Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.
13 комментариевСМИ: На базе учебного Як-130 создадут штурмовик
Научно-производственная корпорация «Иркут» начала разработку высокотехнологичного штурмовика на базе учебно-тренировочного реактивного Як-130, пишут «Известия».
«Разработки начались несколько лет назад, и сейчас мы можем планировать окончание первого этапа в 2013–2014 годах. Ждите штурмовик Як-130 на мировых авиасалонах в скором времени», – пообещал информированный представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией.
Легкий штурмовик очень хорош для борьбы с незаконными бандитскими формированиями, где важнее экономичность машины, а не живучесть и защищенность
Он подчеркнул, что финансирование работ ведется за счет собственных средств корпорации. Машина будет напичкана высокотехнологичным оборудованием. Ее оснастят прицельным телевизионно-тепловизионным комплексом, позволяющим обнаруживать цели в сложных метеоусловиях и ночью, а возможно, и бортовым радаром.
Бортовая электроника ориентирована на совместимость с высокоточным оружием, имеющим лазерное, телевизионное и спутниковое наведение. Классическим неуправляемым бомбам и ракетам тоже найдется место в отсеках. Источник в ОАК подчеркнул, что даже отработана технология установки на самолет системы топливозаправки. Практическая дальность «Рукавицы» (самолет по классификации НАТО называется Mitten) возрастет с нынешних 2 тыс. км до 4–5 тыс.
Сегмент легких штурмовиков на мировом рынке оружия – один из самых динамичных, и Россия в нем не представлена. Здесь правят бал британские Hawk, итальяно-бразильские AMX и хорошо знакомые России чешские L-39, на которых велась подготовка советских пилотов.
По данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), Россия является вторым после США крупнейшим экспортером боевых самолетов. Поэтому ситуация в нише легких штурмовиков неприемлема, говорят в ОАК.
Классические штурмовики типа российского Су-25 или американского А-10 Thunderbolt II – это мощные авиационные системы, которые основной массе мировых импортеров не по карману (25 млн – 60 млн долларов в зависимости от комплектации и модели), да и без особой военной надобности. А легкие штурмовики гораздо дешевле (максимум 15 млн долларов), редко несут больше одной тонны вооружений, не имеют бронирования, у них слабый прицельный комплекс, но этого достаточно для конфликтов низкой интенсивности.
#{weapon}Другое преимущество легких штурмовиков – относительно низкая стоимость эксплуатации. Так как они созданы на базе учебно-тренировочных машин, то не требуют дополнительной подготовки пилотов.
Планы «Иркута» одобряют и Военно-воздушные силы. Собеседник в главкомате ВВС сказал, что боевой Як-130 ждет «большой экспортный успех» и внутри страны он может пригодиться.
«Главкомат обязательно его рассмотрит и примет решение, есть ли в нем необходимость. Легкий штурмовик очень хорош для борьбы с незаконными бандформированиями, где важнее экономичность машины, а не живучесть и защищенность», – считает офицер главкомата.
Легкие штурмовики в мире постепенно переходят на управляемое оружие, чтобы удовлетворять растущие запросы покупателей. Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко говорит, что дешевая подержанная машина вряд ли предпочтительнее новой высокотехнологичной в глазах даже бедного импортера.
«У подержанных штурмовиков с неуправляемым оружием эффективность весьма относительна. Нынешние повстанческие формирования имеют большое количество зенитных пушек, пулеметов, переносных ракетных комплексов. Зато легкий штурмовик нового поколения, вооруженный высокоточными бомбами и ракетами, современными прицельными и поисковыми комплексами, способен поразить цели, не входя в зону действия ПВО», – рассказал эксперт.
Он добавил, что поскольку Як-130 окажется достаточно дорогим, то купить его смогут далеко не все желающие. Но стратегия «Иркута» оправдана тем, что нишу дешевых легких штурмовиков плотно заняли китайские модели и России следует искать своего покупателя в сегменте высоких технологий, пишут «Известия».