В мире

23 декабря 2024, 13:12

Антироссийский проект Прибалтики проваливается в хаос и финансовую яму

Фото: Alexander Welscher/dpa/Global Look Press

В Прибалтике назвали виновных в хаосе и «финансовой яме» при строительстве проекта, который изначально позиционировался как символически важный путь связи стран региона с Европой. Теперь выяснилось, что на самом деле перед нами один из этапов подготовки военной инфраструктуры НАТО на случай столкновения с Россией. Но главное, даже при том, что виновные названы поименно, наказать их теперь невозможно. Почему?

Строить Rail Baltica как железнодорожную магистраль, которая должна связать страны Прибалтики с Западной Европой, как реализацию европейской мечты прибалтов, начали еще в 2013 году. Выделение Евросоюзом денег на строительство трассы в свое время сумел пролоббировать эстонец Сийм Каллас, некогда занимавший пост еврокомиссара по транспорту – это не кто иной, как отец уже бывшего премьер-министра Эстонии Каи Каллас, которую ныне поставили руководить внешней политикой ЕС. Сначала надеялись ввести в эксплуатацию в 2020-м, потом в 2023-м, затем в 2026 году. Сейчас же называют конец 2030 года.

С самого начала эксперты выражали сомнение в экономическом смысле такой железной дороги. Но теперь все более откровенно звучат признания в том, что назначение Rail Baltica заключается вовсе не в пассажирском или грузовом транзите, а в быстром подвозе войск НАТО в Прибалтику в случае конфликта с Россией. Строительство магистрали «могло бы сократить время транспортировки военной техники и оборудования с недели до 24 часов... без этого логистика была бы намного сложнее», признается представитель проекта Прийт Пруула.

Первоначальная оценка стоимости магистрали оценивалась в 3,68 млрд евро. В 2017 году цифру повысили до 5,79 млрд. В сентябре 2023-го сообщалось, что стоимость одной только латвийской части проекта может вырасти до 8 млрд евро.

Каковы же промежуточные результаты от вложенных миллиардов? Наибольших результатов достигла Литва, которая благодаря Rail Baltica еще в 2015 году соединилась железной дорогой с Польшей. А хуже всего дело обстоит в Латвии, где в результате бурной, но беспорядочной деятельности появился целый ряд недостроенных объектов, которые никак не хотят складываться в функциональную железнодорожную магистраль.

В июне 2024-го «Латвийское телевидение» сообщило, что стоимость местной части проекта может увеличиться до 9,6 млрд евро – в случае, если реализовывать весь проект целиком. Если же разбить его на части и построить лишь одну колею без сопутствующей инфраструктуры, можно уложиться в 6,4 млрд. Аудит показал, что дефицит необходимого бюджета в масштабах региона может достигать 10-19 млрд евро и что реализация проекта на годы отстает от графика.

Между тем в бюджете ЕС до 2028 года на проект Rail Baltica выделено «всего лишь» 9 млрд евро – на все три страны Прибалтики вместе взятые. Исполнители проекта тогда предложили взять кредит для завершения работ и тем самым увеличить внешний долг страны. По оценкам латвийского Минсообщения, на данный момент стране на Rail Baltica не хватает около 4 млрд евро. Между тем, как предупредил советник премьер-министра Интс Далдерис, «мы не можем взять в долг больше одного миллиарда».

В латвийском парламенте созвали особую следственную комиссию – и летом текущего года она пришла к выводу, что без привлечения прокуратуры здесь не обойтись. И конечно же, встал вопрос: что делать с недостроенной дорогой дальше? Как подчеркивает глава комиссии Андрис Кулбергс, даже остановка проекта потребует существенных расходов. «Если не заложить деньги хотя бы на консервацию уже построенного, это может через год-два обернуться потерями в сотни миллионов евро, которые неизбежно придется покрывать из бюджета», – предупреждает Кулбергс.

Работы на строящемся в Риге вокзале для Rail Baltica нельзя останавливать чисто по техническим причинам. Временная стена, которая держит насыпь под будущим вокзалом, рассчитана на два с половиной года – и этот срок вскоре как раз заканчивается. И опоры будущего железнодорожного моста через реку Даугаву тоже не смогут стоять просто так. Опять же, создается железнодорожный терминал в рижском аэропорту – там уже установлены конструкции на миллионы евро. Оставлять их просто так нельзя, без консервационных работ они развалятся.

Кулбергс озвучил общеизвестную в стране истину – там никто из правящих политиков ни за что по-настоящему не отвечает. «Это первая большая проблема: у нас в Латвии не было одного ответственного за весь проект Rail Baltica», – констатировал политик. «Мы видим коллективную безответственность», – сказал он.

И вот теперь комиссия Кулбергса подготовила и опубликовала доклад, в котором названы имена виновников нынешнего положения дел с Rail Baltica. В этом списке целая группа как бывших, так и действующих высокопоставленных латвийских чиновников – от бывшего премьер-министра страны до железнодорожных руководителей.

На экстренном заседании Сейма с более чем часовой речью выступил Андрис Кулбергс. По его словам, если бы детали проекта Rail Baltica не были с самого начала засекречены, то до таких проблем дело бы не дошло: «мы даже близко не подошли бы к той финансовой яме, с которой сталкиваемся сегодня».

Оппозиционные депутаты предложили вообще прекратить реализацию проекта. «Эта железнодорожная линия в Эстонии затрагивает почти 500 тысяч жителей. В литовской стороне она затрагивает миллион жителей, которые смогут ее использовать. В Латвии эта линия, которая пойдет по болотам, лесам и нежилым местам, затрагивает – только вдумайтесь! – 30 тысяч жителей», – возмутился парламентарий Эдмунд Зивтиньш. Депутат Александр Кирштейнс добавил, что если Rail Baltica «будут строить наши налогоплательщики из своих карманов, то на этот проект не надо тратить ни одного цента, потому что вся Европа перегружена железнодорожными сетями». Впрочем, правящая коалиция по-прежнему верит, что «если не мы, то хотя бы наши потомки все же поедут по Rail Baltica в Берлин».

Еще один больной вопрос: если уж выяснили, кто виноват, то как будут обстоять дела с наказанием? Прокуратура по выводам, сделанным комиссией Кулбергса, возбудила уголовное дело. Однако сам Кулбергс настроен на этот счет весьма скептично. «То, что я слышал от прокурора, свидетельствует о том, что у нас в действительности нет статьи, по которой можно политика призвать к ответственности», – объяснил глава комиссии. И действительно, представить, как бывший премьер-министр и все прочие поименованные госчиновники оказываются на скамье подсудимых – практически невозможно.

Кстати, на днях известный латвийский театральный режиссер Алвис Херманис опубликовал в соцсетях открытое письмо. Херманис пишет, что в Латвии сложилась система отрицательного отбора политиков – и это губит государство.

В качестве иллюстрации Херманис привел живописный пример. «Бывший депутат Сейма ушел из политики и искал работу. Это оказалось непросто – хотя в свое время он побывал на должности главы двух министерств. Наконец он нашел работу в частной бизнес-компании. Но довольно быстро владельцы выяснили, что этот человек умеет лишь хорошо говорить. На практике его можно использовать только для так называемого открывания дверей – благодаря широкому кругу его знакомых. Но когда дело доходило до обсуждения дел и принятия решений, его никогда не приглашали за стол, это просто не имело смысла», – пишет Херманис. Это, по его словам, типичная история.

Более того, как утверждает режиссер, ссылаясь на свои знакомства в данной среде, латвийские депутаты и министры очень боятся выпасть из политической сферы. По простой причине – после этого им очень сложно найти новую работу. «Похоже, проблема Латвии № 1 заключается в том, что мы ненароком создали такую систему отбора, в результате которой на руководящих постах оказываются специально отобранные люди, наименее подходящие для этого. Люди, которым не даны от Бога навыки принятия правильных решений», – делает вывод режиссер.

Корень зла он видит в том, что по латвийским законам избираться можно лишь в составе партийных списков. Херманис добавляет: «страна медленно подходит к концу – и демографически, и экономически, и идеологически», и предлагает ввести систему, при которой каждый избирательный округ выдвигает в парламент человека, а не партию – и ответственность тоже возлагается на конкретных лиц.

Это письмо имеет множество конкретных подтверждений. По сути, Rail Baltica является лишь одним из примеров хаоса и развала в руководстве и политике Латвии.

Текст: Станислав Лещенко

Вам может быть интересно

Генпрокуратура внесла представление ДУМ за предписание о многоженстве
Темы дня

Что делает «Орешник» принципиально новым оружием

«Историческое событие в ракетно-космической области». Такими словами президент Владимир Путин охарактеризовал появление у России новейшей ракеты «Орешник». Какие именно характеристики подтверждают уникальные возможности данного вида оружия и почему оно является принципиально важным шагом вперед?

ЕС предает Словакию ради Украины

Визит Роберта Фицо в Москву шокировал Запад и вызвал истерику на Украине. На встрече с Владимиром Путиным премьер Словакии обсудил вопрос продолжения поставок российского газа после отказа Украины от транзита энергоресурсов. В экспертном сообществе отмечают, что теперь на Фицо со стороны ЕС будет оказываться еще большее давление. К чему это приведет?

СМИ рассказали о регулярных избиениях солдат ВСУ

Китай предоставил данные для расследования обрывов кабелей на Балтике

«Мысль изреченная есть правда». Патриотизм стал основой современной культуры России

Новости

Стало известно о предложениях ряда стран провести переговоры Путина и Трампа

Несколько государств выступили с предложениями провести встречи президента России Владимира Путина и избранного президента США Дональда Трампа на своей территории, сообщил журналистам помощник российского лидера Юрий Ушаков.

Компании блогера Влада Бумаги задолжали по налогам более 2,5 млн рублей

Компании, учредителем которых является блогер Влад А4 (Бумага), задолжали по налогам и страховым взносам более 2,5 млн рублей, при этом у самого блогера долгов нет, свидетельствуют данные БИР-аналитик.

Начальника подразделения ЖКХ Минобороны заподозрили в злоупотреблениях

Военные следователи заподозрили начальника подразделения ЖКХ Минобороны в злоупотреблении полномочиями, что привело к ущербу в 27 млн рублей.

Дуров: Telegram впервые за три года начал приносить прибыль

В 2024 году число подписчиков Telegram Premium утроилось, превысив 12 млн пользователей, а выручка сервиса достигла рекордного уровня, сообщил его сооснователь Павел Дуров.

В Кремле привели подробности встречи Путина и Фицо

На встрече в Москве президент России Владимир Путин и премьер-министр Словакии Роберт Фицо уделили особое внимание ситуации вокруг Украины, сообщил помощник российского лидера Юрий Ушаков.

Скандальное видео с корпоратива стало причиной увольнения главы филиала «Ставэлектросети»

Директора минераловодского филиала «Ставэлектросети» уволили после скандального видео с корпоратива по случаю Дня энергетика.

Эксперт: Поставка Германией танков Leopard указывает на подготовку ВСУ к новой авантюре

Поставленные Германией танки Leopard 1A5 будут выведены в резерв, чтобы затем принять участие в очередной авантюре ВСУ, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Роман Шкурлатов. Ранее правительство Германии обновило список поставленных ВСУ вооружений, в который вошли 15 танков Leopard 1A5 и 30 бронетранспортеров.

На Украине ввели аварийные отключения света в девяти регионах

На Украине начались аварийные отключения света в Киеве и восьми других областях из-за высокого потребления электроэнергии.

Участники беспорядков в аэропорту Махачкалы получили сроки до восьми лет

Усть-Лабинский районный суд вынес приговор восьми участникам беспорядков в аэропорту Дагестана, осудив их на сроки от семи до восьми лет лишения свободы за участие в массовых беспорядках.

Премьер Гренландии заявил Трампу, что остров не продается

Премьер-министр Гренландии Мюте Эгеде решительно заявил, что остров не будет продан, несмотря на слова избранного президента США Дональда Трампа о важности владения и контроля над Гренландией.

Ученые назвали площадь разлива мазута в Черном море

Разлив нефтепродуктов после крушения танкеров у Керченского пролива достиг площади 800 кв. км, при этом утечка продолжается, что вызывает опасения по поводу загрязнения окружающей среды, сообщил специалист по дистанционным методам исследования, сотрудничающий с Морспасслужбой, Сергей Станичный.

В Госдуме ответили на слухи о возможной блокировке WhatsApp

Слухи о возможной блокировке популярного мессенджера WhatsApp не соответствуют действительности, заявил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
Мнения

Глеб Простаков: Как НЛО могут помешать Трампу

Разогнав НЛО-манию до предельных масштабов, представляемое демократами глубинное государство может создать Трампу проблему, которая затмит собой и серьезнейшие внутренние и внешние вопросы, ударив по дееспособности администрации нового президента.

Андрей Полонский: Распятый солдат как символ современной Украины

В истории с пытками и «распятием» за провинности в одной из бригад ВСУ, как в капле воды, отражается всё, что происходит с украинским обществом. Но самое главное – узнаём семена садизма и злобы, шакальего самодовольства, которое повсюду сеет украинская власть.

Геворг Мирзаян: Почему Эрдогану не удастся построить трубу через Сирию

Эрдоган давно – еще с нулевых годов – мечтал замкнуть на себе все альтернативные российским пути поставки углеводородов в Европу с восточного, северного и южного направлений. Причем для Анкары это был не только и даже не столько источник заработка, сколько получение рычага давления на Брюссель. И этот рычаг турки использовали бы куда эффективнее, чем Украина.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»