Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

13 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

15 комментариев
22 февраля 2024, 11:26 • Экономика

Как Россия развивает главные экспортные ворота

Как Россия развивает главные экспортные ворота
@ Евгений Епанчинцев/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Резкий разворот России на Восток был бы невозможен без модернизации в том числе железнодорожной инфраструктуры. Развитие Восточного полигона РЖД ведется уже не первый год. В этом году ожидается старт третьего этапа. Зачем Россия тратит триллионы рублей на БАМ и Транссиб и какой эффект получит от этого экономика 17 российских регионов?

Россия продолжает реализовывать масштабный инфраструктурный проект в рамках нацпроекта, который в условиях закрытия европейского рынка стал еще более актуальным. Речь идет о расширении Восточного полигона РЖД.

Восточный полигон – это российская сеть железных дорог, объединяющая Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги. Его протяженность составляет 17 тыс. километров, и эта сеть проходит через 17 российских регионов. Ключевыми дорогами Восточного полигона являются построенные еще в XX веке Транссиб и БАМ.

Модернизация железных дорог Восточного полигона проходит в три этапа. Первый этап начался в 2018 году и был закончен в 2021 году. Основные работы по второму этапу планируется завершить в 2024-2025 годах. Это должно дать прирост провозной способности на Восточном полигоне до 180 млн тонн. Стоимость второго этапа оценивается в 1 трлн рублей.  

Третий этап модернизации должен начаться в 2024 году, и по завершении его к 2032 году провозная способность на Восточном полигоне вырастет до 255 млн тонн. РЖД оценивает третий этап расширения БАМа и Транссиба в 2,68 трлн рублей.

Третий этап делится на три подэтапа. Первый увеличит провозную способность полигона до 197 млн тонн. В первую очередь он заточен под перевозку якутского угля с Эльгинского месторождения. Второй подэтап позволит нарастить мощности до 210 млн тонн к 2030 году. По новым дорогам будут провозить грузы Центральной России, Урала и Западной Сибири. Третий финальный подэтап позволит перевозить до 255 млн тонн к 2032 году (а в более долгосрочной перспективе – 270 млн тонн грузов). На этом этапе предусмотрено строительство сплошных вторых путей от Ургала до Ванино, дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также моста через Амур.

В начале года стало известно, что по третьему этапу еще ведутся споры между РЖД и грузоотправителями (СУЭК). РЖД планируют 90% инвестиций направить на модернизацию именно БАМа, а грузоотправители предлагают заметно увеличить вложения в Транссиб и выходы на него, а также убрать вторые Северомуйский и Кузнецовский тоннели и отказаться от сплошных вторых путей.

«Более быстрый, чем думали ученые, поворот российского экспорта с Запада на Восток стал возможным во многом благодаря постоянно развивающейся транспортной инфраструктуре. Главная задача – обеспечить провозную мощность при постоянно растущих объемах перевозок.

За время реконструкции Восточного полигона его провозная способность уже увеличилась в 1,5 раза,

а в этом году может достигнуть еще больших значений – около 200 млн тонн», – говорит Павел Севостьянов, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова.

«Модернизация Восточного полигона позволит еще больше нарастить взаимный товарооборот с Китаем, а также создать новые транспортно-логистические узлы, через которые грузы будут доставляться по железной дороге в морские порты Дальнего Востока и далее транспортироваться в страны Азии», – говорит Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.

«Сейчас Восточный полигон стал основными экспортными воротами России. Раньше его значение не было столь велико, ведь основные грузы шли через Северо-Западное и Южное направление.

Восток был преимущественно занят вывозом угля. С 2022 года это поменялось, и теперь Восток – это почти дорога жизни для российского экспорта. Безусловно, в такой конфигурации ее расширение жизненно необходимо, тем более на фоне смещения центра тяжести экономической жизни на Восток», – говорит Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА.

Экспортные перевозки по сети РЖД в восточном направлении выросли на 7% в 2023 году по сравнению с 2022 годом, говорил генеральный директор компании Олег Белозеров в начале года. Еще одна тенденция за последние 20 лет, на которую он обратил внимание: раньше РЖД только 40% экспорта доставляли через порты, а сейчас 78% груза. То есть для РЖД важна связка железных дорог с портами. 

Новые железные дороги нужны в первую очередь для роста объемов перевозки угля, металлов, стального проката, удобрений, произведенных в России нефтепродуктов, а также продукции химической и деревообрабатывающей промышленности.  

«Для регионов это очень важно, так как модернизированная транспортная инфраструктура обеспечит больше заказов для предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока, особенно в добыче угля, металлургии, машиностроении, химической промышленности. Будут создаваться новые рабочие места, что в свою очередь положительно повлияет на рост занятости не только в целом по стране, но и в соответствующих регионах. Будут осваиваться новые месторождения полезных ископаемых, например, редкоземельных металлов, используемых в производстве электромобилей. Такие месторождения есть в Восточной Сибири и, в частности, в Республике Саха, но их освоение до сих пор считалось нерентабельным именно из-за неразвитой транспортной инфраструктуры. Это значит, что можно будет обеспечить собственной сырьевой базой собственное производство электромобилей», – рассуждает Мильчакова.

«Это глобальный проект с большим мультипликативным эффектом – за ним следует и программа по развитию транспортно-логистических центров, включающая в себя более 30 таких центров по всей длине маршрута и целый ряд других вспомогательных программ. На проект Восточного полигона будут постоянно «нанизываться» другие проекты. В целом к 2028 году объем переработки логистическими центрами по стране увеличится в три раза. При этом на Дальнем Востоке этот объем вырастет более чем в 4,5 раза», – говорит Павел Севостьянов.

В целом модернизированные железные дороги позволят укреплять экономические связи не только с Китаем, но и другими странами Юго-Восточной Азии, например, с Южной Кореей, заключает Мильчакова.

..............