В мире

4 декабря 2024, 13:32

Как был сорван авантюрный военный переворот в Южной Корее

Фото: HAN MYUNG-GU/EPA/ТАСС

Диктатор на шесть часов. Именно так теперь можно называть пока еще действующего президента Южной Кореи Юн Сок Еля. Который попытался вернуть страну на 40 лет назад, в период военной диктатуры – и проиграл. Как и почему это произошло и какими будут последствия?

Юн Сок Ель, избранный в 2022 году с минимальным (менее процента) отрывом от конкурента, оказался не очень удачным президентом. При нем в стране начались очередные экономические проблемы, а парламент находился под контролем оппозиции – она контролировала 192 места из 300.

В итоге депутаты отказались принимать президентский проект бюджета, а также пытались лишить полномочий важных и нужных президенту лиц – в частности, руководство прокуратуры, при помощи которого Юн Сок Ель надеялся пересажать своих политических оппонентов. Наконец, обсуждался и вариант импичмента самому президенту – в том числе и за то, что его жена получала дорогие подарки (в Южной Корее это весьма серьезный проступок).

Защититься президент не мог. Опереться на население тоже – его рейтинги колебались в районе 10-20%. 

В этой ситуации Юн Сок Ель должен был просто досидеть свой срок как «хромая утка» и уйти – как это сейчас предстоит президенту Франции Эммануэлю Макрону. Ну или подать в отставку и объявить досрочные выборы. Однако он решил узурпировать власть.

Поздно вечером 3 декабря под предлогом наличия в стране «антидемократических сил» и «угрозы со стороны КНДР» он объявил в стране военное положение. Деятельность политических партий, а также ряд прав и свобод граждан (например, забастовки) были запрещены. Президент в обращении заявил о необходимости «уничтожить просеверокорейские силы и защитить конституционный демократический порядок».

И это не был сиюминутный порыв. Ряд южнокорейских депутатов отмечали, что последние несколько месяцев несколько ключевых военных должностей (связанных с обороной, контрразведкой и информационным противодействием КНДР) были заняты лицами, окончившими ту же среднюю школу, что и президент Юн Сок Ель. То есть он явно и давно готовился к подобному повороту.

Казалось бы, авантюра и глупость. Но здесь нужно понимать специфику Южной Кореи. Родовым пятном страны является теснейшая интеграция политических и деловых элит – своего рода проклятье чеболей.

Больших экономических концернов с политическими преференциями, в свое время поднявших южнокорейскую экономику, но сейчас обеспечивающих высочайший уровень коррупции во власти. Поэтому вариант «уйти в отставку и спокойно пожить на пенсии» и даже «уйти по истечении срока полномочий на пенсию» с южнокорейскими президентами не всегда проходит. Ряд руководителей южнокорейского государства после истечения своих сроков были осуждены за коррупцию, одна (Пак Кын Хе) получила импичмент и срок за коррупцию, а еще один – Но Му Хен, не дожидаясь приговора за коррупцию, покончил жизнь самоубийством.

Поэтому неудивительно, что Юн Сок Ель, выбирая между гарантированной тюрьмой и возможным спасением власти через госпереворот, выбрал второй вариант. Видимо, он надеялся на то, что народ смирится – демократия не успела пустить в стране глубокие корни. Она существует лишь с 1988 года – а до этого страной правили военные диктаторы. Да, никто из них в итоге не закончил хорошо (кого-то свергали, кого-то убивали, кого-то отдавали под суд), но это была уже проблема завтрашнего дня.

Надеялся Юн Сок Ель и на то, что западные партнеры с переворотом смирятся – на фоне усиления возможностей КНДР и будущего американо-китайского конфликта Вашингтону нужна сильная и стабильная Корея. И неважно, под чьим управлением.

Однако эти расчеты не сбылись. Во-первых, у оппозиции был инструмент для сопротивления – отменить введенный президентом режим чрезвычайного военного положения мог парламент. Для этого нужно было лишь проголосовать простым большинством. И оппозиция сразу выразила намерение этим инструментом воспользоваться.

Президент Юн попытался им помешать. Подчиняясь его указаниям, южнокорейская армия окружила парламент, попытавшись блокировать его работу. Но – и это во-вторых – население вышло на улицы для защиты депутатов. Они попытались заблокировать военных в то время, как депутаты со своими помощниками всяким возможным образом – через окна, заборы и даже на карачках между ног полицейских – пытались прорваться в сессионный зал.

И вот тут наступило в-третьих – армия, по сути, сделала выбор. Она не стала расстреливать демонстрантов, устраивать массовые аресты и охоту за депутатами. Не стала применять силу даже в ситуации, когда у солдат протестующие пытались вырывать винтовки. Солдаты и офицеры отказались проливать кровь и зарабатывать себе на приговор. Армия ограничилась формальным выполнением легитимного (а президент имел право вводить режим ЧС) указа главы государства.

При таком раскладе Юн Сок Ель был обречен. К часу ночи по местному времени 190 депутатов все-таки оказались в зале и единогласно проголосовали за отмену военного положения. «Мы будем защищать демократию вместе с народом», – заявил спикер парламента У Вон Сик. И в 4.30 утра президент этому решению подчинился.

Сейчас в Южной Корее начинается разбор полетов. Армию (за исключением каких-то генералов) скорее всего не тронут. У Вон Сик отметил «зрелость наших военных». США самоустранились – они выразили «серьезную обеспокоенность» происходящим, а представители администрации Байдена уверяли, что Юн Сок Ель не согласовывал с ними решение о введении режима ЧС.

Самого же президента поставили перед выбором: либо он добровольно уходит в отставку, либо получает импичмент. Для импичмента нужно 2/3 голосов в парламенте, то есть 200 голосов, а у оппозиции лишь 192. Однако к требованию отставки или импичмента присоединилась часть пропрезидентской партии «Сила народа». Ее лидер Хан Дон Хун потребовал отставки всего кабмина, а также выразил желание исключить президента Юна из стройных партийных рядов.

И, по всей видимости, исключат. Сбросят, как балласт. И самое громкое, что останется в истории от действующего президента Южной Кореи – его неудачная шестичасовая попытка стать военным диктатором.

Текст: Геворг Мирзаян

Вам может быть интересно

Министр обороны Южной Кореи ушел в отставку
Темы дня

Суд разрушил единство Евросоюза

Остатки репутации одной из самых символических судебных инстанций западного мира – Международного уголовного суда (МУС) в Гааге – уничтожаются на глазах. А все потому, что даже те страны, которые этот суд основали – так называемые европейские демократии, – в итоге вступили в перепалку из-за его решений. Как это произошло?

Запад заменил исламских террористов украинцами

К атаке «Хайят Тахрир аш-Шам» на Алеппо причастны Вашингтон и Киев. Украинские военные не только помогали боевикам живой силой, но и обучали их применению БПЛА. Эксперты отмечают, что Запад начал использовать подготовленных украинцев в конфликтах по всему миру – оказался востребован их террористический опыт. Украинским военным это тоже выгодно – они пытаются понравиться Западу, понимая свою невостребованность после поражения Киева.

Шольц просил Зеленского заставить украинцев работать

Журова объяснила неумение многих россиян плавать

Внебрачный сын Жириновского официально сменил фамилию на отцовскую

Новости

Кадыров заявил об атаке дрона на центр Грозного

В результате атаки дрона на центр Грозного в среду пострадали люди и разрушены объекты инфраструктуры, включая автозаправку, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Шольц счел проявлением слабости отказ от разговора с Путиным

Канцлер Германии Олаф Шольц подчеркнул важность диалога с президентом РФ Владимиром Путиным, назвав отказ от общения с ним проявлением слабости.

Ахеджакова после спектакля в США произнесла лозунг украинских нацистов

После произнесения националистического лозунга «Слава Украине» в США Лию Ахеджакову требуют признать иноагентом и лишить звания народной артистки России, сообщили СМИ.

Пашинян назвал проведение саммита ЕАЭС в Ереване нецелесообразным

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о нецелесообразности проведения заседания Высшего Евразийского экономического совета (ЕАЭС) в Ереване, так как не все члены совета желательны для Армении.

Джорджеску пообещал остановить транзит украинского зерна и военную помощь Киеву

Победитель первого тура выборов президента Румынии Кэлин Джорджеску намерен запретить транзит украинского зерна и остановить военную помощь Украине, пишет агентство Reuters.

МВД начало проверку заявления о коррупции в российском футболе

Полиция Самарской области начала проверку после заявления губернатора о коррупции в российском футболе, чтобы установить возможные случаи злоупотребления полномочиями.

Оппозиция Грузии призвала ко всеобщему неповиновению

Ко всеобщему неповиновению и забастовкам призвала грузинская оппозиция в среду, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Мальта аннулировала визу Захаровой перед заседанием ОБСЕ

Накануне заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, которое пройдет на Мальте, официальному представителю МИД России Марии Захаровой была аннулирована ранее выданная виза.

Блинкен: Украина должна принять непростые решения по мобилизации

Госсекретарь США Энтони Блинкен на пресс-конференции в Брюсселе подчеркнул важность принятия Украиной решений по усилению мобилизации, назвав их непростыми, но необходимыми для противостояния России.

Стали известны подробности атаки «велосипедиста и БМП» под Волновахой

На видео атаки «велосипедиста и БМП» под Волновахой, разошедшемся по интернету, разведчик двигался на мотоцикле, а не на велосипеде, как сообщалось ранее. Поле противник не заминировал, но оно было усеяно неразорвавшимися боеприпасами. Поэтому в качестве проводника для бронемашины и было решено задействовать спортивный байк.

Кадыров признался, что Маск не дарил ему Cybertruck

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил, что информация о подарке электропикапа Cybertruck от американского миллиардера Илона Маска была шуткой, а машина не его собственность.

Блинкен назвал срок получения Украиной 50 млрд долларов из активов России

Госсекретарь США Энтони Блинкен объявил о скором поступлении Украине 50 млрд долларов из замороженных российских активов, что станет частью скоординированного плана США и ЕС по поддержке украинской экономики.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Франция становится для России бесполезной

Показатель упадка Франции – стремительно убывающее влияние в Африке. Все больше правительств континента, ранее лояльных Парижу, заявляют о нежелании видеть французские войска на своей территории.

Геворг Мирзаян: Три важнейших урока для России от падения Алеппо

Для России – при всей важности и нужности Сирии – важно не столько снова освободить Алеппо, сколько извлечь из нынешнего успеха боевиков ряд важнейших уроков. Первый в том, что заморозка войны не приводит к победе.

Олег Хавич: Киев и Варшава обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни». Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?