Инфляция на Украине в прошлом году побила все рекорды. В целом потребительские цены выросли на 10% (наибольший рост за четыре последних года). Если брать только продукты питания, то в лидерах – сахар (+61,5%), растительное масло (+57,7%) и яйца (+47%).
Этот рост наконец-то заметили и в Офисе Зеленского, после чего советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко выступил с предложением ввести на Украине продовольственные талоны.
«Варианты будут рассматриваться. Это могут быть и дополнительные выплаты для компенсации роста цен, и введение food stamps в системе «Дія» (украинский электронный сервис государственных услуг; мобильное приложение с цифровыми документами и портал с публичными услугами – прим. ВЗГЛЯД) – так называемых продуктовых чеков, как это практикуется в США».
Раз уж Устенко сам сослался на систему food stamps, давайте посмотрим, как эта система возникла и действует в США.
А как у них
Программа помощи в дополнительном питании (Supplemental Nutrition Assistance Program), в просторечии известная как система Food Stamps Program (название до 2008 года), – федеральная программа помощи жителям США, которые либо не имеют доходов вообще, либо имеют доход ниже уровня бедности.
По сути, это наследие Великой депрессии с ее толпами безработных, готовых работать за еду. Программа начала действовать в мае 1939 года и была свернута в 1943-м, когда из-за большого количества военных заказов американская экономика начала работать на полную мощность и потребность в такой помощи исчезла. К моменту закрытия ею пользовались 20 млн американцев – 1/6 часть тогдашнего населения.
Однако уже в 1961 году действие возобновили. Джон Кеннеди во время своей предвыборной кампании включил этот пункт в перечень своих обещаний как кандидата. В итоге уже спустя десять лет food stamps получали 5 млн человек, а к концу 1974-го – 15 млн.
В дальнейшем программу неоднократно реформировали. В зависимости от политических взглядов президенты то урезали ее, то, наоборот, расширяли. Да и самих stamps уже нет, вместо них малоимущие или безработные американцы получают специальные дебетовые карты, настроенные таким образом, чтобы деньги с них нельзя было потратить нецелевым образом (можно расплатиться только в магазинах, участвующих в программе, и купить только продовольственные товары).
По состоянию на сентябрь прошлого года участниками программы были почти 41 млн жителей США. Согласно ее условиям, для участия необходимо иметь доход не выше 130% от прожиточного минимума. На выплаты по SNAP власти США потратили почти 64 млрд долларов.
Иными словами, главная особенность программы SNAP / food stamps в том, что она изначально была рассчитана на безработных американцев. Она до сих пор сохраняет эту направленность: половина участников программы – дети родителей, чьего дохода не хватает для обеспечения детских потребностей.
Тут-то мы и подходим к главному: а при чем тут Украина?
Слепое копирование?
Украинский экономист Алексей Кущ, комментируя идею советников Зеленского, справедливо указывает, что нет смысла копировать этот формат. На Украине и в США разные модели экономики и разная структура бедности.
«В США нет трудовой бедности, как у нас. Там работающий человек не будет экономить на продуктах питания. У пенсионеров там тоже все хорошо – они получают как государственную пенсию, так и деньги от своих пенсионных накоплений. Поэтому эти самые food stamps там получают только безработные... Среди этих людей есть те, кто, мягко говоря, выпадает из нормального социума. Если им дать в руки живые деньги, то вместо покупки продуктов питания некоторые потратят их на наркотики. Чтобы этого избежать, и были придуманы специальные чеки, которые можно обменять исключительно на еду или одежду».
Тезис об отсутствии трудовой бедности в США несколько спорен. Еще в 2015 году 6,3% работающих (полный день – прим. ВЗГЛЯД) американцев считались бедными. А согласно докладу Бюро трудовой статистики США, в 2015 году насчитывалось около 43,1 млн американцев с доходами ниже черты бедности – преимущественно дети и взрослые, не состоявшие в рабочей силе большую часть года (т. н. фрикционная безработица – прим. ВЗГЛЯД).
Но в целом он прав. В конце прошлого года украинские чиновники рапортовали о том, что средняя зарплата на Украине превысила 500 долларов. Забывая упомянуть, что она рассчитана исходя из доходов 11 млн официально занятых или самозанятых украинцев. Из 21 млн трудоспособного населения Украины только 7 млн являются штатными сотрудниками предприятий. И государство не имеет данных о доходах как минимум половины, а то и 70% работающих украинцев. Не говоря уж о том, что доход киевлянина может сильно отличаться от дохода жителя райцентра. Поэтому украинские экономисты давно указывают, что разумнее ориентироваться на медианную зарплату, которая в конце прошлого года составляла примерно 330–350 долларов (24,6–26 тыс. рублей). Для сравнения: в России по итогам 2020 года размер медианной зарплаты составлял 32,4 тыс. рублей.
Есть другие методы
Конечно, хорошо, что окружение украинского президента еще помнит о простых украинцах и их нуждах. Плохо, что помощь им команда Зеленского стремится запихнуть в смартфон с приложением «Дiя» – ведь у безработного или малоимущего смартфона может и не быть. Что же до продовольственных талонов, то чиновникам не нужно изобретать велосипед. До 2017 года в их распоряжении был инструмент, который во многом эти талоны заменял – госрегулирование цен на продукты питания, имеющие социальную значимость.
Перечень этих товаров формировало правительство, но обычно туда входили гречка, сахар, мука, вермишель, молоко, несколько видов хлеба, яйца, куриная тушка, подсолнечное и сливочное масло – всего около 20 видов продуктов. Однако как раз на фоне подписания Соглашения об ассоциации с ЕС госрегулирование отменили – чтобы избежать дефицита продуктов на украинском рынке (кому интересно продавать на Украине с наценкой не выше 15%, если можно вывезти в ЕС и продать там?).
За несколько лет цены не просто подтянулись к европейским, но по ряду позиций даже превысили их. Так, с декабря 2017 по декабрь 2021 года цены на указанные товары выросли прилично: гречка – на 105%, подсолнечное масло – на 85%, сахар – на 78% и т. д. В итоге украинские депутаты в конце прошлого года даже высказались за возвращение госрегулирования.
Эксперты сомневаются в том, что возвращение госрегулирования станет панацеей, хотя отмечают, что в предложении депутатов есть здравое зерно – в частности, в предложении ограничить наценку торговых сетей. В дополнение они предлагают правительству подумать над снижением НДС на продовольственные товары.
Наконец, в последние годы на Украине имелась одна целевая программа поддержки малоимущих – субсидии на оплату коммунальных услуг, которая была бы даже более актуальна. Особенно на фоне дикого роста цен на энергоносители (стоимость газа на Украине привязана к спотовым ценам в ЕС). На пике получателями субсидий были до 7,5 млн домохозяйств – половина украинских семей. Однако еще во времена Порошенко ее начали урезать, чтобы удовлетворить требования МВФ. Есть сомнения, что Украине кто-то позволит внедрить еще одну социальную программу, записаться в которую к тому же захочет половина украинцев. США, как владелец печатного станка, могут себе позволить кормить 40 млн американцев (13% населения). Может ли Украина позволить себе кормить хотя бы 5 млн?
Иными словами, у украинских чиновников хватает нереализованных механизмов поддержки малоимущих. А продовольственные талоны, скорее всего, часть более глобальной инициативы тех же чиновников – очередной попытки налоговой амнистии. Сложно критиковать желание государства навести порядок в своих финансах, но украинцы явно берутся за это дело не с того конца.