Европарламент избрал Урсулу фон дер Ляйен на пост главы Еврокомиссии. Она получила 383 голоса из 750 – на восемь больше необходимого минимума. Но ему предшествовала сложнейшая интрига. Сначала главы европейских государств и правительств в течении трех специальных саммитов не могли согласовать кандидатов на руководящие посты в Евросоюзе – и в первую очередь на должность руководителя Еврокомиссии. Потом часть фракций Европарламента, обиженная тем, что руководители европейских стран отказались от партийного принципа выдвижения кандидатов, обещали голосовать против кандидатуры фон дер Ляйен. Но в итоге 60-летняя соратница Меркель все-таки получила заветное кресло.
Перед голосованием фон дер Ляйен назвала свои приоритеты – борьба с климатическими изменениями, укрепление экономики, противодействие нелегальной иммиграции, обеспечение гендерного равенства и защита женщин от насилия. Она отметила что НАТО должно сохранить ведущую роль в европейской коллективной обороне, что в то же время будет дополняться европейской системой обеспечения безопасности. «Европе следует говорить в мире более громким и единым голосом», – заявила будущая глава европейского правительства.
Впервые с 1968 года Европу возглавит представитель Германии – впрочем, в 60-е годы не было еще Евросоюза, а Европейское экономическое сообщество и близко не подошло к той степени интеграции, на которую вышел сейчас ЕС. Усиливает символизм нынешнего избрания немецкого кандидата и то, что оно произошло на фоне Брексита – то есть перехода проекта евроинтеграции к новой, еще более центростремительной стадии.
Избрание Урсулы фон дер Ляйен символично не только потому, что она немка.
Новый европейский премьер принадлежит к потомственной немецкой аристократии.
Причем не только через мужа, чью фамилию носит, но и по рождению.
Ее отец Эрнст Альбрехт относится к одному из известных саксонских родов – хотя, конечно, не столь старому и родовитому, как фон дер Ляйен. Альбрехты известны всего с конца 15-го века. Другие предки Урсулы, породнившиеся с Альбрехтами, это бременские купцы Кнупы. Ее прапрапрадед Людвиг Кнуп большую часть своей жизни проработал в России, начав с организации вместе с Саввой Морозовым первой машинной текстильной фабрики и дойдя до получения от императора Александра Второго баронского титула.
Отец Урсулы Альбрехт в течении 14 лет занимал пост премьер-министра Нижней Саксонии – одной из важнейших немецких земель. В 1990-м его преемником на этом посту стал социал-демократ Герхард Шредер, будущий канцлер. Альбрехт принадлежал к ХДС – как и его дочь, которая пришла в политику в конце 90-х, но уже в 2005-м стала министром в первом правительстве Ангелы Меркель, сменившей у власти в Берлине как раз Шредера. Ничего особенного – круг немецкой элиты на самом деле довольно узок.
При этом фон дер Ляйен провела много времени за границей, начиная с самого рождения. Ведь ее отец в 1958 году работал в Брюсселе – в аппарате Европейского объединения угля и стали, преобразованного потом в Европейское экономическое сообщество (из которого потом и вырос Евросоюз). В общей сложности он проработал там 17 лет, в конце своей общеевропейской карьеры занимая пост руководителя дирекции по конкуренции. То есть, по сути, одного из министров тогдашнего прообраза европейского правительства.
Теперь его дочь возглавит всю Европу и вернется в Брюссель, в котором жила до 13 лет. Надо сказать, что долго жить в Нижней Саксонии у Урсулы никогда не получалось. В 1971-м она пошла в школу в Ганновере, потом поступила в университет, но уже в 1978-м ее отправили в Лондонскую школу экономики. Как теперь выясняется, это было связано с угрозой ее жизни. Как пишет The Telegraph, ее отец, премьер-министр Нижней Саксонии, «получил наводку, что пресловутая «Фракция Красной армии», также известная как банда Баадера – Майнхоф, готовит нападение на его дочь»:
«Перед госпожой фон дер Ляйен – в девичестве Урсулой Альбрехт – встал выбор: остаться учиться в Германии под круглосуточной охраной либо переехать в Лондон под псевдонимом...
Опасаясь за свою жизнь, 19-летняя госпожа фон дер Ляйен поступила в Лондонскую школу экономики под вымышленным именем. Спустя много лет она призналась, что год, проведенный в Лондоне, сформировал ее мировоззрение и открыл ей глаза на «новую свободу» и «радость жизни», которых в «белой» Германии тогда не было и в помине».
Через год Урсула вернулась в Германию, чтобы продолжить изучать медицину в Ганновере. Окончив вуз, поступила в аспирантуру, работала врачом-ассистентом в гинекологическом отделении университетской клиники, защитила диссертацию. Но уже в 1992-м уехала с мужем в США. Следующие четыре года, пока он работал преподавателем Стэнфордского университета, семья прожила там. У пары семеро детей – нетипично для современной немецкой политической элиты.
Вернувшись в Германию, фон дер Ляйен преподавала медицину в родном ганноверском вузе и в 2003-м внезапно пошла в политику. Сначала в местную, нижнесаксонскую, но всего спустя пару лет перебралась в Берлин, и не абы куда, а стала министром по делам семьи в правительстве Меркель. Урсуле было 47 лет, но до этого ее никто не знал не только на общегерманском, но, по сути, и на нижнесаксонском уровне. Зато все хорошо знали ее отца.
За 14 лет пребывания в правительствах Меркель фон дер Ляйен сменила три министерских портфеля. Дольше всего, пять с половиной лет, руководила министерством обороны, будучи первой в Германии женщиной – главой оборонного ведомства. Теперь ее начальница Меркель хочет сделать ее первой женщиной – главой европейского правительства.
Точнее, вначале Меркель хотела видеть во главе Еврокомиссии Манфреда Вебера – главу фракции Европейской народной партии в Европарламенте, баварского политика из ХСС, большую часть своей политической жизни проведшего в Брюсселе. И хотя ЕНП по итогам майских выборов удалось сохранить крупнейшую фракцию в Европарламенте, против планов Меркель выступил Макрон. Он продвигал своих кандидатов. Но в итоге, понимая, что они не проходят, предложил компромисс в виде Урсулы фон дер Ляйен. Так звучит полуофициальная версия, но что-то заставляет в ней сомневаться. Хотя ни Вебер, ни фон дер Ляйен не являются сильными политиками, вес последней все же больше – как и ее близость к Меркель. На первый взгляд, непонятно, зачем Макрону бунтовать против одного немца, чтобы в итоге получить другого, если, конечно, не учитывать тайные механизмы функционирования европейских элит и формирования общеевропейского руководства.
Фон дер Ляйен – тень и протеже Меркель. Если Меркель покинет пост главы немецкого правительства досрочно – а шансы на развал берлинской коалиции и ее правительства уже в этом году достаточно велики – положение фон дер Ляйен ослабнет. Конечно, любой новый немецкий канцлер будет всячески поддерживать главу общеевропейского правительства, представляющего Германию, даже если они будут принадлежать к разным немецким партиям. Но вот будет ли Урсула проводить политику евроинтеграции, исходя в первую очередь из немецких интересов? Или в ней возобладает общеевропейский дух – на что мог делать ставку Макрон и те силы, что продвигали ее кандидатуру? Об этом мы узнаем довольно скоро – после того, как в конце октября фон дер Ляйен сменит Жан-Клода Юнкера на посту главы Еврокомиссии.