В мире

8 сентября 2020, 20:05

Россия получит возможность раскрыть нефтяные секреты Лукашенко

Фото: Игнасио Амикони/РИА «Новости»

Угрозы Лукашенко лишить Литву транзита нефтепродуктов (в отместку за поддержку белорусской оппозиции), похоже, начинают реализовываться. Белорусский транзит готовы принять – и хорошо заработать на этом – российские порты. Какие убытки в таком случае понесут прибалтийские страны и какие торговые тайны будет вынужден раскрыть России президент Белоруссии?

В настоящий момент официальные заявления о планах перевести белорусский экспорт нефтепродуктов в российские порты прозвучали с обеих сторон. Министр энергетики РФ Александр Новак 7 ноября сообщил, что Россия и Белоруссия начали проработку соответствующих условий, физический объем товарного потока оценивается в 3–4 млн тонн. «О переброске нефтепотоков могу подтвердить, что такая работа запланирована. В ближайшее время ожидаются встречи и необходимые контакты», – добавил пресс-секретарь госконцерна «Белнефтехим» Александр Тищенко.

Отложенное пакетное предложение

В первую очередь речь идет о той части нефтепродуктов, которую Белоруссия отправляет через литовский порт Клайпеда. Для Александра Лукашенко замысел лишить Литву нефтяного транзита выглядит чем-то вроде симметричного ответа на персональные санкции, которые в конце августа были введены литовскими властями против президента Белоруссии и еще более чем сотни должностных лиц соседней страны. Для России же эта ситуация дает возможность обеспечить дополнительную загрузку нефтяных терминалов в портах на Балтике.

Сама по себе идея направлять белорусские нефтепродукты в Европу через российские порты не нова. В августе 2017 года президент Путин напомнил, что на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, и предложил «запакетировать» входящий поток нефти и исходящий – нефтепродуктов, увязав получение российской нефти с использованием российской инфраструктуры. Это предложение прозвучало вскоре после того, как Белоруссии была предоставлена возможность беспошлинно получать 24 млн тонн российской нефти вместе с максимальной скидкой от РЖД в 50% от базового тарифа.

В самом конце 2017 года глава «Белнефтехима» Игорь Ляшенко сообщил, что первый экспортный контракт на поставку нефтепродуктов с транспортировкой через российские порты заключен, а в 2018 году по этому маршруту может быть отправлено до 1 млн тонн «при наличии выгодных экономических условий».

Правда, в сравнении с теми объемами нефтепродуктов, которые Белоруссия отправляла через порты стран Прибалтики, это в любом случае был незначительный поток. Например, в 2016 году через Литву и Латвию было вывезено 7 млн тонн белорусских нефтепродуктов – почти половина совокупного их экспорта в 13 млн тонн, предназначенная главным образом для двух покупателей – Нидерландов и Великобритании. Оставшаяся часть наземными маршрутами уходила на Украину (4,3 млн тонн), а также в страны Прибалтики, Польшу и Россию.

Нефтяные тайны Лукашенко

Однако тогда намерение белорусской стороны направлять часть своих нефтепродуктов через российские порты так и осталось на словах. В 2018 году осуществляющая экспорт топлива Белорусская нефтяная компания отправила морем через Россию всего 42 тыс. тонн нефтепродуктов, тогда как через Литву ушло более 1 млн тонн, через Латвию – почти 3 млн тонн, а через Эстонию – порядка 450 тыс. тонн. В качестве главного аргумента в пользу портов стран Прибалтики белорусская сторона выдвигала более короткое транспортное плечо. Утверждалось, что переориентация на российские терминалы повлечет за собой расходы примерно в 150 млн долларов.

С такой постановкой вопроса не соглашаются российские эксперты. Управляющий партнер консалтинговой компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов говорит, что Белоруссия легко могла воспользоваться возможностями российских портов и раньше, учитывая максимальную скидку от РЖД, а также то обстоятельство, что услуги этих портов значительно дешевле, чем литовских и латвийских. Например, порт Усть-Луга в Ленинградской области является крупным ценообразующим нефтяным хабом.

«С точки зрения сервиса, административных расходов, бункеровки, возможностей флота и других параметров экспорт через Усть-Лугу будет более выгодным, чем через Клайпеду, – уверен Безбородов. – Но все упирается в то, какую информацию о своих контрактах с Евросоюзом готова раскрывать Белоруссия. Когда белорусские нефтепродукты экспортируются в Евросоюз через порты Литвы и Латвии, они оказываются в Евросоюзе сразу после пересечения белорусской границы, но в случае с экспортом через российские порты данные об операциях «Белнефтехима» придется раскрывать. До последнего времени белорусская сторона делать этого не хотела. Именно поэтому экспорт шел через литовские и латвийские порты, причем не только нефтепродуктов, но и калийных удобрений. Так что все зависит от того, насколько Лукашенко готов раскрыть свои секреты».

О какого рода секретах может идти речь? Здесь стоит вспомнить, что в течение последних лет вокруг экспорта нефтепродуктов из Белоруссии с поразительной регулярностью возникали громкие скандалы. Например, в 2012–2013 годах Россия обвиняла партнера в реэкспорте российского бензина под видом разбавителей и растворителей, что позволяло Минску не платить экспортную пошлину в российский бюджет. На смену этой нехитрой схеме пришла другая: в 2016 году возникли подозрения, что Белоруссия вывозит нефтепродукты под видом битумных смесей и продукции нефтехимии, поскольку экспорт этих товаров неожиданно кратно подскочил. В 2018 году Россия была вынуждена прекратить беспошлинные поставки в Белоруссию темных нефтепродуктов (мазута, нафты и вакуумного газойля), которые на бумаге предназначались для переработки в светлые нефтепродукты типа бензина на местных НПЗ, а по факту экспортировались в другие страны через сеть близких к белорусским властям фирм. Поэтому перенаправление экспорта белорусских нефтепродуктов в российские порты может поставить крест на бесконечной изобретательности соседей.

Как бы то ни было, добавляет Алексей Безбородов, российские порты на Балтике могут начать отправлять белорусские нефтепродукты в Евросоюз в любой момент. По словам аналитика, свободные мощности для этого есть и на железной дороге, и в портах – зарезервировать для Белоруссии мощности на 5–6 млн тонн нефтепродуктов в год проблем не составит. Есть возможность организовать разные маршруты, перераспределив уже существующие потоки – например, часть российского экспорта нефти в объеме до 2 млн тонн перевести из Усть-Луги в Приморск (еще один нефтяной порт Ленинградской области), а освободившиеся в Усть-Луге мощности отдать белорусам из соображений удобства логистики.

Кроме того, можно задействовать для этих целей Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) в Большом порту Санкт-Петербурга, который еще ближе к белорусским НПЗ, чем Усть-Луга, и легко примет дополнительные 2 млн тонн нефтепродуктов в год.

Пошатнувшаяся многовекторность

В Литве намерение Александра Лукашенко увести транзит нефтепродуктов и других грузов в российские порты восприняли как блеф. В частности, литовское издание Irytas расценило белорусский план ответа на санкции как «выстрел в собственную ногу». Издание считает, что это может не только нанести удар по сложившейся экономической политике Белоруссии, но и поставит Минск в еще большую зависимость от Москвы.

Эта аргументация во многом справедлива. Зависимость Белоруссии от главного литовского порта в последние несколько лет значительно выросла, и нефтепродукты далеко не единственный экспортный товар, который туда отправляется. Если в 2013 году через Клайпеду проходило 9 млн тонн белорусских грузов, то в 2018 году этот поток вырос примерно до 15 млн тонн. Убытки Литвы от потери белорусского транзита будут исчисляться десятками миллионов евро. Например, издание Baltnews оценивает возможный ущерб только для литовских железных дорог в пятую часть их годовых доходов, которые в прошлом году превысили 500 млн евро.

Кроме того, на фоне углубляющегося нефтяного конфликта с Россией Лукашенко стал рассматривать Клайпеду еще и как порт для ввоза сырой – альтернативной российской – нефти для переработки в Белоруссии. Например, в июне и августе нефтетерминал Klaipedos Nafta принял танкеры с американской нефтью для белорусского НПЗ «Нафтан» общим объемом 152 тыс. тонн.

Аналогичные планы Белоруссия строила и в отношении портов Латвии – Риги и Венспилса. В середине января, после того, как найти общий язык с Россией по цене на нефть в очередной раз не удалось, латвийский премьер-министр Кришьянис Кариньш по итогам встречи с Лукашенко заявил, что его страна готова обсуждать возможности импорта нефти в Белоруссию со всего мира.

Но фактически намерения Лукашенко найти альтернативных поставщиков нефти для белорусских НПЗ в очередной раз не выдержали испытания реальностью. Согласно последним статданным, за пять месяцев этого года Белоруссия импортировала 5 млн тонн нефти, из которых только 923 тыс. тонн попали в страну по каналам, альтернативным ведущему из России нефтепроводу «Дружба». При этом Минску пришлось столкнуться с реалиями коронавирусного кризиса, который привел к резкому падению спроса на нефтепродукты. За первое полугодие физический объем экспорта белорусских нефтепродуктов обвалился почти на 43%, до 3 млн тонн, из которых на морской экспорт в Великобританию и страны Евросоюза пришлось меньше половины. Иными словами, обсуждаемый объем переброски белорусского экспорта нефтепродуктов в российские порты – 3–4 млн тонн – может даже с запасом покрыть его текущий поток.

Падение экспорта белорусских нефтепродуктов в стоимостном эквиваленте оказалось еще более драматичным: за первое полугодие он составил около 980 млн долларов, или всего 36,7% от уровня за тот же период прошлого года. Это создает критические проблемы для белорусского бюджета, лишая его одного из главных источников валютных поступлений. Но, как всегда в случае с Белоруссией, нельзя забывать о субъективном факторе Лукашенко.

Скорее всего, вокруг условий перевода экспорта белорусских нефтепродуктов в российские порты начнется очередная торговля Минска и Москвы,

предполагает редактор портала «СОНАР-2050», посвященного Союзному государству России и Белоруссии, Иван Лизан. По его мнению, пока перспективы этого начинания стоит воспринимать скептически. Однако у России сейчас есть преимущество в переговорах, поскольку возможностей поиграть в многовекторность у Лукашенко осталось совсем немного.

Одним из возможных вариантов решения задачи, предполагает Лизан, может стать соглашение о разделе ключевых рынков сбыта. Россия в обмен на усиление своих позиций на рынке нефтепродуктов Европы может отдать Белоруссии свою долю на рынке Украины, который для белорусских НПЗ и сейчас является вторым по маржинальности после внутреннего.

Текст: Михаил Кувырко

Вам может быть интересно

Более 20 самолетов экстренно сели в Турции после пожара на борту российского SSJ
Темы дня

Ставка ВСУ на наемников провалилась

Очередной западный наемник, воевавший на стороне ВСУ, взят в плен российскими войсками – на этот раз на Курском направлении. Какое количество «иностранных добровольцев» воюет сегодня в рядах украинской армии, почему киевский режим вынужден до сих пор рассчитывать на наемников и в чем их самое слабое место?

Противник Украины намерен шокировать Румынию

В Румынии проходят президентские выборы. Основным фаворитом считается действующий премьер-министр страны Марчел Чиолаку. Однако одержать победу в первом туре ему вряд ли удастся. Конкуренцию представителю партии власти может составить правый политик Джордж Симион, которого называют поклонником Трампа и противником помощи Украине. Удастся ли ему победить и как это изменит Румынию?

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении

Опубликованы кадры с Путиным после испытания «Орешника»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Новости

Либералы могут потерять власть еще в одной стране Европы

В Румынии проходят президентские выборы. Основным фаворитом считается действующий премьер-министр страны Марчел Чиолаку. Однако одержать победу в первом туре ему вряд ли удастся. Конкуренцию представителю партии власти может составить правый политик Джордж Симион, которого называют поклонником Трампа и противником помощи Украине. Удастся ли ему победить и как это изменит Румынию?

Композитор Павел Карманов умер в возрасте 54 лет

Автор множества произведений и музыки для кино композитор Павел Карманов скончался в возрасте 54 лет.

Группа бойцов ЧВК «Вагнер» погибла в Мали, попав в засаду

В Мали шесть бойцов ЧВК «Вагнер» погибли во время атаки террористов. Нападение произошло в регионе Мопти, где российская колонна попала в засаду.

Минздрав сообщил о состоянии пострадавшего при стрельбе под Саратовом

Мужчина, получивший ранения в результате дорожного конфликта в Марксе Саратовской области, гогаходится в состоянии средней тяжести, ему оказывается необходимая медицинская помощь, сообщили в минздраве региона.

Арестован фигурант по делу о поставках «Калашникову» бракованных деталей

Технический директор «Интертехники» Алексей Морохов арестован по обвинению в мошенничестве при поставках бракованных деталей для концерна «Калашников», ущерб оценивается в 32 млн рублей.

Неопознанные дроны заметили над базами США в Британии

Над американскими военными базами в Британии были замечены небольшие дроны, которые, по словам командования ВВС США, не оказали значительного влияния на работу объектов.

Россиянин отсудил у BMW 300 млн рублей за неисправность вентилятора

Бизнесмен из Подмосковья выиграл дело против компании BMW из-за неработающего вентилятора в автомобиле, что привело к неустойке в размере 300 млн рублей, сообщили СМИ.

Назван кандидат на должность посла России в США

В Москве рассматривают назначение Александра Дарчиева на пост посла России в США, кандидатура которого уже проходит необходимые процедуры утверждения, об этом «Коммерсанту» сообщили три осведомленных источника.

Следовавший в Анталью Superjet совершил жесткую посадку из-за сдвига ветра

Самолет Sukhoi Superjet 100-95LR, летевший из Сочи в Анталью, столкнулся с сильным сдвигом ветра, что привело к грубой посадке, но пассажиры не пострадали, говорится в сообщении авиакомпании «Азимут».

В Раде заявили о возвращении 150 тыс. жителей Донбасса в Россию

Депутат Верховной рады Максим Ткаченко заявил о возвращении около 150 тыс. временно перемещенных лиц, включая 70 тыс. в Мариуполь, из-за отсутствия должной помощи на Украине.

Российские войска продвинулись в Запорожской области

Российские войска продвинулись более чем на два километра на Ореховском направлении в Запорожской области, начав бои за село Белогорье, которое является последним перед пока контролируемой ВСУ Малой Токмачкой, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Общественной палаты РФ Владимир Рогов.

Москва предостерегла Южную Корею от поставок оружия Украине

Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко предупредил о последствиях поставок южнокорейского оружия Украине, которые могут окончательно разрушить отношения между Сеулом и Москвой.
Мнения

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?