В мире

4 декабря 2024, 13:32

Как был сорван авантюрный военный переворот в Южной Корее

Фото: HAN MYUNG-GU/EPA/ТАСС

Диктатор на шесть часов. Именно так теперь можно называть пока еще действующего президента Южной Кореи Юн Сок Еля. Который попытался вернуть страну на 40 лет назад, в период военной диктатуры – и проиграл. Как и почему это произошло и какими будут последствия?

Юн Сок Ель, избранный в 2022 году с минимальным (менее процента) отрывом от конкурента, оказался не очень удачным президентом. При нем в стране начались очередные экономические проблемы, а парламент находился под контролем оппозиции – она контролировала 192 места из 300.

В итоге депутаты отказались принимать президентский проект бюджета, а также пытались лишить полномочий важных и нужных президенту лиц – в частности, руководство прокуратуры, при помощи которого Юн Сок Ель надеялся пересажать своих политических оппонентов. Наконец, обсуждался и вариант импичмента самому президенту – в том числе и за то, что его жена получала дорогие подарки (в Южной Корее это весьма серьезный проступок).

Защититься президент не мог. Опереться на население тоже – его рейтинги колебались в районе 10-20%. 

В этой ситуации Юн Сок Ель должен был просто досидеть свой срок как «хромая утка» и уйти – как это сейчас предстоит президенту Франции Эммануэлю Макрону. Ну или подать в отставку и объявить досрочные выборы. Однако он решил узурпировать власть.

Поздно вечером 3 декабря под предлогом наличия в стране «антидемократических сил» и «угрозы со стороны КНДР» он объявил в стране военное положение. Деятельность политических партий, а также ряд прав и свобод граждан (например, забастовки) были запрещены. Президент в обращении заявил о необходимости «уничтожить просеверокорейские силы и защитить конституционный демократический порядок».

И это не был сиюминутный порыв. Ряд южнокорейских депутатов отмечали, что последние несколько месяцев несколько ключевых военных должностей (связанных с обороной, контрразведкой и информационным противодействием КНДР) были заняты лицами, окончившими ту же среднюю школу, что и президент Юн Сок Ель. То есть он явно и давно готовился к подобному повороту.

Казалось бы, авантюра и глупость. Но здесь нужно понимать специфику Южной Кореи. Родовым пятном страны является теснейшая интеграция политических и деловых элит – своего рода проклятье чеболей.

Больших экономических концернов с политическими преференциями, в свое время поднявших южнокорейскую экономику, но сейчас обеспечивающих высочайший уровень коррупции во власти. Поэтому вариант «уйти в отставку и спокойно пожить на пенсии» и даже «уйти по истечении срока полномочий на пенсию» с южнокорейскими президентами не всегда проходит. Ряд руководителей южнокорейского государства после истечения своих сроков были осуждены за коррупцию, одна (Пак Кын Хе) получила импичмент и срок за коррупцию, а еще один – Но Му Хен, не дожидаясь приговора за коррупцию, покончил жизнь самоубийством.

Поэтому неудивительно, что Юн Сок Ель, выбирая между гарантированной тюрьмой и возможным спасением власти через госпереворот, выбрал второй вариант. Видимо, он надеялся на то, что народ смирится – демократия не успела пустить в стране глубокие корни. Она существует лишь с 1988 года – а до этого страной правили военные диктаторы. Да, никто из них в итоге не закончил хорошо (кого-то свергали, кого-то убивали, кого-то отдавали под суд), но это была уже проблема завтрашнего дня.

Надеялся Юн Сок Ель и на то, что западные партнеры с переворотом смирятся – на фоне усиления возможностей КНДР и будущего американо-китайского конфликта Вашингтону нужна сильная и стабильная Корея. И неважно, под чьим управлением.

Однако эти расчеты не сбылись. Во-первых, у оппозиции был инструмент для сопротивления – отменить введенный президентом режим чрезвычайного военного положения мог парламент. Для этого нужно было лишь проголосовать простым большинством. И оппозиция сразу выразила намерение этим инструментом воспользоваться.

Президент Юн попытался им помешать. Подчиняясь его указаниям, южнокорейская армия окружила парламент, попытавшись блокировать его работу. Но – и это во-вторых – население вышло на улицы для защиты депутатов. Они попытались заблокировать военных в то время, как депутаты со своими помощниками всяким возможным образом – через окна, заборы и даже на карачках между ног полицейских – пытались прорваться в сессионный зал.

И вот тут наступило в-третьих – армия, по сути, сделала выбор. Она не стала расстреливать демонстрантов, устраивать массовые аресты и охоту за депутатами. Не стала применять силу даже в ситуации, когда у солдат протестующие пытались вырывать винтовки. Солдаты и офицеры отказались проливать кровь и зарабатывать себе на приговор. Армия ограничилась формальным выполнением легитимного (а президент имел право вводить режим ЧС) указа главы государства.

При таком раскладе Юн Сок Ель был обречен. К часу ночи по местному времени 190 депутатов все-таки оказались в зале и единогласно проголосовали за отмену военного положения. «Мы будем защищать демократию вместе с народом», – заявил спикер парламента У Вон Сик. И в 4.30 утра президент этому решению подчинился.

Сейчас в Южной Корее начинается разбор полетов. Армию (за исключением каких-то генералов) скорее всего не тронут. У Вон Сик отметил «зрелость наших военных». США самоустранились – они выразили «серьезную обеспокоенность» происходящим, а представители администрации Байдена уверяли, что Юн Сок Ель не согласовывал с ними решение о введении режима ЧС.

Самого же президента поставили перед выбором: либо он добровольно уходит в отставку, либо получает импичмент. Для импичмента нужно 2/3 голосов в парламенте, то есть 200 голосов, а у оппозиции лишь 192. Однако к требованию отставки или импичмента присоединилась часть пропрезидентской партии «Сила народа». Ее лидер Хан Дон Хун потребовал отставки всего кабмина, а также выразил желание исключить президента Юна из стройных партийных рядов.

И, по всей видимости, исключат. Сбросят, как балласт. И самое громкое, что останется в истории от действующего президента Южной Кореи – его неудачная шестичасовая попытка стать военным диктатором.

Текст: Геворг Мирзаян

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили над регионами России за три часа более 50 дронов ВСУ
Темы дня

Идеи Трампа усилят Глобальный Юг

20 января исполнилось ровно год с тех пор, как Дональд Трамп вновь стал президентом Соединенных Штатов. О пришел к власти под лозунгом «сделать Америку снова великой», но предпринятые им нестандартные внешнеполитические шаги сильно расшатывают прежний международный порядок.

Риторика прибалтов о Калининграде опасна для них самих

«Это будет самоубийством для тех, кто затеет подобные провокации». Такими словами глава МИД России Сергей Лавров ответил на заявления литовского дипломата, отрицающего принадлежность Калининграда к России и упоминающего планы НАТО по нападению на Калининградскую область. Почему даже пустые угрозы прибалтийских политиков стоит воспринимать всерьез?

Глава МИД Молдавии допустил проведение референдума о слиянии с Румынией

Ракеты «Циркон» поразили укрепленный бункер под Винницей

Мама покойной Анастасии Заворотнюк обратилась к Петру Чернышеву

Новости

Автоэксперт рассказал об опасности сугробов для автоматических коробок передач

Пробуксовка в сугробе может быть губительна для АКПП и автомобиля в целом, сказал газете ВЗГЛЯД председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. Он также объяснил, как правильно очищать автомобиль от большого количества снега.

Захарова «поаплодировала стоя» «фестивалю абсурдистики» в Давосе

Давос, где проходит Всемирный экономический форум, похож на «международный театральный фестиваль абсурдистики» в свете предложения президента Финляндии сходить в сауну с американским коллегой для решения вопроса Гренландии, отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Канада назвала Россию главной угрозой в Арктике

Глава канадского правительства Марк Карни призвал усилить защиту в Арктике от России на фоне обсуждений статуса Гренландии.

Чубайс покинул пост главы Фонда Гайдара

На пост председателя попечительского совета Фонда Егора Гайдара избран бывший замминистра экономики Сергей Васильев, сменивший Анатолия Чубайса.

МАГАТЭ: Чернобыльская АЭС потеряла внешнее электроснабжение

Чернобыльская АЭС полностью осталась без внешнего электроснабжения утром во вторник, сообщил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси.

Долина заявила, что хорошо устроилась на новом месте жительства

Народная артистка России Лариса Долина рассказала, что хорошо устроилась на новом месте жительства после выселения из квартиры в Москве.

Жену пловца Свечникова вызвали на опознание найденного в Босфоре тела

Жена российского пловца Николая Свечникова отправилась на опознание тела, обнаруженного в Босфорском проливе, которое может принадлежать ее супругу, сообщила родственница Алена Караман.

Алиев заявил о закрытии страницы войны Азербайджана и Армении

На Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку и Ереван приняли совместное решение закрыть страницу войны.

Верховная рада осталась без света, тепла и воды

В украинском парламенте одновременно прекратили работу системы электроснабжения, отопления и водоснабжения, что подтвердили сразу два депутата.

Белоруссия вошла в «Совет мира»

Белорусский президент оформил согласие страны на участие в международном органе по регулированию ситуации в секторе Газа, предложенном Дональдом Трампом. Он также назвал полной ложью сообщения о том, что для вступления в «Совет мира» якобы требуется внести миллиард долларов.

Россия заработала 216 млрд долларов на подорожании золота

Непредвиденная прибыль России от роста цен на золото превысила 216 млрд долларов, пишет Bloomberg.

МИД Молдавии разъяснил процедуру и сроки выхода из СНГ

Власти Молдавии обозначили, что страна перестанет быть членом СНГ спустя двенадцать месяцев после парламентского решения о денонсации соглашений.
Мнения

Тимофей Бордачёв: В Давосе торгуют страхом и унижением

Американцы пытаются «взять на понт» своих союзников за океаном и давят на расшатанную психику Берлина, Парижа и Лондона. А европейские элиты дошли до той стадии, когда реально верят, что могут пригрозить США компромиссом с Россией.

Илья Ухов: Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

Владимир Можегов: Гренландия сделает Трампа новым отцом-основателем для США

Конечно, Трамп – эгоцентрик. Конечно, он часто несет околесицу в рамках хорошо продуманного шоу. Но ограничивать Трампа этой ролью было бы большой ошибкой.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов