Разогнав НЛО-манию до предельных масштабов, представляемое демократами глубинное государство может создать Трампу проблему, которая затмит собой и серьезнейшие внутренние и внешние вопросы, ударив по дееспособности администрации нового президента.
5 комментариевСМИ: Минфин предложил сократить расходы на 1 трлн рублей
Министр финансов Антон Силуанов в среду на совещании у премьера Дмитрия Медведева представил предложения своего ведомства на 2015 год, которые предполагают увеличение до 3,5% ВВП дефицита бюджета, индексацию социальных и региональных расходов на 0,5 трлн рублей, расходование более 70% Резервного фонда и сокращение прочих расходов на 1 трлн рублей.
Совещание по бюджетным вопросам с экономическим блоком правительства в среду было проведено премьер-министром Дмитрием Медведевым. Совещание было рабочим, итоги его не объявлялись.
У России нет Резервного фонда в потребных объемах, без изменений дефицит бюджета в 2015 году составит около 5% ВВП, а ненефтегазовый дефицит - около 13%
По данным «Коммерсанта», министр финансов Антон Силуанов (он дал лишь краткие пояснения по ситуации с суверенным рейтингом России по итогам заседания Госсовета) представил на совещании первые расчеты Минфина по необходимой коррекции бюджета на 2015-2017 годы в связи со снижением нефтегазовых доходов и девальвацией рубля. Напомним, с четвертого квартала 2014 по июль 2015 года правительство имеет право принимать оперативные решения по коррекции федерального бюджета без участия Госдумы и свободно расходовать Резервный фонд.
Согласно макроэкономическим прогнозам команды Минфина, заложенным в бюджетные проектировки, при цене нефти в 2015 году 60 долларов за баррель (с последующим небольшим ростом - до 70 долларов в 2017 году) ВВП России ждет снижение на 4% с отскоком в 2015 году на 2,4% и последующим ростом на 1,6%, сообщили источники, знакомые с ходом совещания. Предположения также строятся на среднегодовом курсе рубля к доллару до 2017 года 51 рубль за доллар и прогнозе инфляции в 10% в 2015 году, снижающейся до 4% в 2017 году. Существенное замедление инфляции отсеивает вероятность очередного взрыва частного потребления.
Впрочем, Минфин прогнозирует рост общероссийского фонда заработной платы в 2016 году к уровням 2015 года на 1,8 трлн рублей, до 20,1 трлн рублей (9,9%), и на 1,4% в 2017 году, до 21,5 трлн рублей (6,6%), что соответствует росту в несколько процентов реальных зарплат на второй-третий год кризиса.
- Медведев: Будущий год будет крайне непростым для России
- Глава ПФР: Страховые пенсии россиян с 1 февраля 2015 года могут проиндексировать на 9,8%
- У девальваций в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане свои особенности
- Замминистра обороны: Свертывание военных программ обернется затратами для бюджета
Из расчетов Минфина следует, полагают источники, что из-за снижения сырьевых цен доходы бюджета потеряют к плановым в 2015 году, утвержденным законом о бюджете, 2,5 трлн рублей - рублевые цены на нефть упадут примерно до 3 тыс. рублей за баррель.
Необходимое повышение расходов (индексации и прочее по предусмотренным законом ситуациям) в случае непринятия решений об экономии должно было бы составить около 0,5 трлн рублей. Главное, что требуется изменить в этой части бюджета,- трансферт Пенсионному фонду: туда нужно добавить 180 млрд рублей уже в 2015 году и приблизительно по 500 млрд рублей в 2016-2017 годах. Есть лишь варианты с принятием или непринятием решений по индексации ряда расходов (например, по индексации оплаты труда бюджетников с 1 октября 2015 года), но они более 100 млрд рублей экономии не дают.
Несокращаемые расходы бюджета в 2015 году (несокращаемость определена президентом Владимиром Путиным, в том числе 2 трлн рублей закрытых расходов) составляют в 2015 году около 5 трлн рублей, сокращаемые - около 10 трлн рублей. Соответственно, задачей правительства в целом и Минфина в частности является поиск недостающих сумм в объеме около 3,5-4 трлн рублей.
Большая часть этих средств по планам финансового ведомства должна быть взята там, где и предполагалось ранее,- в Резервном фонде (около 3,5 трлн рублей), в котором, таким образом, останется к концу 2015 года порядка 1 трлн рублей. При этом по итогам необходимого увеличения расходов оптимизировать финансовому ведомству придется около 1 трлн рублей ассигнований 2015 года - то есть пока каждый десятый рубль, которым Белый дом распоряжается более или менее свободно.
На практике, утверждает другой источник вне правительства, знакомый с повесткой совещания, около 40% других формально сокращаемых расходов бюджета так или иначе защищено от сокращения (или не имеет смысла сокращать), поэтому в реальности сокращение по большей части «секвестируемых» расходов (термин может быть применим фактически, но неверен с точки зрения определений Бюджетного кодекса) составит в среднем 15-20%. В частности одним из обсуждаемых предложений в правительстве совещания было замораживание с переносом проектов на последующие годы строительства новых федеральных трасс на 2015 год и сокращение Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) за счет объектов, у которых нет шансов быть завершенными в текущем году.
Некоторое ослабление бюджетного кризиса планы Минфина предполагают в 2016 году - тогда при росте ВВП сокращение источников финансирования дефицита бюджета снизится до 3 трлн рублей, а в 2017 году - до 2,5 трлн рублей. Впрочем, ожидаемое снижение инфляции все равно требует от Белого дома доиндексации на 0,5 трлн рублей расходов в 2016 году и почти такую же сумму в 2017 году. Основная идея, вынесенная командой Антона Силуанова на совещание,- без сокращения госрасходов вариантов сохранения прежней бюджетной конструкции не существует уже даже технически: у России нет Резервного фонда в потребных объемах, без изменений дефицит бюджета в 2015 году составит около 5% ВВП, а ненефтегазовый дефицит - около 13%.