Авторские колонки

16 сентября 2007, 10:29

Сергей Ильин: Убийцы на четырех колесах

О пятничной аварии на Кутузовском проспекте я узнал из новостей. И, выражаясь деликатно, весьма разнервничался. Общечеловеколюбие здесь ни при чем: просто-напросто примерно в это время по тому же маршруту следовала моя супруга.

Плюс-минус 40 минут – и возможны были всякие интересные варианты. То есть в данном случае занять позицию стороннего наблюдателя как-то не получается: уж больно всё происходящее «близко к телу».

Не «обнаглевшие помощники министра себе на погибель сажают за руль обдолбанных девок», а «позавчера моя жена имела все шансы попасть в катастрофу, повлекшую три смерти». Чувствуете разницу?.. Вот именно.

За последние шесть-семь лет каждый сотый водитель стал виновником чьей-то смерти

Можно сколь угодно долго рассказывать о порочных нравах нашей элиты. О кабаках имени Ксении Собчак с шампанским за тыщу-другую американских долларов. О «референтках» Михаила Прохорова, которых он, в видах пущего реферирования, вывозит в Куршевель. Все это довольно-таки противно – но, честно говоря, и не более того. Классовое чутье на «жирующих на народные денежки» у консерватора развито не столь уж сильно. Что же до впечатляющих развлечений и развратов – так не судите и не будете судимы.

А вот художества за рулем в этом смысле выглядят совсем иначе. В отличие от классового чутья, инстинкт самосохранения работает у каждого нормального человека: что левого – что правого, что консерватора – что либерала.

Особенно с учетом того, что в данном случае валить все на злокозненную декадентствующую элиту было бы не очень верно. Да, экстравагантные маневры дорогих лимузинов можно наблюдать на дорогах не так уж редко. Да, водители огромных джипов не заморачиваются насчет вопросов безопасности («большой и железный!»); аналогичный феномен в части машин SUV класса даже в Америке наблюдается.

А вот чего в Америках и Европах (по крайней мере если говорить о Северной Америке и Западной Европе) нет – так это столь присущего дорогим россиянам правового нигилизма. Это, само собой, относится не только к сфере автомобилизма: автор этой статьи уже раз десять цитировал в СМИ изречение Щедрина насчет строгости российских законов, компенсируемой необязательностью их выполнения. При Щедрине, между прочим, никаких таких автомобилей в России не было.

А если взять более длительный период и сделать поправку на рост автопарка, то получается, что за последние 6–7 лет каждый сотый водитель стал виновником чьей-то смерти

Проблема, однако, опять сводится к тому, что сама по себе закононепослушность далеко не всегда представляет прямую опасность для окружающих. Ну, допустим, некто бычок мимо урны бросил – или, скажем, машину дров украл. Уж извините за параллель, такой же расклад, как с прохоровскими, не к ночи будет помянуто, «референтками». То есть мне, моему соседу или вам это, вообще говоря, ничем не угрожает. Лично, по крайней мере.

А вот с автомобилями ситуация совсем другая – и это понимает каждый, кто оказывается на российских дорогах. По Москве, к примеру, ездить попросту страшно – за часовую поездку шанс встретить предаварийную ситуацию приближается к 100%. Да и аварии встречаются куда как часто – хоть в снежную зиму, хоть в идеальные погодные условия.

Кстати, об аварийности. То, что в России ее показатели едва ли не рекордные, – известно достаточно давно. Но можно на эти цифры взглянуть еще с одной стороны.

Возьмем только два показателя. Смотрите: размер постоянно растущего автопарка страны сейчас переваливает за 30 млн. А численность смертельных случаев в авариях за год составляет примерно 35 тыс. Что из этого следует?..

А следует из этого, что каждый год один водитель из тысячи становится виновником ДТП со смертельным исходом. А если взять более длительный период и сделать поправку на рост автопарка, то получается, что за последние 6–7 лет каждый сотый водитель стал виновником чьей-то смерти. Иными словами, на каждые 100 человек за рулем мы имеем одного убийцу (подсчет корректен, так как рецидивы здесь все же маловероятны). Назовите-ка еще какую-нибудь социально-демографическую группу, для которой характерна подобная статистика. Вот-вот.

Так что нынешняя трагедия на Кутузовском (три трупа, включая помощника Г.О. Грефа, странная девушка без водительских прав за рулем, бокалы и женские трусы как улики и т.д.) – это хоть и крайне прискорбное, но лишь звено в целой цепочке случаев беспредела на дорогах; если угодно – верхушка айсберга. На месте белого «Лексуса» может оказаться маршрутка «Газель» или «копейка» («джихад-такси») – для жертвы ДТП разница несущественна. А существенно, повторимся, то, что за рулем одной из 100 машин сидит потенциальный убийца.

В этой ситуации особенно пикантно выглядит деятельность «профсоюзов автомобилистов». Речь идет о различного рода общественных объединениях, декларирующих вполне благие намерения – защиту интересов автовладельцев/водителей.

С одной стороны – логично. С другой – поддерживается (и разогревается) конфликт интересов по линии лошадные – безлошадные; а последних в стране все же раза в четыре поболе. При этом понятно, что «профсоюз» всегда поддерживает своих – хотя в высокой аварийности (равно как и смертности на дорогах) виновны в первую очередь именно сами автолюбители. И попытки переложить ответственность на чиновников, силовиков и т.д. часто напоминают поговорку «с больной головы на здоровую» («вторая» голова, конечно, тоже не пышет здоровьем – но это совсем другая тема).

А при доведении до абсурда – приводит к тому, что «профсоюзники» и вовсе начинают организовывать сугубо политические акции, к автомобилизму как таковому никакого отношения не имеющие. К немалому удивлению самих автомобилистов, которых призывают выходить или выезжать на улицы. В ситуации, когда буквально на носу выборы в Госдуму, подобные вещи происходят все чаще.

Притом что для большинства водителей, по моим наблюдениям, на первом месте – мысли о безопасности движения. Большинство тех, кто занимается частным извозом, ругательски ругают лихачей – и вполне одобряют ужесточение ПДД. Некоторые даже считают, что «надо бы пожестче». Оно и неудивительно: свобода свободой, а жизнь у человека одна. Это относится и к автомобилистам.

Вам может быть интересно

Марочко: ВС расширили буферную зону в Днепропетровской области
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов