Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
13 комментариевУмер режиссер Петр Фоменко
В четверг в Москве на 81-м году жизни скончался режиссер Петр Фоменко, сообщили в департаменте культуры Москвы со ссылкой на дирекцию театра «Мастерская Фоменко».
Также стало известно, что Петр Фоменко будет похоронен в субботу. Панихида пройдет в театре на набережной Тараса Шевченко. О точном времени и месте похорон в театре пока не знают.
С кончиной Петра Наумовича чувствую себя сиротой. И весь его театр осиротел, я думаю, что и весь русский театр
Петр Фоменко – режиссер театра и кино, педагог, возглавлял Московский театр «Мастерская Фоменко» с 1993 года по настоящее время. Им было создано более 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси и других городов. Многие из его спектаклей удостаивались высоких наград, передает «Интерфакс».
«С кончиной Петра Наумовича чувствую себя сиротой. И весь его театр осиротел, я думаю, что и весь русский театр. Когда он был жив, мы понимали, что есть планка, на которую надо ориентироваться. Мы всегда, когда смотрели что-то или слушали в театре, думали: «А вот Петр Наумович сделал бы это лучше, точнее, круче», – сказал ученик Фоменко, известный режиссер Евгений Каменькович, передает РИА «Новости».
По его словам, у Фоменко была «абсолютная оценка пошлости в театре».
«Он назвал огромное количество пьес, которые надо поставить – на это надо примерно лет сто. И вот как мы с этим теперь будем справляться?» – добавил Каменькович.
Министр культуры РФ Владимир Мединский сказал, что смерть Петра Наумовича – невосполнимая утрата для российской культуры.
Ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев говорит, что все, кто любили, любят и будут любить театр – им будет не хватать Петра Фоменко.
«Сегодня, 9 августа – мой день рождения и самый грустный день в моей жизни. Ушел мой учитель Петр Наумович Фоменко. Я грущу и думаю, что не только я. Думаю, все те, кто любили театр, которые любят театр и которые будут любить театр, им будет его недоставать. Не будет хватать того большого мастера, который своей жизнью, своим трудом заставил огромное количество людей полюбить театр и приоткрыл то подлинное, что только может нести за собой театр. Он – высочайший мастер. Мастер с большой буквы», – сказал Князев.
80 лет - конечно, серьезный возраст, но для нас его уход неожидан и трагичен. Он бьет по всем нам, его современникам
«Умер великий русский режиссер – сегодня мы можем так говорить. Это удивительный творческий организм, который вначале удивлял своими детскими спектаклями, который подвергался тяжелым ударам судьбы, но нашел в себе силы вернуться и продолжать, – поделился известный режиссер Марк Захаров. – Его последние работы войдут в нашу культуру навечно. Петр Наумович на моих глазах создавал свой театр».
По словам Захарова, он даже не сразу мог представить, что это будет «такая замечательная труппа репертуарного театра, которая станет поражать и радовать своими спектаклями.
«Петр Наумович мог бы сделать еще больше. Его творческий потенциал не был исчерпан. 80 лет – конечно, серьезный возраст, но для нас его уход неожидан и трагичен. Он бьет по всем нам, его современникам. Я надеюсь и мечтаю о том, чтобы его театр сумел перенести эту страшную потерю и достойно продолжил дело своего учителя», – добавил Марк Захаров.
Профессор школы-студии МХАТ, худрук Центра им. Мейерхольда Виктор Рыжаков говорит, что «в этой ситуации нет никаких слов, все замирает».
«Я нахожусь далеко от Москвы и сейчас думаю только о том, как мне побыстрее перебраться в Россию. Единственное желание – быть с ним рядом в этот момент. Петр Наумович – это большая часть нашей жизни, целая эпоха, поэтому тут нет слов, только тишина», – сказал Рыжаков.
В 1955 году Фоменко окончил филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), в 1961 году – режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС) (ныне Российская Академия театрального искусства (РАТИ)).
Режиссерский дебют Фоменко состоялся в 1958 году на сцене Московского драматического театра. Первый спектакль режиссера – «Беспокойное наследство» по пьесе Константина Финна.
В 1960-е годы Фоменко ставил спектакли в московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.
В 1972–1981 годах Петр Фоменко работал в Ленинградском театре Комедии (ныне – Санкт-Петербургский театр Комедии имени Н. П. Акимова).
В 1977 году Петр Фоменко стал главным режиссером Ленинградского театра Комедии.
В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Эдуардо де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и «Любовь Яровая» Константина Тренева (1977) в Малом театре.
Одновременно с работой в театре Фоменко трудился на Центральном телевидении. Режиссером были созданы телеспектакли «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по Александру Пушкину (1969, 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастье» (1972) по Льву Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по Александру Пушкину. Кроме того, режиссер снял полнометражные художественные фильмы «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Почти смешная история» (1977) и «Поездки на старом автомобиле» (1985).
Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Фоменко возвратился в Москву и начал преподавать на режиссерском факультете ГИТИСа.
В 1992 году Фоменко получил звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжил ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 1980–1990 е годы на сценах различных театров, такие спектакли, как «Плоды просвещения» Льва Толстого в театре им. В. В. Маяковского (1985); «Без вины виноватые» Александра Островского (1993) и «Пиковая дама» по Александру Пушкину (1996) в театре им. Евгения Вахтангова; «Калигула» Альбера Камю в театре им. Моссовета (1990), «Великолепный рогоносец» Фернана Кроммелинка в театре «Сатирикон» (1994) и другие.
В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра – Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко», художественным руководителем которого стал Петр Фоменко.
В 2001 году Петр Фоменко выпустил свой последний курс. В 2003 году он оставил кафедру режиссуры в РАТИ и перестал преподавать.
Петром Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси (Грузия), Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Созданные им спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. Станиславского (1994, 2000), премии «Хрустальная Турандот» (1994, 1996), национальной театральной премии «Золотая Маска» (1995, 2001, 2002, 2006, 2012), премии им. Товстоногова (2001). В 2001 году Фоменко стал лауреатом премии в области культуры и искусства «Триумф».
За свое творчество Петр Фоменко был удостоен многих наград и званий. Он народный артист России (1993), лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002). Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007), в 2004 году удостоен премии президента РФ.