Авторские колонки

16 сентября 2007, 14:45

Екатерина Сальникова: Народный гламур

Прошедший уик-энд не только окончательно открыл сезон развлечений, но и выявил их новейшую специфику. «Ледовое шоу» и «Фабрика звезд» по Первому, «Танцы на льду» и «Держи меня крепче» по РТР, «СТС зажигает суперзвезду», «Ты не поверишь!» и «Лихие 90-е» по НТВ.

Сначала может показаться, что ТВ просто помешалось на мире престижа и гламура. И тиражирует его во всех форматах, чтобы зрители помешались на том же самом. Но в банальности навязываемых эталонов есть кое-что неожиданное. И начинается оно с отсутствия во всех перечисленных программах сладкого образа богемной тусовки, состоящей из своих и равных.

Мотив первый. В обоих ледовых шоу известные лица представлены в столь богатой костюмировке, что их не сразу опознаешь. Интрига переодевания и перемены имиджа главенствует над восприятием самого танца. Прямо какая-то игра «Угадай персону!». Кто это там в тюбетеечке и халате? Неужто Марат Башаров? А что, похож! Кто это в шотландской юбочке? Неужели Чулпан Хаматова? Хорошо танцует, но на шотландку все равно не тянет. А китчевый казак с чубом? Ой, да это ж Алексей Макаров! А вы думали, он только псевдоблатных парней способен изображать? А тот бравый красавец в синем мундире? О, ну конечно, Анатолий Журавлев, не все ж ему друга Буржуя играть...

В «СТС зажигает звезду» Тина Канделаки нахлобучивает «негритянский» парик с бантиком. Кто-то должен взять на себя труд выглядеть не вполне собой. А то будет чего-то не хватать.

Призрак «классового» общества, пребывающего в жестокой борьбе, бродит в одеждах гламурного мира.

В алом костюме шаркающей кавалеристской походкой шагает Анастасия Мельникова, отрывисто и взволнованно повествуя о беспределе 90-х. Вроде так похожа на красавицу питерской милиции Настю Абдулову! Но вся другая! Потому что документальный сериал актриса ведет с патетикой и модным шиком, которых игровые сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Опера...» на дух не принимают. Там она, спору нет, лучше. Чтобы заново этому обрадоваться, существуют «Лихие 90-е».

Наконец-то прорвалось откровение: наши суперпопулярные звезды, как же они рискуют надоесть! Как они примелькались, кочуя с канала на канал в образах самих себя. Упреждая притупление зрительской любви, ТВ предлагает лицезреть звезд в неожиданных ролях, жанрах и форматах. С острой и пикантной приправой. Show не просто must go on – оно обязывает себя гнаться за бесконечной новизной.

Мотив второй. Телевидение настойчиво моделирует игровые ситуации, устраняющие из картины гламурного мира излишки гармонии и розовости. В заповедниках звездного престижа ищут конфликтность и дисгармонию.

Везде, где есть классификация, люди делятся на профессионалов и непрофессионалов, на дико знаменитых и не дико знаменитых. На оцениваемых и оценщиков. Самый частый и уже клишированный комплимент от жюри: «Я прямо не знаю, кто тут профессионал, а кто любитель. Передо мной два профессионала!»

Профессионализм – вот новый кумир, новое культовое понятие, поразившее массовое сознание.

Профессионализм интересует не своими внутренними тайнами, а переливами иерархизма. Высшая ступень – симбиоз славы, профессионализма и статуса неприкасаемого в одном человеке. Это достигается членством в жюри. Что в данном случае худо – вынужденная статика и резонерство. Судия – небожитель, но, увы, не герой. Главный, но не центральный. Сидит себе Цискаридзе в жюри, произносит какие-то реплики, но танцуют другие. А между тем в говорильне-то Цискаридзе любитель.

Как происходит превращение из любителя в профессионала и наоборот? За этим ТВ следит изумленно и восторженно. Кадры падений и неудавшихся па на тренировках перемежаются с кадрами блистательных выступлений. Вот Сиятвинда только что падал и падал на репетициях, не мог ничего правильно сделать – вот, запечатлено камерой! А вот он уже показательное выступление катает. И все у него получается! Откуда что взялось? Фокус-покус. Он эффектен именно в силу непонятности механизма. В прагматичной жизни всегда должно быть место магии.

Пару состоявшимся звездам эстрады на Первом составляют юные исполнители. Но на сей раз победа, выдираемая зубами, и поражение, глотаемое с честью, – не самые интересные сюжеты. Зареванные и сопливые лица крупным планом – эту сентиментальность наше ТВ уже переросло.

Более азартно разыгрывается другой пакет, с загадками. Куда девается человеческое начало? Куда пропадает индивидуальность у тех, кто утвердился на эстраде? Почему Дмитрий Маликов так непохож на живого человека, особенно если рядом – живая и никому не известная девочка с микрофоном? Почему в Стасе Пьехе уже проглядывает маленький эстрадный монстр, которого нельзя представить идущим по улице, разве что по компьютерной, в клипе? Неужели это плата за профессионализм? Неужели уверенное ремесло и отшлифованная внешность добываются в обмен на нестандартность и человеческую достоверность?

В «СТС зажигает суперзвезду» девушкам из провинциальной группы рекомендовали заняться «проблемной» линией бедер, проще говоря, худеть. А одну из них, в сложном платье с пышной юбкой, заставили отжиматься прямо на сцене. У меня вертелся вопрос – а что у группы останется своего, когда солистки сбросят все лишние килограммы? Молодого человека, поющего в оперной манере, осадили – мол, Басков у нас уже есть. И попросили спеть не по-оперному, как будто в неоперной манере исполнителей дефицит.

Искры высекаются из нестыковки беспокойств по ту и эту сторону экрана. Они там, в телевизоре, прорываются в мир профи. Мы тут, напротив экрана, переживаем чужой риск утраты человеческой неповторимости. Зрителю приходится не радоваться и не горевать, а быть настороже. А ну как отожмется девушка, а ну как споет молодой человек обычным голосом, и что тогда? Будет ли это первой ступенькой к потере своего «я» или нет? Адекватная реакция зрителя предполагает двойственность, несовместимую с эмоциональным комфортом.

В обоих ледовых шоу известные лица представлены в столь богатой костюмировке, что их не сразу опознаешь

С каждым сезоном телевидение все более жадно пьет кровь тех, кто только что «попал на TV». У телевидения есть вампирическая потребность постоянно черпать новую энергию, новые энергетические заряды из нового человеческого материала. Поэтому любая разновидность фабрики звезд – испытание на полнокровность и личную устойчивость к фабричной обработке. Вхождение в мир профессионализма невольно рождает ассоциации с киплинговскими джунглями из советского мультфильма, где на совете стаи происходили «показательные выступления» Маугли в ансамбле с волчатами и где потом его шлепали за беготню на двух ногах.

Чем выше ставят планку перед фабрикантами, тем большей дикостью веет от законов теле-шоу-бизнеса. Похоже, ТВ слишком разоткровенничалось. Раньше оно пугало юных искателей славы перспективой поражения и отсева. Теперь и перспектива победы на конкурсе тоже выглядит пугающе. Сквозь пышный и замысловатый декор проглядывает катастрофизм – какая-то «нетерпимость по-телевизионному».

Мотив третий. В ледовых шоу к профессионалам-фигуристам, не столь популярным у широкой аудитории, добавляются сверхпопулярные звезды кино, театра и ТВ, которые в катании по льду и танцах не профи. Неужели не достаточно того, что актеры снискали успех на своем поприще? Зачем им вдруг осваивать другую профессию? А чтоб не расслаблялись. Чтоб слава медом не казалась. И вообще, кому сейчас легко?

Призрак «классового» общества, пребывающего в жестокой борьбе, бродит в одеждах гламурного мира. В недосягаемом мире глобальных возможностей ТВ невольно прощупывает аналогии с миром рядовых, притесняемых, обездоленных. Вынужденных то и дело осваивать новые занятия, чтобы завоевывать и удерживать скромные клочки жизненного пространства.

Одни, поголодав где-нибудь на окраинах СНГ, чинят в Москве водопровод, устанавливают аппаратуру на дискотеках, делают уколы и развозят товары по гипермаркетам. Чтобы в свободные часы включить телеящик, где другие – звезды театра, кино и телеэкрана – взгромождаются на коньки, разучивают сложные танцевальные па, набивают себе синяки, становятся ведущими документальных сериалов про политику и криминалистику, в которой ничего не смыслят... Рвутся в новые и новые проекты, за что-то снова борются и даже терпят нелицеприятные комментарии...

Параллельно с реальным гастарбайтерством расцветает игровое гламурное ТВ-гастарбайтерство – приход звезд на чужую, но смежную профессиональную территорию, как будто в надежде на ней «зацепиться», заработать, чего-то добиться. Высоко символична фигура ведущей «Танцев на льду» Анастасии Заворотнюк, сиамского близнеца няни Вики, приехавшей покорять столицу.

Пока все каналы стараются «распушить» прекрасное в своем понимании, НТВ зачаровано зрелищами боли, болезни, болезненности. Три главных сюжета новой программы «Ты не поверишь!» (явной наследницы проекта «Сука-любовь») неделикатно обнародуют состояние Николая Караченцова и конфликт актера с «Ленкомом», медицинский диагноз Александра Абдулова, наконец, мучения младенца с серьезным физическим изъяном. На первых кнопках люди интересны в экстремальных ситуациях освоения новой профессии или начала карьеры. На четвертой кнопке человек – это физический объект для бесцеремонного разглядывания в экстремальные моменты биографии, коими являются рождение, серьезный недуг и тому подобное вплоть до перемены пола. НТВ интересуется тем, что уравнивает не-звезду со звездой в правах на плотоядное внимание телекамер.

«Ты не поверишь!» – откровенная бульварщина, по сравнению с которой любое шоу на Первом, РТР или СТС – ходячий консерватизм и респектабельность. Однако «Ты не поверишь!» только подтверждает общий настрой в начале телесезона. На здоровых и богатых, красивых и уверенных, похожих на себя и занимающихся своим делом уже насмотрелись. Хватит. Пускай гламурный мир остается в центре внимания. Но диапазон его образов должен расшириться – от узнаваемой социальной актуальности до элементов антиутопии. Так будет достигнут народный гламур на народном ТВ... А может, взорвать дом в «Доме-2», чтобы спровоцировать более настоящие страсти?

Вам может быть интересно

Лавров: Зеленский испугался
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Лавров: Украинцы на передовой разговаривают на русском языке

Украинские законы направлены на истребление русского языка, хотя на передовой большинство украинцев продолжают говорить на русском языке, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Британия заверила Украину в поддержке после запуска «Орешника»

Глава британского МВД Иветт Купер заверила, что Британия продолжит поддерживать Украину, несмотря на запуск Россией новой ракеты «Орешник» средней дальности, пишет The Standard.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?