В США традиционно считается, что организовать вооруженное сопротивление государственной власти при необходимости могут только правые силы. При этом их бесчисленные «ополчения», «милиции», «самообороны» и «суверенные граждане» по умолчанию считаются рассадником белого расизма, сексизма и антикоммунизма.
Историк Дэвид Гэрроу отмечал, что лидер чернокожих активистов всегда ставил на передний край своих демонстраций пожилых женщин и детей. Если они получали травмы в столкновениях, это обеспечивало информационный шум
При этом все они не особенно стремятся к славе – основную рекламу им делает, как ни парадоксально, либеральная пресса. Именно в ней регулярно появляются душераздирающие репортажи о стрельбищах «ополчения» и тренировках в условиях, максимально приближенных к боевым. Там же можно встретить статистику, согласно которой в рядах неофициальных вооруженных формирований состоят сотни тысяч американцев. Неоспоримых подтверждений этих выкладок, правда, не существует.
Идейные противники правых – пестрый конгломерат антифашистов, антиглобалистов, анархистов и леволибералов – предпочитает мирные акции и ненасильственный протест. Более того, американские левые традиционно позиционируют себя как пацифистов и выступают против второй конституционной поправки, гарантирующей право на владение огнестрельным оружием.
Разумеется, реальная картина несколько сложнее. Едва ли не каждый день мы видим в новостях, как антифа, замотав лица тряпками, кидаются камнями в полицейских, поджигают машины и бьют витрины. На пацифизм это не слишком похоже. С другой стороны, бросается в глаза, что «белыми расистами» демократическая пресса слишком часто называет обычных американских граждан, пытающихся отстоять свои права с оружием в руках. Так было, например, в недавнем конфликте семьи Банди с федералами.
Как бы там ни было, в течение последнего года этот привычный обеим сторонам формат противостояния – реднеки с огнестрелом против антифашистов с плакатами – начал уходить в прошлое. Приход к власти Дональда Трампа реально ожесточил левых. Мало какая демонстрация в поддержку нового президента обошлась без нападения активистов. В университетских кампусах регулярно вспыхивают потасовки с камнями и перцовым газом. Сайты левых пестрят рассуждениями о том, не пора ли уже наплевать на пацифизм и обзавестись оружием. «Либеральный стрелковый клуб» с отделениями в разных штатах объявил о взрывном росте числа своих членов.
Ярче прочих проявили себя антифа из движения «Восстание реднеков», возникшего при «Стрелковом клубе Джона Брауна» (он назван так в честь знаменитого аболициониста, сражавшегося за права чернокожих в XIX веке). В конце марта текущего года они пришли на демонстрацию сторонников Трампа в Финиксе, штат Аризона. По свидетельству очевидцев, их было от сорока до пятидесяти человек. Все были одеты в экзотическую военную форму, напоминавшую времена гражданской войны в Испании. Все повязали себе на шеи банданы красного цвета. И у всех были при себе полуавтоматические винтовки AR-15 или автоматы Калашникова.
Разговаривать эти суровые люди ни с кем не хотели. Интервью не давали. Плакатами не обзавелись. Репортеру местной газеты, снимавшему их на айфон, пригрозили разбить мобильник. В общем, они были совершенно не похожи на привычно говорливых пацифистов-антифа. Единственный месседж их появления – прямая и неприкрытая угроза сторонникам Трампа.
Видео с мобильника уже упомянутого репортера буквально взорвало интернет. Многие утверждали, что оружие было всего лишь имитацией, игрушкой, но пресс-секретарь «Восстания реднеков» позднее подтвердила, что и винтовки, и автоматы подлинные. При этом она подчеркнула, что филиалы «Восстания реднеков» теперь существуют во всех штатах страны и планируют новые акции в защиту меньшинств от трампистов. И да, защищать их они будут с помощью огнестрельного оружия.
Интересно, что эта организация антифашистов сформировалась вокруг стрелкового клуба – точно так же обычно складываются и организации американских «ополченцев» с «милицией». Более того, у своих правых противников они позаимствовали практически всю методику. Теперь каждые выходные антифа устаивают тренировки и соревнования по стрельбе. Кроме того, они ведут активную агитацию и вербовку на выставках оружия – это традиционное место встречи правых активистов. Полное представление о программе «Восстания реднеков» дает их слоган «Свободу всем рабочим людям – геям и трансгендерам, беженцам и мигрантам, цветным, мусульманам и евреям».
Парадоксальное название своей организации они объясняют желанием реабилитировать «реднека» (буквально – красношеего), то есть низкооплачиваемого малообразованного пролетария или фермера из глубинки, которому левые деятели приписывают пещерный расизм, консерватизм и антисемитизм. Именно к реднекам теперь обращают свою пропаганду вооруженные антифа. Пропаганда эта сводится к несложным умозаключениям. Вот пример: «Нам не помогут ни Трамп, ни Хиллари, ни Берни. Миллиардерам нет дела до простых людей. Они специально разделяют нас и натравливают белых рабочих на цветные меньшинства. Мы же должны объединиться и вместе вести классовую борьбу».
Не очень понятно, как белый рабочий класс будет объединяться с мигрантами, которые играют роль сегодняшних штрейкбрехеров, демпингуя на рынке труда. Сомнительно и то, что он захочет солидаризироваться с геями и трансгендерами – сельская Америка до сих пор крайне религиозна. Однако эти неуклюжие заигрывания с белым пролетариатом в одночасье стали самым популярным трендом американской политики.
После того как синие воротнички из «ржавого пояса» выбрали Трампа, политические деятели всех сортов вспомнили о существовании миллионов белых рабочих и решили привлечь их на свою сторону. Сделать это, правда, нелегко – мешают университетские дипломы, старые предрассудки и классовый антагонизм. По наблюдению журналистов, ни одного представителя белого рабочего класса в штабе «Восстания реднеков» замечено не было.
Эта классовая сегрегация свойственна и их политическим противникам. Трамписты тоже пытаются окучить рабочий класс в своих целях. Однако их движущая сила – альтернативные правые – оказалась слишком далека от народа.
Лидер «Традиционалистского молодежного движения» Мэтью Хеймбах с горечью говорит о классовых и культурных разломах внутри белого национализма: «Враг хочет разделить нас, мы же должны встать плечом к плечу». Решение проблемы он видит в объединении со скинхедами – «поощряющей многообразие субкультурой рабочего класса». Однако представить, как продвинутые высокообразованные гики из альт-правых объединяются со скинхедами из «ржавого пояса», нельзя даже в страшном сне.
В стане демократов, от которых на последних выборах и отвернулись «синие воротнички», отношение к «Восстанию реднеков» пока что скептическое. Учитывая, насколько инфильтрованы осведомителями «милиция» и «ополчение», нетрудно предположить, что и вооруженных антифашистов спецслужбы успели накрыть колпаком. На своих форумах многие анархисты намекают на то, что «Восстание реднеков» создано специально для того, чтобы провоцировать самых радикальных активистов и подводить их «под статью».
Есть и другие подозрения. Дело в том, что политические противники левых успели в совершенстве освоить все методы информационной войны, которую раньше проигрывали почти без боя. С помощью своих форумов типа 4chan и сайтов вроде Breitbart они теперь тоже устраивают истерики из-за пустяков и мифологизируют самые банальные происшествия. Так, рядовую потасовку с антифа в Сакраменто они окрестили «Битвой при Сакраменто» и вывели в топ американских новостей. Миллионы организованных пользователей за считанные дни раскручивают полных фриков до состояния медиазвезд, например, настоящим супергероем интернета стал участник большой драки в университете Беркли, явившийся на битву в стеганых доспехах с палкой и щитом.
Наконец, альтернативные правые в совершенстве освоили главный навык современного политического активиста – умение изображать жертву. Мастером этой методики был еще Мартин Лютер Кинг. Историк Дэвид Гэрроу отмечал, что лидер чернокожих активистов всегда ставил на передний край своих демонстраций пожилых женщин и детей – если они получали травмы в столкновениях, это обеспечивало информационный шум и нужный пиар. Сегодня эту технологию в расчете на внимание СМИ применяют как левые, так и правые.
Именно с целью выставить себя потенциальными жертвами альт-правые теперь раскручивают и феномен «Восстания реднеков» – вот, мол, полюбуйтесь на чокнутых антифа, они нас скоро поубивают. Это, в свою очередь, заставляет левых конспирологов подозревать, что все движение – сплошной фейк, придуманный трампистами. Но «Восстание реднеков» реально, а основал его известный анархист Дэвид Страно.
«Антифа – наши лучшие союзники, – пишет правый блогер. – Их безумие заставляет «норми» (мейнстримных республиканцев) радикализироваться». «Главная цель наших демонстраций, – вторит ему другой, – это видео и снэпшоты, на которых леваки буквально сходят с ума».
Однако АК, который висит на плече антифа, действительно может выстрелить. Дэвид Страно рассказывал, что выходить на демонстрации с оружием он решил после того, как увидел фотографии из Фергюсона – в этот город, где чернокожее население устроило погром, приехали вооруженные белые «ополченцы» из разных городов США. По большей части, они принадлежали к движению «Давших клятву». И их патрули позволяли хоть как-то поддерживать порядок.
Страно же решил, что он со своими товарищами должен защищать цветные меньшинства от белых. Пока непонятно, дойдет ли до локальных гражданских войн, пойдут ли черные на белых, а белые на черных, но их защитники с обеих сторон уже вооружились и готовы к бою.