Авторские колонки

1 апреля 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Граждане подали жабу

Постер к фильму «Утомленные солнцем – 2» со слоганом «Великое кино о великой войне» породил серию пародий в Сети, называемых фотожабами. Вначале казалось оскорбительным, что Михалков хочет подать в суд на блогеров, а потом – что он вообще не заметил интернет-протеста.

Фотожабы были адекватной реакцией общества: они в который раз поразили молниеносностью и символизмом, с какими Сеть умеет что-либо поставить на вид, или, говоря современным языком, в топ. Реакция Сети вообще подобна манере какого-нибудь мастера восточных единоборств; это можно назвать техникой «мягкого удара» или «расслабленной руки»: она очень действенна и нелицеприятна, но никого конкретно за это не прищучишь, привычные репрессивные санкции тут бессильны.

Все фотожабы – примерно об одном и том же: те, кто делает патриотическое искусство, давно уже не испытывают даже самой малости тех чувств, которые изображают на экране

В тех жабах было много тупой ржачки (без нее теперь также не обходится ни одна реакция в Сети), но суть проблемы они, тем не менее, отражали точно: несоизмеримость патриотического жеста и духа. Дело в том, что наше массовое искусство – не только кино – и есть именно такой кентавр (каким и изображен на одной из фотожаб Михалков). Где наверху – ожесточенно-патетическое лицо, «а я типа из последних сил», а в нижней части – шлепанцы, приморский берег и умиротворяющая атмосфера довольства собой и жизнью (лучшей, к слову сказать, фотожабой я считаю ту, где автоматчик увешан перстнями-печатками за тыщи баксов).

Все жабы – примерно об одном и том же: те, кто делает патриотическое искусство, давно уже не испытывают даже в малой степени тех чувств, которые изображают на экране. Тут можно было бы предположить, что ожесточение блогеров вызвано неприятием самой личности Михалкова (его многие не любят, но фильма-то еще никто не видел, Сеть не настолько беспринципна, чтобы судить заочно). В том-то и дело, что это вовсе не сведение личных счетов. Тут реакция не на Михалкова даже, а на «войну» – то исключительное историческое деяние, которое до сих пор не стыдно называть великим, в сравнении с которым все остальное смотрится не в пример мельче. Великую войну у нас до сих пор воспринимают как личное, любую попытку примазаться к этому величию считают покушением на это самое личное. Сразу в душе возникает необъяснимое, но верное ощущение, что ТАК – нельзя; что есть в этом что-то нездоровое, неправильное и обидное для внуков и правнуков воевавших.

О чем речь? О том, что нельзя одновременно делать пропаганду, заигрывать с властью, ворочать бизнес-потоками, заниматься организацией фуршетов или продвижением товара – с одной стороны, а с другой – учить нас, как говорится, теми же руками родину любить. Не получается одновременно служить бизнесу и патриотизму – и дело тут вовсе не в том, что Михалков богат. Мало ли кто богат?... Вот Спилберг тоже не беден (каждый второй русский фильм о войне почему-то называют «нашим ответом Спилбергу», что само по себе о многом говорит) – и что же, разве мы ему не верим? Верим. Просто Спилберг не делает патетических жестов – не рвет на себе рубаху, крича во все горло «За родину!», притворяясь «народом», и уж точно не претендует на то, чтобы его фильмы называли «великими». Спилберг делает то, что может делать богатый человек, желая сохранить память о войне: например, собирает материалы о спасенных евреях и их спасителях (видеосвидетельства тех, кто пережил холокост, проект Фонда Шоа, учрежденный Спилбергом в 1994 году) – то есть для него это скорее личный проект.

Проблема наших звезд не в том, что они богаты, а в том, что они претендуют на абсолютную истину и «всенародную любовь». Наша киноэлита давно уже живет по меркам высшей планки западного среднего класса – и какие проблемы, пусть живет, – но когда она пытается сделать что-то «народное», она спешно переобувается в лапти или в сапоги и каски, рычит и кривляется, думая, что тем самым она будет народу близка. Именно от этого и возникает неприятное чувство – как будто поют фальшивыми голосами.

Делайте не под народ, а под себя: вот эту мысль и пыталась выразила Сеть – в своих неказистых, казалось бы, плакатах-жабах.

Михалков – тут надо отдать ему должное – никогда не судился с журналистами и СМИ (постер фильма)

Что же касается употребления слова «великое» в отношении себя или своего продукта, то это как раз весьма закономерный финал всей истории постсоветского искусства. Резкая реакция на такое бахвальство вполне естественна для тех, в ком остался здравый смысл (тут мы опять же не можем не отметить, что Сеть и является сегодня носителем здравого смысла в обществе, и выполняет роль своеобразного фейс-контроля по отношению к тем, у кого мания величия зашкаливает).

Но в той среде, которая занимается постановкой дорогостоящих патриотических кинотрюков, здравого смысла давно уже не осталось.

В кинотусовке, в общем-то, всегда было в ходу слово «великий» – в полуироническом, конечно, ключе: «Старик, ты снял великое кино», – так можно было сказать на фуршете, но на всю страну это казалось как-то все-таки не того. Но недаром светская хроника и культура давно уже перемешались: культура сегодня говорит на языке фуршета и перенимает его панибратские манеры. На фуршете все великие, как известно, и слово это, особенно под конец мероприятия, по пьяни употребляется уже безо всякой иронии. В рамках тусовки это, однако, ненаказуемо – и в лучшем случае является личной проблемой узкого круга, а в худшем – их психиатров.

Но другая часть сегодняшней кинотусовки – назовем их менеджерами – совершенно лишены каких-то филологических комплексов, и они обращаются со словами, как с деньгами, безо всяких условностей, считая, что чем больше эпитетов, тем лучше продажи. В эпоху, когда слово «бюджет» равносильно слову «успех», а бюджет у фильма «Утомленные солнцем – 2» действительно «великий» (55 млн долларов, самый большой на сегодня бюджет российского фильма), у менеджера в голове в какой-то момент выстраивается простой силлогизм: раз самый большой бюджет – значит, и фильм самый большой, практически великий. Так появляется фраза «Великое кино о великой войне» – практически по той же схеме, что и у Вавилена Татарского: «Солидный Господь для солидных господ».

Только в угрюмой бизнес-башке могла родиться мысль о том, что дороговизна может хоть в какой-то степени гарантировать высокий эстетический результат. Михалков, возможно, об этом слогане вообще не знал, барское ли это дело – какой-то там постер, но эта история говорит о том, что менеджеры – те, кто продает и продвигает кино, – давно уже потеряли нюх. Впрочем, то же самое, увы, можно сказать и о тех, для кого это кино делается: массы уже ничуть не поперхнутся, если им заочно, еще до показа скажут, что фильм – великий.

Но вот с Сетью такой номер не прошел – и эта ошибка будет дорого стоить менеджерам: именно Сеть теперь формирует заочное общественное мнение, которое сегодня далеко не в пользу фильма и автора.

Вот тут бы Михалкову и самое время отреагировать – и газетная утка о том, что он будет подавать в суд на блогеров, была своего рода подсказкой выдающемуся – несмотря ни на что – режиссеру: тем самым общество давало Михалкову уникальный шанс исправить оплошность своих коллег. То есть хоть как-то отреагировать на упреки – или просто хотя бы свалить все на менеджеров. Но реакции никакой не последовало: нам только сообщили, что «Никита Сергеевич сейчас по 18 часов занят в монтажной, вряд ли у него есть время на изучение всяких глупостей в Интернете». Ну да, Михалков и Интернет – это ведь несопоставимые величины. Он и не знает, скорее всего, что это такое. Зачем, не барское это дело. Точно так же ведут себя и чиновники, которые продолжают считать (про себя, конечно, вслух такого уже не скажешь) Интернет «помойкой», на которую «не стоит обращать внимания».

При другом, более радостном положении с гражданским обществом в России, может быть, и вправду не стоило бы обращать внимание, но называть «помойкой» и «глупостями» то единственное, что сегодня только и может по-настоящему называться обществом сознательных граждан, а именно блогосферу, выглядит сегодня еще более оскорбительным, чем фраза о великом кино.

Михалков – тут надо отдать ему должное – никогда не судился с журналистами и СМИ, и для СМИ это было удобно: можно было заочно сводить счеты с Михалковым в любых выражениях, не боясь получить сдачи. В этом смысле в поведении Михалкова было известное благородство – и долгое время это именно так и воспринималось, но сегодня это выглядит уже почему-то иначе: как презрение к черни, к пиплу, как равнодушие к мнению того самого народа. То есть, получается, важнее, что скажут по поводу этого фильма в Кремле, а все остальные, предполагается, и так будут петь стоя.

А вот Сеть не захотела петь – ни стоя, ни сидя. Она вообще не захотела петь. И тут можно с удовлетворением отметить, что кое-какие дурные традиции с трудом, но все же изживаются в обществе. Радует.

Вам может быть интересно

Посол Армении в ЕС назвал самоубийством подрыв интересов России на Кавказе
Темы дня

Как Россия освобождала Италию «от безбожников и французов»

Ровно 225 лет назад, 28 апреля 1799 года случилась одна из самых ярких побед русского оружия. Александр Суворов разгромил французскую армию под началом одного из лучших военачальников этой страны – генерала Жана-Виктора Моро. Россия тем самым вновь показала, что может освобождать от вражеской оккупации не только себя, но и европейских союзников.

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Военкор: Выставка трофейной техники в Москве нервирует НАТО

СМИ: Германия яростно мешает изъятию российских активов

Сырский признал отступление ВСУ из трех населенных пунктов в Донбассе

Новости

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

Боррель: Европейцы не пойдут умирать за Донбасс

Европейцы не пойдут умирать за Донбасс, но помогут украинцам перестать умирать за Донбасс, будут поддерживать Киев до окончания военных действий, которое наступит не скоро, заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель на сессии Всемирного экономического форума в Эр-Рияде.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

Адмирал США обвинил Китай в использовании стратегии «лягушка в кипятке»

Китай наращивает силы в Индо-Тихоокеанском регионе, но действует постепенно, согласно стратегии «лягушки в кипятке», заявил глава Индо-Тихоокеанского командования США (USPACOM), адмирал Джон Акилино, пишет The Financial Times.

Посол Армении в ЕС назвал самоубийством подрыв интересов России на Кавказе

Армения и России исторически тесно связаны, попытки подорвать российские интересы в регионе станут самоубийственным шагом для Еревана, заявил посол Армении в Евросоюзе Тигран Балаян в интервью изданию Politico.

В Тбилиси потребовали от Вашингтона пересмотреть отношения

Грузино-американские отношения нуждаются в перезагрузке, заявил в воскресенье председатель парламентского большинства правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России

Украинский студент МГУ, арестованный в столице за попытки собрать средства для ВСУ и публикации постов с призывами ударов по Москве, получил уведомление о сокращении срока пребывания в России.

СМИ: Россия может создать новое оружие из трофейной техники НАТО

ВС России могут использовать захваченную на Украине трофейную технику НАТО для разработки нового вооружения и совершенствования своих бронемашин, сообщает Defense TV.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?