения поставок иранской нефти в Китай, пишет Axios со ссылкой на американских чиновников.

Минобороны России сообщило об успехах ВС России на разных участках фронта

Российские войска улучшили тактическое положение на нескольких направлениях, нанеся значительный урон подразделениям ВСУ и освободив ряд населенных пунктов, сообщило Миниобороны.

Организаторы Олимпиады обеспечили дополнительную поставку презервативов

После того, как в Олимпийской деревне Кортина-д’Ампеццо за три дня закончились 10 тыс. бесплатных презервативов, организаторы увеличили поставки средств контрацепции.

МИД заявил, что спонсоры Киева сделали выводы после атаки на резиденцию Путина

Спонсоры киевского режима сделали выводы после атаки на резиденцию президента России Владимира Путина в Новгородской области, заявил замглавы МИД России Михаил Галузин.
Мнения

Анна Долгарева: Русский Север хранит время

Если говорить про культурный код Севера, что приходит в голову в первую очередь? Бродский в ссылке в Архангельскую область, Териберка в фильме «Левиафан» Звягинцева, протопоп Аввакум, деревянное зодчество Кижей, Соловецкий монастырь и лагерь особого назначения.

Никита Анисимов: Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

Сергей Миркин: Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов