В мире

3 апреля 2020, 08:40

Зачем Трамп послал войска в Латинскую Америку

Фото: CARLOS BARRIA/Reuters

Южное командование вооруженных сил США приступило к военной операции в латиноамериканском регионе. Боевые корабли и самолеты направлены туда якобы из-за наркокартелей, по которым Трамп хочет нанести «решительный удар». Но в то же время США выдвинули обвинения в наркоторговле против президента Николаса Мадуро. Означает ли всё это, что Пентагон приступает к вторжению в Венесуэлу?

В операции ВС США в Карибском море задействованы десятки военных кораблей и авиация в разрезе от самолетов-разведчиков и вертолетов до дронов. Заявленная цель американцев – базы и инфраструктура наркокартелей. Но имидж Пентагона таков, что какой бы ни была заявленная цель внезапно возникших в регионе американских войск, впору вздрогнуть. Уж тем более в Латинской Америке, где США имеют устойчиво разнонаправленный имидж: с одной стороны, это страна-мечты, в которую многие хотели бы переехать, с другой – колониального типа агрессор из темного прошлого, который никогда не считался с интересами аборигенов.

Зачем Трампу устраивать войну с наркокартелями сейчас, когда все разговоры ведутся только о пандемии и кризисе мировой экономики, сложно сказать однозначно. Можно выбрать одну из множества версий, но особого внимания заслуживают две – драматическая и конспирологическая. Начнем с первой.

Проблема наркомании в США, где опиаты уносят порядка 70 тысяч жизней в год, для президента в каком-то смысле личная. Не в плане персонального употребления (сам он известен как идейный трезвенник), но с точки зрения достаточно ярких эмоциональных переживаний.

Усредненный портрет американца, умирающего сейчас от передозировки героина (наркотика дешевого и ничуть не модного), таков. Он относительно молод, он белый, он проживает в небольшом городе с высоким уровнем безработицы и принадлежит к рабочему классу. Такие семьи часто голосуют за Трампа.

Ранее газета ВЗГЛЯД подробно разбирала причины опиоидной наркомании в Америке – как социально-экономические, так и те, которые касаются жадности и беспринципности фармацевтических компаний. Сейчас же речь идет о том, что четыре года назад в ходе предвыборного ралли Трампу пришлось выслушать очень много историй от родителей, чьи дети стали жертвами «опиумной эпидемии». Некоторые из них разочаровались в традиционных американских политиках, некоторые вообще никогда не голосовали на выборах, но решили довериться Трампу.

Трамп обещал помочь. И надо признать, что попытался сдержать свое слово.

Один из первых указов, подписанных им сразу после вступления в должность, был посвящен борьбе с международными наркокартелями. А осенью того же года Трамп впервые столкнулся с понятием «чрезвычайное положение». Без коронавируса это выглядело менее зрелищно и напряженно, чем теперь, но трагичность выдерживалась на уровне – ведение локальных ЧС было посвящено взрывному росту числа опиоидных отравлений в ряде штатов. 

Однако президентство у Трампа выдалось нервное, насыщенное, осложненное жестким внутриполитическим противостоянием, и очень скоро проблема наркотиков отошла для него на третий план – без нее забот хватало. Кое-что было сделано, но кардинально это ситуацию не улучшило. Родители погибших от передозировки – те самые, которые еще недавно говорили кандидату Трампу «я буду молиться за вас», делились со СМИ своим разочарованием. Это была действительно грустная картина.

И вот сейчас, когда страну лихорадит от коронавируса и рецессии, президент будто возвращается к списку отложенных дел и решает пройтись по наркокартелям огнем и мечом. Возможно, Трамп вспомнил о просьбах и слезах – человек он по-своему сентиментальный. Возможно, учел новую президентскую кампанию и то, что без голосов штатов «ржавого пояса» – тех самых, где «синие воротнички» теряли работу из-за вывода производства за рубеж и садились на иглу – выборов ему не выиграть.

Не то чтобы семьи умерших наркоманов – это существенная электоральная единица, но сопутствующие этому истории были действительно трагичными и трогательными.

Как ни парадоксально это звучит, время для удара подобрано удачное: экономический кризис не пощадил и наркокартели тоже, особенно те, чьи цепочки производства и сбыта были завязаны на Китай.

А в том, что страны типа Колумбии или Мексики (президент которой Трампа, кстати сказать, терпеть не может) так легко соглашаются на вторжение американских военных на свою территорию, нет ничего удивительного. Влиятельный наркокартель – это квазигосударство с боеспособной армией, развитой шпионской сетью и огромными финансовыми ресурсами. Война с такими – это именно что война с полноценными боевыми операциями. США их проводить умеют, а национальным силам доверия в этом смысле нет.

Конечно, США тоже доверять не хочется, но факт остается фактом: до того, как Вашингтон придумал судить южноамериканских наркобаронов у себя, они неизменно выходили сухими из воды. Взятки – это лишь один из методов. Похищение ближайших родственников судей, присяжных, свидетелей (как и самих свидетелей) – тоже не крайний вариант. Крайний вариант – это, например, штурм тюрьмы, но даже этим в регионе давно никого не удивишь.

В общем, вот так вот удачно всё сложилось: Карибский регион заинтересован в помощи американской армии в борьбе с наркотрафиком, а Трампа мучают воспоминания о данных безутешным матерям обещаниях. Это мелодраматическая версия событий.

Но есть еще и конспирологическая. Она не позволяет забыть, что в конце марта генеральная прокуратура США официально выдвинула обвинения против руководства Венесуэлы и президента Николаса Мадуро. Их обвиняют в отмывании денег и содействии наркокартелям. При этом за выдачу Мадуро объявлена награда в 15 млн долларов, а заниматься как его делом, так и делами тех наркобаронов, которых удастся поймать в рамках военной операции, будет один и тот же человек – генпрокурор Уильям Барр. Он участвовал в «презентации» обоих проектов.

Смещение власти в Венесуэле – это еще одно дело президента Трампа, которое он не доделал: забросил после того, как не удалось добиться быстрых результатов. А когда с поста советника по нацбезопасности был со скандалом уволен Джон Болтон – главный вдохновитель необъявленной войны против Каракаса, казалось, президент США потерял к этой теме последний интерес.

И вдруг в Вашингтон приезжает самопровозглашенный президент Венесуэлы Хуан Гуайдо, а генеральный прокурор США требует выдачи Мадуро – главы суверенного государства, валяя дурака, будто дело тут в наркотиках. Может быть, главной целью тех самых боевых кораблей и вертолетов является именно Мадуро – доведший страну до ручки, растерявший всю электоральную поддержку, вынуждено пошедший на приватизацию нефтянки и других отраслей экономики, но все-таки усидевший в президентском кресле?

Прецеденты были. В 1989 году американские войска свергли главу Панамы Мануэля Норьегу и вывезли его в США, где суд приговорил генерала к 40 годам лишения свободы за торговлю наркотиками и вымогательство. Юридическая логика (точнее то, что за нее выдается) та же, что в случае хоть с Мадуро, хоть с Пабло Эскобаром: эти деятели задействованы в наркотрафике, наркотики убивают граждан США, значит, это дело США – извольте сдаться и присесть.

В латиноамериканском регионе политика и наркотики давно переплелись в один клубок. Когда генпрокурор Барр говорит, что между деньгами наркомафии, разнообразными партизанскими группировками левых ультрас и поддерживающими их социалистическими правительствами вроде Кубы, Венесуэлы и Никарагуа есть связь, он не лукавит – ультрас получают помощь и с той, и с другой стороны. Но из этого никак не следует, что Мадуро – в прошлом весьма известный профсоюзный лидер – является наркобароном. Это уже «додумывание» в нужную сторону, когда на повестке дня стоит вопрос о свержении неугодного политика. Это американцы любят и умеют делать – на горе всем остальным.

Версия красивая. И все же те войска США, которые направляются сейчас в Латинскую Америку, прибудут туда не по душу Мадуро – Венесуэла им просто не по пути. Если представить, что Вашингтон действительно решится на полноценное вторжение в Боливарианскую Республику, ему не понадобится прикрытие в виде антинаркотических рейдов – все будет сделано в лоб, инфраструктура для такого имеется.

Скорее всего, в своем противостоянии с Мадуро Белый дом делает ставку на предательство. На то, что в конце концов ослабевшего и непопулярного лидера выдадут свои же, а им за это дадут места в переходном правительстве, а также денег. Конечно, ничто нельзя исключать на 100% – и очередную военную агрессию со стороны США в первую очередь, но в настоящий момент вторжение в Венесуэлу стало бы чистым безумием. Если и был для этого удачный момент (на самом деле не было), он уже давно упущен.

В Белом доме сейчас сидит человек эксцентричный, но в вопросах войны осторожный. Почти все его предшественники, считая со Второй мировой, к четвертому году нахождения в должности уже начинали какой-нибудь вооруженный конфликт, и только Трамп от этого удержался. Надо думать, удержится и теперь, а то, что усиление давления на Мадуро совпало по времени с антинаркотической операцией ВС США в регионе, это действительно просто совпадение – интервенции не будет. Во всяком случае, пока. Как минимум до конца карантина.

Текст: Дмитрий Бавырин

Вам может быть интересно

В школе в Канаде после стрельбы обнаружены шесть тел
Темы дня

Культ личности породил конфликт между США и Польшей

Кадровая политика президента США Дональда Трампа довела до немыслимого – до дипломатического конфликта с поляками, которые всегда были рады услужить американцам. Но иначе и быть не могло, если доверять дипломатию специалистам по телешоу и наступать Трампу на больное место. А поляки наступили.

ЕС решил подбодрить Украину перспективой бесправного члена

Евросоюз разрабатывает план, который может предоставить Украине частичное членство в блоке уже в следующем году. Как выяснили СМИ, инициатива получила неофициальное название «обратное расширение»: страна сначала становится формальным членом ЕС, а затем ей постепенно предоставляют права и обязанности. Как эта инициатива отразится на облике Евросоюза и почему она является «морковкой» для Киева.

Захарова: Пока не будем рассказывать, что сделаем со списком требований Каллас

В Норвегии прошли успешные испытания европейской гиперзвуковой ракеты

В «файлах Эпштейна» нашли упоминание бойфренда Макрона

Новости

СК возбудил дело после подрыва автомобиля во Фрязине

В результате взрыва неизвестного устройства в автомобиле на железнодорожном переезде во Фрязине мужчина получил осколочное ранение голени и был госпитализирован.

Российские пловцы завоевали 54 медали на чемпионате Европы в Италии

Российские пловцы завоевали 54 медали на чемпионате Европы по плаванию в ледяной воде в Италии, установив несколько новых мировых и европейских рекордов.

Песков выразил сожаление из-за отказа Telegram соблюдать законы

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал заявление Роскомнадзора о замедлении работы мессенджера Telegram.

Юрист предупредил об уголовных рисках сжигания чучела на Масленицу

Нарушение правил сжигания чучел на Масленицу может привести к уголовной ответственности, предупредил юрист в сфере энергетики и жилищного права, научный сотрудник отдела права ИФИП УрО РАН Виктор Балакаев.

Брюссель решил занять средства на внешних рынках на помощь Украине

Экстренное голосование Европарламента по корректировке бюджета позволит Брюсселю занять средства на внешних рынках для предоставления кредита Киеву.

Сын экс-главы ВФЛА Балахничева задержан по подозрению в убийстве отца

Сын бывшего руководителя Всероссийской федерации легкой атлетики оказался под стражей по подозрению в убийстве Валентина Балахничева.

Пашинян сообщил о планах подписать мирный договор с Азербайджаном до выборов

Премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил о планах подписать мирный договор с Азербайджаном до парламентских выборов, которые назначены на 7 июня.

Каллас пообещала «выдвинуть русским» условия ЕС по урегулированию на Украине

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас заявила о намерении в ближайшие дни представить странам ЕС перечень условий для России, связанных с урегулированием конфликта на Украине, сообщает Reuters.

Лавров: Россия вернет исконно русские земли

Российская сторона намерена вернуть себе исконно русские земли, как того желают русские люди на Украине, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

В Европе предложили запретить все криптовалютные операции с Россией

Европейская комиссия намерена полностью запретить криптовалютные транзакции с Россией, чтобы пресечь обход санкций через альтернативные финансовые механизмы, пишет The Financial Times (FT).

На Олимпиаде объявили Гуменника чемпионом России вопреки запрету

Ведущий ледовой арены на Олимпийских играх в Милане несмотря на запрет представил российского фигуриста Петра Гуменника как действующего чемпиона России.

Эксперт: Конфликт Ирана с Израилем способен перекинуться на Катар и ОАЭ

Растущая напряженность между Ираном и Израилем с вовлечением США угрожает перекинуться на другие страны Персидского залива, заявил руководитель Группы изучения общих проблем региона Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сурков в ходе прошедшей в Москве XV Ближневосточной конференции клуба «Валдай».
Мнения

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?

Сергей Худиев: Как свобода абортов может привести к несвободе нации

Дети, абортированные 20-30 лет назад, уже были бы работниками и налогоплательщиками. Но их нет – и значит, надо повышать пенсионный возраст и импортировать работников из других стран. К чему приведет этот процесс, нетрудно догадаться.

Сергей Миркин: Как русофобия породила Холокост

У Варшавы в 1939 году была «золотая акция»: во многом от ее позиции зависело, будет ли подписан оборонительный договор между СССР, Британией и Францией. Поляки сделали всё, чтобы этого не произошло.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов