Как выяснили журналисты, Трамп прерывал свою встречу с лидерами стран Европы не только для того, чтобы позвонить президенту России Владимиру Путину. Премьер-министру Венгрии Виктору Орбану он тоже позвонил и, по данным Bloomberg, спросил: почему Будапешт блокирует вступление Киева в ЕС, попросив больше так не делать.
Европейцы, присутствовавшие тогда в Белом доме в качестве группы поддержки Владимира Зеленского, или сам Зеленский явно нажаловались президенту США на Венгрию. Если верить Брюсселю, на сегодняшний день именно она является главным препятствием на пути киевского режима в Евросоюз.
Украина подала заявку на членство в ЕС еще в феврале 2022-го. Орбан же заявлял, что при его жизни Украина в ЕС не вступит. Но тут ему позвонил Трамп с предложением, от которого не так-то легко отказаться.
Трампа легко понять: он не только выполнял просьбу гостей, но и преследовал собственные интересы.
«Трамп хотел бы продать воздух: просит уступок взамен на отказ от каких-то своих действий. Когда дело дойдет до переговоров, он скажет, что выступает за членство Украины в ЕС. А потом будет продавать Москве отказ от этого членства. Орбан же этой стратегии мешает», – объясняет газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.
Однако просьбе американского президента венгерский премьер не внял. На следующий день после разговора с Вашингтоном Орбан заявил, что «членство Украины в Евросоюзе не дает никаких гарантий безопасности для украинцев, но банкротит европейскую экономику, поэтому украинцам необходимо рекомендовать вместо членства заключение стратегического соглашения».
Во-первых, для Европы Украина – чужая. По крайней мере, для той Европы, какой ее хочет видеть Виктор Орбан. «Он считает, что Европа ослабнет из-за вступления Украины. У него есть нацеленность на нормализацию отношений с Россией, а Украина будет продвигать антироссийскую повестку», – говорит Офицеров-Бельский.
Во-вторых, на Украине продолжают нарушаться права венгерского меньшинства – и для Орбана это важнейший внутриполитический вопрос. У венгров вопрос поддержки соотечественников за рубежом является мерилом патриотизма: они до сих пор не могут смириться с тем, что территории, которые были потеряны по итогам мировых войн (а это большая часть той Венгрии, которая существовала на момент 1918 года), стали чужими.
В-третьих, Орбан мстит. Киевский режим в борьбе с Россией не считается с венгерскими интересами.
Из последнего можно выделить удар по нефтепроводу «Дружба» в Тамбовской области, который поставил Венгрию под угрозу нефтяного голода.
«Россия – основной поставщик нефти в Венгрию, и получает эту нефть Будапешт только по «Дружбе». Конечно, можно было бы пригнать танкер в Хорватию и оттуда пустить по прямому трубопроводу, но с 5 декабря 2022 года поставки российской нефти морским транспортом в ЕС запрещены», – напомнил газете ВЗГЛЯД эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.
Также, по его словам, Будапешт заинтересован в бесперебойной поставке российской нефти в Словакию, поскольку словацкие НПЗ принадлежат венгерской компании MOL. Кроме того, венгры зарабатывали на транзите нефти через свою территорию в Сербию. Будапешт даже вложился в строительство нового трубопровода для того, чтобы маршрут не проходил через Хорватию.
Когда венгерские власти в лице главы МИД Петера Сийярто потребовали от Украины прекратить атаки на нефтепровод, его украинский коллега Андрей Сибига предложил обратиться с претензиями «к друзьям в Москве».
Такое хамство на Украине поддерживается. По данным одного из опросов, вышедших в 2024 году, 52% ее жителей считают Венгрию враждебным государством.
Тогда Будапешт перешел от требований к угрозам. «Не забывайте: большая часть энергоснабжения Украины поступает из Венгрии», – заявил Сийярто. А Орбан добавил, что Будапешт может за сутки устроить Киеву энергетический коллапс, и предложил не дергать льва за усы.
Правда, «может» и «сделает» – это не одно и то же. Венгрия вряд ли рискнет лишить Украину электричества – Брюссель не позволит, поскольку энергетический коллапс приведет и к коллапсу фронта. Еврокомиссия смогла уломать Орбана на многое из того, что он не хотел делать. Но по вопросу вступления Украины в ЕС он пока что тверд.
Потому что – и это, в-четвертых – чем дольше Украина вне ЕС, тем больше у Орбана шансов заработать сверху, торгуя своим голосом и правом вето. «Орбан всегда продает свое согласие, и каждый раз цена индивидуальная. С ним всегда можно договориться, поэтому он столько лет в политике», – отмечает Офицеров-Бельский.
Впрочем, даже если предположить, что когда-нибудь с Орбаном все-таки сторгуются, Украина в ЕС все равно вряд ли войдет, поскольку не соответствует его экономическим критериям.
«Критерии членства в ЕС достаточно сложные и достигаются не сразу. Например, государство должно обладать определенными экономическими показателями на протяжении нескольких лет подряд. Ту же Болгарию и Румынию, например, не включали из-за высокого уровня коррупции. А Украина очень многим критериям не соответствует», – добавляет он.
Даже если брюссельская бюрократия закроет на это глаза, достаточно будет трезвой оценки ситуации со стороны любого национального правительства Евросоюза. Орбан сейчас сопротивляется один, но он не единственный скептик в ЕС.
«Украина в ЕС не нужна. Никто не собирается тратить на ее восстановление уйму ресурсов, а ведь нужно более 500 миллиардов долларов. Даже если изъять замороженные российские активы, этого все равно не хватит», – подчеркивает эксперт.
Вместо того чтобы работать на модернизацию Германии, немец должен будет работать на то, чтобы украинец жил лучше. Пока ФРГ этой странной экономической модели не сопротивляется – ведь есть Орбан, которым можно прикрыться. Но если Венгрия отойдет в сторонку, то и Берлину, и Парижу, и Риму придется сказать свое европейское нет, как бы ни настаивал Трамп.
Иными словами, именно позиция Виктора Орбана сохраняет иллюзию того, что Украину в ЕС когда-нибудь все-таки пустят.