В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Антона Копасова о том, почему рядовые журналисты крупнейших западных изданий могут себе позволить вообще ничего не знать об истории послевоенной Европы.
Штайнмайер узнает об изменениях в германской внешней политике, открывая по утрам газету Die Welt
Впечатлило интервью бывшего польского министра иностранных дел Адама Ротфельда газете «Коммерсантъ». Этот человек не просто бывший министр – он мудрец, причем официальный.
Ротфельд – один из 15 мудрецов, выбранных ОБСЕ для решения сложных внешнеполитических вопросов. То есть он входит в число пятнадцати умнейших людей Европы (по версии ЕС, во всяком случае).
В интервью российской газете мудрейший доходчиво объяснил, что нужно сделать, чтобы преодолеть украинский кризис. Оказывается, все гораздо проще, чем всем немудрым казалось: нужно, чтобы Россия наконец-то признала суверенитет Украины.
Для совсем недалеких Ротфельд тут же поясняет. Оказывается, с 1991 по 2014 год Украина была независимой только на бумаге. А в реальности ее положение было таким же, как у Польши в послевоенное время. Независимость на бумаге и полное подчинение Москве на деле.
Правда, через один абзац мудрец Ротфельд почти себя опровергает, говоря о том, что все президенты независимой Украины – от Кравчука до Януковича – мечтали об интеграции их страны с Европой. Так как же?
Каждому просветленному, как в Киеве, так и в Москве, известно, что, начиная с предательства польских интересов Богданом Хмельницким и до второго Майдана, на Украине царил голодомор и сталинские репрессии.
А бедные президенты последних лет, мечтая по ночам о вильной Украйне, днем и слова боялись сказать, зная, что как только слух дойдет до Кремля, их страна подвергнется нашествию танков с красными звездами.
Вот примерно такая картина в голове у человека, которому Европа доверила решение украинского кризиса. Таков уровень знания новейшей истории у мудрейшего из европейцев. Что же говорить о других, тех, что попроще?
Например, о действующих министрах иностранных дел. Еще лет двадцать тому назад газета Die Welt узнавала от своих источников в МИДе о последующих шагах в германской внешней политике. Теперь министр Штайнмайер узнает о намечающихся изменениях в германской внешней политике, открывая по утрам газету Die Welt.
И ладно бы вся проблема была в том, что редакторы крупнейших европейских газет были на корню куплены американской разведкой. В перспективе их можно было бы перекупить, заменить, разоблачить, наконец. Дела обстоят гораздо хуже.
Если один из пятнадцати мудрецов не в курсе, как что происходило в соседней стране в последние два десятилетия, то рядовые журналисты крупнейших западных изданий и телеканалов могут себе позволить вообще ничего не знать об истории послевоенной Европы.
Тектонический сдвиг в мозгах совпал, а скорее был вызван телекоммуникационной революцией. Людям некогда копаться в фолиантах, даже в электронных. Все время уходит на то, чтобы не пропустить новую примочку к айфону, затем ее прикупить, установить и попользоваться перед тем, как появится новая.
Мир, включая историю, географию и политику, познается через выставленный на главной хэштэг в Твиттере, ролик на Ютюбе и слоган на Гугле. А это все американские компании с глубокими корнями, уходящими все знают куда.
***
И зачем этот текст, скажет мой одинокий читатель. Мы не можем изменить хомо вестернуса и общество, в котором он обитает. Действительно, вероятно, не можем, силы неравны. Но он, судя по всему, успешно манипулирует нашим сознанием. И это ему совсем несложно, имея в руках тот же айфон.
Заголовки российских СМИ, даже вполне проправительственных изданий, наводят на такую грустную мысль.
Война в Сирии, уничтожившая уже более 250 тысяч жизней, вызвана «ошибками» американской политики. И это притом что любая «Гардиан» ежедневно клеймит российские «преступления» в Донбассе.
Американскому специалисту по разведке приходится напоминать на страницах ВЗГЛЯДа, что баррельных бомб, которые Башар Асад якобы сыплет на головы сограждан, не существует в природе. Что все это выдумка технически недоученных американских пропагандистов. Тем не менее информация об очередной бочковой бомбардировке разносится российскими СМИ с резвостью, заслуживающей лучшего применения.
Фундаментальное преступление Обамы-Меркель-Порошенко – расстрел майдановцев в спину на Университетской, из очевидного перешел, явно под влиянием информации на гаджетах, в раздел неразрешимых тайн века.Однако вершиной айфонного мышления я бы назвал кочевавшую на прошлой неделе по правофланговым отечественным ресурсам заставку такого содержания: «США признали право России размещать военные базы на своей территории». Кто не понял, прочтите еще раз. Там положен восклицательный знак, но в выносках они не ставятся.
Да и зачем. Даже без восклицательного знака пробивает сквозь экран радость, граничащая с экстазом. Разрешили! Отцы родные, позволили! Нам, лапотникам, сами американцы, да-да, сами, позволили строить базы, причем на нашей же территории!
Зря про Обаму говорят разное, он добрый, он великодушный! Взял так и разрешил, а мог бы и нет... В общем, не знаю, как вам, а мне захотелось схватить портрет первого получерного и выйти на центральную улицу, размахивая привязанным к очкам американским флажком.
Эту замечательную для русской словесности фразу составили люди, умеющие читать по-английски, владеющие интернетом, а значит, бомбардируемые ежедневно постами, клипами, тэгами и слоганами.
Чего от них ждать тогда? И чему удивляться, когда тысячи таких же продвинутых интернет-юзеров собираются на Болотных протестовать против того, что кровавый Путин мешает светлым и свободным превратить Сирию в Сомали!