Авторские колонки

16 сентября 2007, 14:45

Екатерина Сальникова: Народный гламур

Прошедший уик-энд не только окончательно открыл сезон развлечений, но и выявил их новейшую специфику. «Ледовое шоу» и «Фабрика звезд» по Первому, «Танцы на льду» и «Держи меня крепче» по РТР, «СТС зажигает суперзвезду», «Ты не поверишь!» и «Лихие 90-е» по НТВ.

Сначала может показаться, что ТВ просто помешалось на мире престижа и гламура. И тиражирует его во всех форматах, чтобы зрители помешались на том же самом. Но в банальности навязываемых эталонов есть кое-что неожиданное. И начинается оно с отсутствия во всех перечисленных программах сладкого образа богемной тусовки, состоящей из своих и равных.

Мотив первый. В обоих ледовых шоу известные лица представлены в столь богатой костюмировке, что их не сразу опознаешь. Интрига переодевания и перемены имиджа главенствует над восприятием самого танца. Прямо какая-то игра «Угадай персону!». Кто это там в тюбетеечке и халате? Неужто Марат Башаров? А что, похож! Кто это в шотландской юбочке? Неужели Чулпан Хаматова? Хорошо танцует, но на шотландку все равно не тянет. А китчевый казак с чубом? Ой, да это ж Алексей Макаров! А вы думали, он только псевдоблатных парней способен изображать? А тот бравый красавец в синем мундире? О, ну конечно, Анатолий Журавлев, не все ж ему друга Буржуя играть...

В «СТС зажигает звезду» Тина Канделаки нахлобучивает «негритянский» парик с бантиком. Кто-то должен взять на себя труд выглядеть не вполне собой. А то будет чего-то не хватать.

Призрак «классового» общества, пребывающего в жестокой борьбе, бродит в одеждах гламурного мира.

В алом костюме шаркающей кавалеристской походкой шагает Анастасия Мельникова, отрывисто и взволнованно повествуя о беспределе 90-х. Вроде так похожа на красавицу питерской милиции Настю Абдулову! Но вся другая! Потому что документальный сериал актриса ведет с патетикой и модным шиком, которых игровые сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Опера...» на дух не принимают. Там она, спору нет, лучше. Чтобы заново этому обрадоваться, существуют «Лихие 90-е».

Наконец-то прорвалось откровение: наши суперпопулярные звезды, как же они рискуют надоесть! Как они примелькались, кочуя с канала на канал в образах самих себя. Упреждая притупление зрительской любви, ТВ предлагает лицезреть звезд в неожиданных ролях, жанрах и форматах. С острой и пикантной приправой. Show не просто must go on – оно обязывает себя гнаться за бесконечной новизной.

Мотив второй. Телевидение настойчиво моделирует игровые ситуации, устраняющие из картины гламурного мира излишки гармонии и розовости. В заповедниках звездного престижа ищут конфликтность и дисгармонию.

Везде, где есть классификация, люди делятся на профессионалов и непрофессионалов, на дико знаменитых и не дико знаменитых. На оцениваемых и оценщиков. Самый частый и уже клишированный комплимент от жюри: «Я прямо не знаю, кто тут профессионал, а кто любитель. Передо мной два профессионала!»

Профессионализм – вот новый кумир, новое культовое понятие, поразившее массовое сознание.

Профессионализм интересует не своими внутренними тайнами, а переливами иерархизма. Высшая ступень – симбиоз славы, профессионализма и статуса неприкасаемого в одном человеке. Это достигается членством в жюри. Что в данном случае худо – вынужденная статика и резонерство. Судия – небожитель, но, увы, не герой. Главный, но не центральный. Сидит себе Цискаридзе в жюри, произносит какие-то реплики, но танцуют другие. А между тем в говорильне-то Цискаридзе любитель.

Как происходит превращение из любителя в профессионала и наоборот? За этим ТВ следит изумленно и восторженно. Кадры падений и неудавшихся па на тренировках перемежаются с кадрами блистательных выступлений. Вот Сиятвинда только что падал и падал на репетициях, не мог ничего правильно сделать – вот, запечатлено камерой! А вот он уже показательное выступление катает. И все у него получается! Откуда что взялось? Фокус-покус. Он эффектен именно в силу непонятности механизма. В прагматичной жизни всегда должно быть место магии.

Пару состоявшимся звездам эстрады на Первом составляют юные исполнители. Но на сей раз победа, выдираемая зубами, и поражение, глотаемое с честью, – не самые интересные сюжеты. Зареванные и сопливые лица крупным планом – эту сентиментальность наше ТВ уже переросло.

Более азартно разыгрывается другой пакет, с загадками. Куда девается человеческое начало? Куда пропадает индивидуальность у тех, кто утвердился на эстраде? Почему Дмитрий Маликов так непохож на живого человека, особенно если рядом – живая и никому не известная девочка с микрофоном? Почему в Стасе Пьехе уже проглядывает маленький эстрадный монстр, которого нельзя представить идущим по улице, разве что по компьютерной, в клипе? Неужели это плата за профессионализм? Неужели уверенное ремесло и отшлифованная внешность добываются в обмен на нестандартность и человеческую достоверность?

В «СТС зажигает суперзвезду» девушкам из провинциальной группы рекомендовали заняться «проблемной» линией бедер, проще говоря, худеть. А одну из них, в сложном платье с пышной юбкой, заставили отжиматься прямо на сцене. У меня вертелся вопрос – а что у группы останется своего, когда солистки сбросят все лишние килограммы? Молодого человека, поющего в оперной манере, осадили – мол, Басков у нас уже есть. И попросили спеть не по-оперному, как будто в неоперной манере исполнителей дефицит.

Искры высекаются из нестыковки беспокойств по ту и эту сторону экрана. Они там, в телевизоре, прорываются в мир профи. Мы тут, напротив экрана, переживаем чужой риск утраты человеческой неповторимости. Зрителю приходится не радоваться и не горевать, а быть настороже. А ну как отожмется девушка, а ну как споет молодой человек обычным голосом, и что тогда? Будет ли это первой ступенькой к потере своего «я» или нет? Адекватная реакция зрителя предполагает двойственность, несовместимую с эмоциональным комфортом.

В обоих ледовых шоу известные лица представлены в столь богатой костюмировке, что их не сразу опознаешь

С каждым сезоном телевидение все более жадно пьет кровь тех, кто только что «попал на TV». У телевидения есть вампирическая потребность постоянно черпать новую энергию, новые энергетические заряды из нового человеческого материала. Поэтому любая разновидность фабрики звезд – испытание на полнокровность и личную устойчивость к фабричной обработке. Вхождение в мир профессионализма невольно рождает ассоциации с киплинговскими джунглями из советского мультфильма, где на совете стаи происходили «показательные выступления» Маугли в ансамбле с волчатами и где потом его шлепали за беготню на двух ногах.

Чем выше ставят планку перед фабрикантами, тем большей дикостью веет от законов теле-шоу-бизнеса. Похоже, ТВ слишком разоткровенничалось. Раньше оно пугало юных искателей славы перспективой поражения и отсева. Теперь и перспектива победы на конкурсе тоже выглядит пугающе. Сквозь пышный и замысловатый декор проглядывает катастрофизм – какая-то «нетерпимость по-телевизионному».

Мотив третий. В ледовых шоу к профессионалам-фигуристам, не столь популярным у широкой аудитории, добавляются сверхпопулярные звезды кино, театра и ТВ, которые в катании по льду и танцах не профи. Неужели не достаточно того, что актеры снискали успех на своем поприще? Зачем им вдруг осваивать другую профессию? А чтоб не расслаблялись. Чтоб слава медом не казалась. И вообще, кому сейчас легко?

Призрак «классового» общества, пребывающего в жестокой борьбе, бродит в одеждах гламурного мира. В недосягаемом мире глобальных возможностей ТВ невольно прощупывает аналогии с миром рядовых, притесняемых, обездоленных. Вынужденных то и дело осваивать новые занятия, чтобы завоевывать и удерживать скромные клочки жизненного пространства.

Одни, поголодав где-нибудь на окраинах СНГ, чинят в Москве водопровод, устанавливают аппаратуру на дискотеках, делают уколы и развозят товары по гипермаркетам. Чтобы в свободные часы включить телеящик, где другие – звезды театра, кино и телеэкрана – взгромождаются на коньки, разучивают сложные танцевальные па, набивают себе синяки, становятся ведущими документальных сериалов про политику и криминалистику, в которой ничего не смыслят... Рвутся в новые и новые проекты, за что-то снова борются и даже терпят нелицеприятные комментарии...

Параллельно с реальным гастарбайтерством расцветает игровое гламурное ТВ-гастарбайтерство – приход звезд на чужую, но смежную профессиональную территорию, как будто в надежде на ней «зацепиться», заработать, чего-то добиться. Высоко символична фигура ведущей «Танцев на льду» Анастасии Заворотнюк, сиамского близнеца няни Вики, приехавшей покорять столицу.

Пока все каналы стараются «распушить» прекрасное в своем понимании, НТВ зачаровано зрелищами боли, болезни, болезненности. Три главных сюжета новой программы «Ты не поверишь!» (явной наследницы проекта «Сука-любовь») неделикатно обнародуют состояние Николая Караченцова и конфликт актера с «Ленкомом», медицинский диагноз Александра Абдулова, наконец, мучения младенца с серьезным физическим изъяном. На первых кнопках люди интересны в экстремальных ситуациях освоения новой профессии или начала карьеры. На четвертой кнопке человек – это физический объект для бесцеремонного разглядывания в экстремальные моменты биографии, коими являются рождение, серьезный недуг и тому подобное вплоть до перемены пола. НТВ интересуется тем, что уравнивает не-звезду со звездой в правах на плотоядное внимание телекамер.

«Ты не поверишь!» – откровенная бульварщина, по сравнению с которой любое шоу на Первом, РТР или СТС – ходячий консерватизм и респектабельность. Однако «Ты не поверишь!» только подтверждает общий настрой в начале телесезона. На здоровых и богатых, красивых и уверенных, похожих на себя и занимающихся своим делом уже насмотрелись. Хватит. Пускай гламурный мир остается в центре внимания. Но диапазон его образов должен расшириться – от узнаваемой социальной актуальности до элементов антиутопии. Так будет достигнут народный гламур на народном ТВ... А может, взорвать дом в «Доме-2», чтобы спровоцировать более настоящие страсти?

Вам может быть интересно

Во Франции задержали двух человек по подозрению в подготовке терактов
Темы дня

Какой должна быть буферная зона России в Харьковской области

Владимир Путин заявил, что Россия занялась созданием буферной зоны в Харьковской области для предотвращения ударов ВСУ по приграничным городам РФ. О необходимости создания санитарного коридора говорят и в экспертном сообществе. Какими должны быть границы этой зоны и чем создание подобного коридора обернется для противника?

Азербайджан нашел слабое место у главной надежды Армении

Новый скандал в отношениях Франции и Азербайджана: Париж официально обвиняет Баку в провокации мятежа, случившегося в одной из своих заморских провинций. И перед нами вовсе не пустые слова. Есть основания полагать, что Азербайджан действительно вывел накал борьбы с главным европейским союзником Армении на новый уровень.

Стало известно, каким оружием был уничтожен склад ВСУ в Одессе

Мэр Тбилиси: Приехавшие к нам министры ЕС заслужили «пинка под зад»

Рар: Из-за инициативы об иноагентах Венгрия рискует своим членством в ЕС

Новости

Саакашвили присвоил себе авторство гимна Грузии

Гражданин Украины, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, отбывающий шестилетнее заключение за коррупцию и злоупотребление служебным положением под надзором в тбилисской клинике «Вивамеди», заявил, что автором текста гимна Грузии является он, а работать над ним начал с пяти лет, сообщил корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Французский генерал: Продвижение войск России под Харьковом стало сюрпризом даже для США

Продвижение российских сил в Харьковской области стало сюрпризом, предупреждения не было даже от американской разведки, заявил французский корпусный генерал авиации Брюно Клермон.

МИД: Россия примет ответные меры на запрет в Европе российских СМИ

Россия ответит на запрет в Европе вещательной деятельности РИА «Новости», «Известий», «Российской газеты», сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Медведев допустил расширение «санитарной зоны» до Польши

В случае подписания с Киевом документов безопасность России не будет обеспечена, если нет «санитарной зоны» на Украине, которая должна протянуться до Польши, заявил заместитель Совбеза России Дмитрий Медведев.

Отряд кораблей Северного флота вышел в сторону Атлантики

В пятницу отряд кораблей Северного флота под командованием носителя гиперзвуковых ракет «Циркон» фрегата «Адмирал Горшков» отправился в дальний поход, он идет в сторону Атлантического океана, сообщили в пресс-службе СФ.

Danone продала свой бизнес в России

Французская компания Danone объявила о завершении сделки по продаже своего российского бизнеса компании «Вамин Р» из Татарстана, сообщает пресс-релиз Danone.

Российские войска нанесли удар по порту в Одесской области

Вооруженные силы России нанесли удар по порту города Южный Одесской области, откуда был зафиксированы удары HIMARS дальнобойными ракетами, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Starlink ВСУ перестал работать во время наступления России под Харьковом

Терминалы спутниковой связи Starlink, которые украинская армия использует для коммуникации, вышли из строя во время наступления российских войск в Харьковской области, пишет The Washington Post.

Военный эксперт объяснил, при каких условиях ВСУ сами сдадут Харьков

Российская армия может заблокировать Харьков со всех сторон, ВСУ не смогут оборонять город и отступят, заявил военный эксперт, полковник в отставке Анатолий Матвийчук.

Петербургский суд арестовал активы и счета Unicredit Bank

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск «Русхимальянса», оператора проекта по переработке и сжижению газа в Усть-Луге, и наложил арест на имущество, счета и ценные бумаги АО «Юникредит банк» и Unicredit Bank AG, следует из картотеки арбитражных дел.

Путин назвал цель перестановок в кабмине

Административные ресурсы страны должны быть направлены на достижение главной задачи – целей специальной военной операции (СВО), с этим связаны и последние назначения, заявил президент Владимир Путин по итогам госвизита в Китай.

При взрыве в Военной академии в Петербурге пострадали семь человек

На хозяйственной территории Военной академии связи имени Буденного в Петербурге произвольно сдетонировал боеприпас времен Великой Отечественной войны, пострадали семь военных, сообщили в Ленинградском военном округе.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?