Водка портит Божий лик...
...и уродует походку,
и коверкает язык.
(Саша Черный)
Впервые с 1985 года власть решилась посягнуть, наконец, на священное и неотъемлемое право нашего человека принимать внутрь любую жидкость, которая хотя бы отдаленно напоминает по химическому составу этиловый спирт. Другое дело, что, действуя с привычным размахом, правительство, кажется, уже забыло, с чего алкогольный скандал начался.
Спровоцированный производителями стеклоочистителей 95%-ной крепости народный гнев по непонятной логике преобразовался в идеи государственной монополии на производство, дистрибьюцию и даже продажу спиртного.
Конечно же потерянные ключи легче искать под фонарем, а не там, где их обронил. И регулировать проще цивилизованный и устоявшийся рынок легального алкоголя, а не реальный народный рынок алкоголя, действующий за гранью добра и зла.
Из того, что рынок «народного» алкоголя на практике неуязвим для регулирующих органов, не следует, что этого регулирования не будет
Как живет алкогольный бизнес в глубинке я наблюдал непосредственно, посетив однажды глухую ярославскую деревню. Единственным производителем спиртосодержащих продуктов на много верст окрест были два армянина, чей бизнес сводился к разбодяживанию колодезной водой спирта неясного происхождения из потертой пластиковой канистры. А своеобразный акциз с этого производства снимал, естественно, местный участковый в натуральной форме. Даже по себестоимости заводская водка не может конкурировать с этим пойлом по 20 рублей. Впрочем, как ни велик был соблазн выпить на свежем воздухе под добротную деревенскую закуску, удержаться тогда удалось. Вероятно, благодаря тогдашней стойкости я и пишу сегодня эту колонку на «Взгляде», а не записки родным из больницы им. Боткина.
Главная беда заключается как раз в том, что этот народный рынок алкоголя никакому регулированию не поддается в принципе. Что здесь вообще можно регулировать? Ведомство Онищенко начнет проверять органолептические показатели тормозной жидкости? Или через систему ЕГАИС будут проводить все баллончики дихлофоса, успешно конкурирующего в провинции с самой дешевой водкой? Можно сровнять с землей заводы по производству левого спирта. Можно расстрелять бутлегеров, но находчивость и изобретательность русского человека преодолеет любые преграды. Введите продажу спирта по рецептам – и немедленно возникнут подпольные цеха по фальсификации рецептов в промышленных масштабах.
Даже по себестоимости заводская водка не может конкурировать с пойлом по 20 рублей |
И дело тут не только в том, что «невыносимость бытия» за границами МКАД сильно преувеличена. Способность пить тормозную жидкость (независимо от наличия ЕГАИС или грузинского вина в продаже) или не делать этого ни под каким видом зависит не от личного достатка, а от элементарного инстинкта самосохранения. Бок о бок с нами живут миллионы людей, ни в грош не ставящих собственную жизнь. И тысячи тех, кто крупно зарабатывает на этой самоубийственной тяге соотечественников.
В Волгоградской области часть отравившихся призналась, что пили антисептик «Экстрасепт-1» производства Александровского завода бытовой химии. Основу антисептика составляет 93%-ный денатурированный спирт. Директор завода, узнав о массовых отравлениях своей продукцией, не застрелился и не ушел в монастырь замаливать грех, а опубликовал уникальное по цинизму обращение к СМИ про то, что «...подобные антисептические препараты имеют бесспорное значение для социально-экономического развития страны, поскольку действуют на здоровье граждан и, как следствие, предотвращают ухудшение демографической ситуации». Демографическую ситуацию эти препараты улучшают разве что в духе социал-дарвинизма, но прямым текстом изложить теорию отсева неполноценных членов общества завод, кажется, пока не готов и ограничивается прозрачными намеками.
Сейчас выпуск «Экстрасепта» временно прекращен. Зато официальный сайт завода торжественно уведомляет потребителя о запуске в производство еще одного хита народного рынка алкоголя – «средства для розжига костров». Действительно, не простаивать же линии по разливу денатурата, а уж как он будет называться – антисептиком или средством для розжига, потребителю не очень важно.
В Волгоградской области часть отравившихся призналась, что пили антисептик «Экстрасепт-1» производства Александровского завода бытовой химии |
Впрочем, из того, что рынок «народного» алкоголя на практике неуязвим для регулирующих органов, не следует, что этого регулирования не будет. И по аппаратной логике, да и просто по человечески правительство просто вынуждено будет хоть что-то делать с алкогольным рынком. Назад дороги нет, даже если трезво отдавать себе отчет, что на ситуацию с суррогатами эти меры никак не повлияют. Не приходится сомневаться, что в результате любых мер правительства водка традиционно подорожает, что, кстати, к лучшему. Недовольным же придется все претензии по этому поводу направлять непосредственно на Александровский завод бытовой химии, успешный бизнес которого дал власти карт-бланш на самые жесткие меры на алкогольном рынке.