Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в четверг заявил об угрозе, якобы исходящей от расположенной в соседней Армении Мецаморской АЭС. «Она совсем устаревшая, чернобыльский вариант. К счастью, Росатом дает какие-то дополнительные деньги. Но, в принципе, это уже отжившая свой срок электростанция. Потому что если, не дай бог, что-то произойдет, то пострадают все, не только Армения. Чернобыль же показал, что вплоть до Швеции доходили эти пары, и до сих пор никто не знает результатов», – сказал министр РИА «Новости».
Если, не дай бог, что-то произойдет, то пострадают все, не только Армения. Чернобыль же показал, что вплоть до Швеции доходили эти пары
Стоит отметить, что азербайджанский министр говорит неправду. На Чернобыльской АЭС применяется реактор РБМК-1000, на Мецаморской АЭС стоит ВВЭР-440, реактор совсем другого типа.
Азербайджанский политолог Тофик Аббасов отметил, что первый раз приостановили работу Мецаморской АЭС еще в последние годы существования Советского Союза, как раз из соображений техники безопасности. «Уже тогда специалисты опасались, что там может произойти авария, аналогичная Чернобылю. Сама станция была законсервирована. Однако после развала СССР и армяно-азербайджанской войны правительство независимой Армении вновь запустило эту станцию», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Аббасов заявляет, что, по сути, в эксплуатацию был введен опасный объект. «В Армении вынуждены задействовать эту станцию, чтобы ликвидировать дефицит электроэнергии. Но ведь это угроза не только для Азербайджана, но и для всех стран региона. Это не только внутриармянская, это наднациональная проблема», – считает он.
По мнению Аббасова, эта станция не имеет совершенной системы очистки, а радиоактивные вещества якобы сбрасываются в водные ресурсы.#{ussr}
Как известно, Армянская АЭС, единственная в Закавказье, расположена возле города Мецамор (примерно в 30 км к югу от Еревана). Строительство началось в 1970 году, первый энергоблок был введен в строй в 1976 году. Станция остановилась в марте 1989 года, после Спитакского землетрясения, унесшего жизни 25 тысяч человек. Повторно введена в действие в ноябре 1995 года в связи с энергетическим кризисом, в котором республика оказалась в результате блокады со стороны Азербайджана и Турции из-за карабахского конфликта. Сегодня АЭС вырабатывает около 30% всей производимой в Армении электроэнергии.
Вообще-то Азербайджан регулярно поднимает эту тему. Не далее как в мае президент страны Ильхам Алиев в ходе своего визита в Стамбул вновь заявил, что Мецаморская АЭС представляет угрозу для всего региона. «Есть информация о незаконном использовании Арменией ядерных отходов этой станции», – утверждал он. «В апреле текущего года члены парламента, политики Армении заявили о наличии у них ядерного оружия – «грязной бомбы». Международное сообщество должно отреагировать на это. Ядерная угроза Армении должна быть пресечена», – сказал он.
Радиоактивный депутат
Действительно, в конце апреля экс-премьер Армении, депутат Грант Багратян пригрозил, что у Еревана «есть возможности создания ядерного оружия». Однако это заявление власти республики поспешили опровергнуть. Это произошло вскоре после очередной вспышки боев в Нагорном Карабахе. Многие российские эксперты сочли результат боев поражением армянской стороны, что, возможно, и спровоцировало ереванского политика на столь серьезное – и крайне безответственное – заявление.
«Потенциально угроза есть, поскольку это сейсмически опасное место, – говорил в мае порталу «Москва – Баку» российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр. – Об этом говорили еще в советское время, когда Мецаморскую АЭС законсервировали и отключили». Изготовить на такой АЭС атомную бомбу слишком сложно, однако «грязную бомбу» из отходов АЭС теоретически можно сделать, признал Фельгенгауэр. «Это не так просто, и непонятно, зачем армянам это делать», – предупредил российский эксперт.
Добавим, что, согласно проекту, станция рассчитана на землетрясение до 9,5 баллов по шкале Рихтера – она должна выдержать его благодаря прочности зданий и специальным гидроамортизаторам, на которых стоят сооружения АЭС. Во время Спитакского землетрясения станция перенесла толчок в 6,25 балла. МАГАТЭ никаких претензий к работе и безопасности станции не предъявляет.
В сентябре Анкара – союзница Баку – также потребовала закрыть Мецаморскую станцию, напомнив, что та расположена в 16 км от турецкой границы.
Россия отремонтировала станцию
Впрочем, Ереван утверждает, что на АЭС все спокойно. Так, в понедельник пресс-служба министерства энергетики Армении уведомила, что в текущем году «продолжатся работы по продлению проектных сроков эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС».
Член Ядерного общества России, бывший замминистра РФ по атомной энергии Булат Нигматулин также заявил в интервью газете ВЗГЛЯД, что ситуация на Мецаморской АЭС спокойная. Он напомнил: 15 лет назад Армения и Россия провели серьезную реконструкцию, и сейчас станция работает в штатном режиме. «Россия производила ремонт станции, поставляла запчасти, поставляла и поставляет топливо, на котором работает электростанция», – сообщил Нигматулин.
Кроме того, по мнению физика, никакой угрозы не несет и возраст армянской станции. «В 2018 году, например, исполняется 45 лет Нововоронежской станции. Главное – вовремя производить ремонт», – считает он.
Тем временем в другом уголке СНГ продолжаются споры вокруг другой АЭС российского типа, правда, еще даже не построенной. Так, прибалтийские республики резко осуждают строительство двух АЭС – в соседней Белоруссии и Калининградской области, которые проектировал Росатом.
Наиболее яростным противником АЭС остается Литва. Она призвала бойкотировать в будущем энергию с «небезопасных», по ее версии, АЭС. Власти Латвии и Эстонии пообещали поддержать будущий бойкот. Министерство энергетики Польши тоже заявило, что электроэнергия с небезопасных атомных электростанций не должна поступать на рынок. Однако Финляндия, например, давать такие обещания отказалась.
Как отмечал портал Eadaily.com, Вильнюс уже много лет бездоказательно заявляет, что проекты АЭС в Островце и Калининграде якобы представляют угрозу для окружающей среды, а с чисто экономической точки зрения создадут нечестную конкуренцию на рынке электроэнергии.
Упреки Баку в адрес Мецаморской станции напомнили Нигматулину аналогичные заявления прибалтийских властей, выступивших против Островецкой АЭС. «Для того, чтобы доказать опасность работы той или иной станции, необходимо провести серьезную исследовательскую работу, привлечь широкий коллектив. Исследование может затянуться не на один год. Если таких работ, как в случае с Литвой и Азербайджаном, не произведено, то подобные утверждения не являются не чем иным, кроме как голословными политическими заявлениями», – подытожил эксперт.