В мире

7 декабря 2023, 13:16

Эксперты объяснили «странные вещи» на польско-украинской границе

Фото: REUTERS/Kuba Stezycki

Число украинских грузовиков с гуманитарной помощью на польской границе резко сократилось. Это произошло после того, как местные налоговые службы усилили проверку документов у перевозчиков. Почему украинские водители испугались ужесточения пограничного контроля и смогут ли польские водители-протестующие добиться своих целей в конфликте с соседями?

На польской границе стали происходить «странные вещи», сообщил Яцек Сокол из Комитета защиты перевозчиков Польши. В частности, число украинских грузовиков с гуманитарной помощью резко сократилось. Как пишет издание Do Rzeczy, это произошло после того, как местные налоговики усилили проверку документов у водителей.

Представитель комитета предполагает, что это случилось из-за того, что украинские перевозчики сообщили своим работодателям об ужесточении контроля. Он добавил, что при выявлении нарушений можно попасть под статью, и машин сразу стало гораздо меньше, так что сами водители и компании обманывают свою страну и друг друга.

Между тем вице-премьер Украины Ирина Верещук заявила, что блокада на границе привела к миллиардным потерям для страны. По ее словам, у поляков претензии к Евросоюзу, но в заложниках оказалась украинская экономика. Поэтому партнерам офиса Зеленского необходимо принять политическое решение «относительно этой позорной экономической блокады».

Ранее глава министерства экономики Украины Юлия Свириденко заявила, что экспорт страны сократился на 40% из-за блокады границы польскими перевозчиками. Владимир Зеленский в свою очередь обвинял Варшаву в «сложностях на границе из-за некоторых политических шагов наших соседей», передает РБК. При этом украинские перевозчики ежедневно теряют более 150 тыс. евро из-за блокады со стороны Польши. Об этом сообщил директор департамента международных автоперевозок группы ZAMMLER Александр Кирилюк, пишет «Європейська правда».

Польские власти также не остаются в стороне от проблемы. Так, в конце ноября министр инфраструктуры страны Анджей Адамчик направил письмо вице-премьеру Украины Александру Кубракову, в котором предложил согласиться на требования протестующих, сообщил «Интерфакс». Одно из них – возврат к практике выдачи разрешений для украинских грузоперевозчиков.

В ЕС, в свою очередь, потребовали от Польши прекратить блокаду КПП на границе, указывает агентство в другом материале. Член Еврокомиссии по транспорту Адина Вэлян заявила, что у Варшавы не хватает политической воли для поиска решения, поэтому украинские перевозчики остаются в заложниках ситуации.

Напомним, польские водители пытаются добиться ввода коммерческих разрешений для украинских водителей, а также снизить их число. Протестующие заблокировали дороги у КПП своими машинами, пропуская только легковушки, автобусы и транспортные средства с гуманитарной и военной помощью. В ответ украинцы пытались решить проблему «Автомайданом».

«Странные вещи» на границе Польши и Украины, о которых сообщают СМИ, могут быть обусловлены несколькими причинами. Вполне возможно, что перевозчики просто устали стоять и ждать прекращения блокады, поэтому водители развернулись и уехали. Но это не очень реалистично», – сказал экономист Иван Лизан.

«Однако граница – это место, через которое могут провозить контрафактную продукцию, а гуманитарная помощь – предлог для легкого прохождения таможни. Я не исключаю, что украинские перевозчики начали уезжать после ужесточения проверки документов, так как официально задекларированный груз и реальное содержимое машины отличались», – подчеркивает собеседник.

«Например, официально водитель доставляет на Украину детские вещи, а на деле у него в машине форма для ВСУ. Или, допустим, отправленный для нужд фронта пикап после пересечения границы окажется дорогим спорткаром. Гуманитарная помощь позволяет относительно легально реализовывать подобные схемы. Под ее видом может перевозиться электроника и другие товары», – отмечает он.

Эксперт также обратил внимание на слова вице-премьера Украины Ирины Верещук о «позорной блокаде». «Очевидно, что сейчас она стремится привлечь внимание ЕС. Украина несет экономические потери из-за перекрытия польской границы, так как именно там расположен основной транспортный коридор из Европы», – поясняет эксперт.

«Однако я склонен считать, что ЕС в происходящее вмешиваться не станет. Европейцам необходимо согласовать финансовую помощь офису Зеленского, а это невозможно сделать без согласия Варшавы. Поэтому, скорее всего, Польша добьется отмены «транспортного безвиза» для своих соседей», – пояснил Лизан.

«Очевидно, что раз украинские водители начали спешно покидать польскую границу после ужесточения проверок документов, значит они везли вовсе не гуманитарную помощь. Следует отметить, что местных таможенников очень часто удивлял тот груз, который соседи пытаются провезти к себе в страну», – сказал полонист Станислав Стремидловский.

«В частности, за гуманитарную помощь зачастую выдают предметы роскоши, которые везут украинским олигархам.

Из Европы переправляют дорогую еду, драгоценности и даже яхты под видом военных судов. У пограничников сразу появляются подозрения в контрабанде. Соответственно ужесточение проверок привело к тому, что этот поток начал закрываться», – отмечает эксперт.

«Слова Верещук о «позорной блокаде» рассчитаны прежде всего на внутреннего потребителя. В целом возмущение украинских властей понятно. Они привыкли к тому, что их желания всегда исполняются. Но при столкновении с реальностью офис Зеленского сразу начинает истерику, которую мы сейчас наблюдаем», – подчеркивает он.

Также эксперт спрогнозировал дальнейшее развитие ситуации. «Евросоюз не будет дезавуировать «транспортный безвиз». Для этого нужно одобрение всех стран объединения, а кто-то из них может не согласиться с требованиями Варшавы. Поэтому перед новым руководством Польши сейчас будет стоять нелегкий выбор», – акцентирует собеседник.

«С одной стороны, Варшава может разогнать протест перевозчиков. Однако в таком случае новое правительство рискует сразу обрушить себе рейтинги, так как блокада – инициатива народа. Другой путь – компенсация настоящих и будущих убытков польским перевозчикам, но на это требуется большое количество денег, которые ЕС компенсировать не будет. Поэтому новое руководство страны, вероятно, будет максимально затягивать переговоры по этой проблеме», – резюмировал Стремидловский.

Текст: Илья Абрамов

Вам может быть интересно

Российские войска начали освобождать Липцы в Харьковской области
Темы дня

Рубль отвоевал рекордную долю в торговле

Рубль впервые занял больше 40% одновременно и в экспорте, и в импорте России. Причем до 2022 года и украинского кризиса доля рубля в экспорте была вдвое ниже, чем в импорте. Однако именно импортерам оказалось тяжелее переходить на нацвалюту, чем экспортерам, на что есть свои причины. Что это значит для российского рубля и российской экономики?

События под Харьковом обозначили стратегический маневр российских войск

Российские войска продолжили продвижение по всей линии фронта в зоне спецоперации. Картина происходящего в целом – не только на Харьковском направлении – показывает, что ВС РФ смогли навязать противнику собственные правила игры, стратегическую шахматную партию. В чем ее замысел и как она развивается?

Медики оценили состояние премьера Словакии Фицо

Шойгу назвал основную задачу на новом посту

В Москве арестовали треш-блогера за пранки над пенсионерками

Новости

Франция ввела войска в порты и аэропорт Новой Каледонии

В порты и аэропорт Новой Каледонии, французской заморской территории в Тихом океане, вводятся войска, сообщил премьер-министр Франции Габриэль Атталь.

Арестованный за кражу во Владивостоке американец признал вину

Обвиняемый в краже во Владивостоке американский военный Гордон Блэк признал вину и сотрудничает со следствием, сообщили в региональных правоохранительных органах.

Минобороны: ЗРК «Тор» отлично справляется с уничтожением Storm Shadow

Расчеты ЗРК «Тор-М2» группировки войск «Восток» прикрывают работу российских войск на первой линии обороны. Комплекс отлично справляется с уничтожением ракет Storm Shadow, сообщили в Минобороны.

Си Цзиньпин сформулировал позицию России и Китая по Украине

Китай и Россия считают правильным политическое урегулирование кризиса на Украине, заявил китайский лидер Си Цзиньпин по итогам переговоров с российским президентом Владимиром Путиным.

Молдавский оппозиционер Шор стал россиянином

Молдавский оппозиционный политик Илан Шор в интервью российскому блогеру Станиславу Васильеву (Стас «Ай, как просто») сообщил, что недавно получил паспорт гражданина России.

Главы МИД Литвы, Эстонии и Исландии пришли на митинг в Тбилиси

В Тбилиси главы МИД Литвы, Эстонии и Исландии посетили митинг против закона об иноагентах, они обратились к демонстрантам и выразили поддержку участникам акции протеста.

В Кремле решительно осудили нападение на премьера Словакии

Москва решительно осуждает нападение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо, это большая трагедия, заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

Генерал Кузнецов обжаловал арест по делу о взятке

Начальник управления кадров Минобороны Юрий Кузнецов обжаловал арест по делу о взятке, сообщили в 235-м Гарнизонном военном суде.

Умер российский живописец Сергей Андрияка

Российский живописец, народный художник РФ Сергей Андрияка ушел из жизни в возрасте 65 лет, сообщили в пресс-службе Академии акварели и изящных искусств художника.

Жога рассказал о больших потерях ВСУ

ВСУ испытывают дефицит личного состава из-за больших потерь на фронте, сообщил председатель парламента ДНР Артем Жога.

Грузия сравнила западных политиков с «советскими пропагандистами»

Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил о «схожести с советскими или российскими пропагандистами» западных политиков, в основном из прибалтийских стран, которые вышли на акции протеста в Тбилиси поддержать радикалов, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Российская ПВО сбила пять ракет ATACMS над Крымом

Силы ПВО уничтожили пять оперативно-тактических ракет ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.
Мнения

Борис Акимов: Нам нужна диктатура эстетики

В Российской империи был свой крепко сбитый стиль. Авангард постреволюционной России – сильнейший и узнаваемый стиль страны, мощнейшее эстетическое высказывание на тему коммунистических смыслов. У сталинского СССР тоже был свой метаязык, который ни с чем не спутаешь. А что такое эстетика современной России?

Ирина Алкснис: Фронт рождает новую элиту

Россия возвращается к проверенному подходу – люди, прошедшие испытание войной, являются ценным источником кадров для важных сфер общественной и государственной жизни.

Глеб Простаков: Глобальная экономика разваливается на части

Жить в новом блоковом мире станет дороже, но интереснее и безопаснее. Наибольшую выгоду получат государства – лидеры блоков, контролирующие транспортную и финансовую инфраструктуру, задающие тон технологической кооперации. У России есть шанс стать лидером такого блока.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?