Премьер-министр Польши Беата Шидло накануне вечером ушла в отставку – по официальной версии, по собственному желанию. Ей на смену предложена кандидатура вице-премьера и главы минфина Матеуша Моравецкого. Голосование в парламенте запланировано на ближайший вторник.
Кандидатуру Моравецкого утвердил политический комитет правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослава Качиньского. Поэтому нет сомнений, что парламент, абсолютным большинством в котором обладает ПиС, поддержит нынешнего вице-премьера.
Потомственный «борец» из «Солидарности»
Матеуш Моравецкий – примечательная фигура. Он сын известного диссидента социалистических времен, активиста антикоммунистического подполья Корнеля Моравецкого, возглавлявшего радикальное («борющееся») крыло «Солидарности».
В активе Моравецкого-старшего – тюремное заключение, всемирная кампания в поддержку освобождения, высылка в Италию и тайное возвращение на родину. После крушения соцлагеря подпольщик Корнель Моравецкий перешел в легальное политическое поле. Ныне здравствующий ветеран «сопротивления» в 2010 году баллотировался в президенты, а в настоящее время 76-летний пан Корнель – почетный (по старшинству) председатель сейма. Активно высказывается по вопросам внешней политики: еще в конце 1980-х «Борющаяся Солидарность» организовала «Восточный департамент» для помощи «антикоммунистическому сопротивлению» в Восточной Европе, а также в Прибалтике, Закавказье, Молдавии и на Украине. В новейшие времена Моравецкий-старший последовательно выступал в поддержку крымских татар, белорусской оппозиции и киевского евромайдана 2014 года. Независимость Косово от Сербии он, правда, не поддержал.
Сын, 49-летний Матеуш Моравецкий, в молодости состоял в антикоммунистической оппозиции, включая ту же «Борющуюся Солидарность». Неоднократно подвергался арестам за участие в политических демонстрациях и забастовках. По окончании Вроцлавского университета учился сначала в Гамбурге, а затем в Чикаго, в старейшем Северо-Западном университете Иллинойса.
В течение семи лет возглавлял третий по величине польский банк BZ WBK. «Моравецкий – банкир. Он владеет хорошо английским, немецким. Он может попытаться улучшить образ Польши в международных отношениях», – заметил по этому поводу в беседе с газетой ВЗГЛЯД экс-депутат Сейма Польши Тадеуш Ивиньский.
С 2015 года – на правительственных постах, в качестве вице-премьера и министра развития, а с 2016 года – министр развития и финансов.
В отличие от большинства польских экономистов, Моравецкий выступает против быстрого присоединения Польши к еврозоне. Но на фоне соратников по консервативной партии ПиС он выглядит либералом. И, как единодушно отмечают эксперты, он предпочтительная фигура для восстановления отношений с евробюрократами (испорченных стараниями правящих в Польше консерваторов, успевших всерьез рассориться с Брюсселем). Вполне понятно, почему назначение произошло именно сейчас.
Переговорщик с бизнес-связями – вместо харизматической фигуры
Ожидается, что практически гарантированное назначение Моравецкого – не последняя перестановка в польском кабмине. Хотя для многих отставка Беаты Шидло и грядущие перемены стали неожиданностью. Слухи о том, что премьер лишится поста, ходили давно. При этом отметим, что Шидло пользуется довольно широкой поддержкой в среде правящих консерваторов. Более того, накануне депутаты от правящей ПиС большинством голосов «зарубили» предложение оппозиции о вотуме недоверия правительству.
«Беата Шидло очень популярна как премьер-министр, чья популярность стала превышать популярность лидера своей партии, господина Качиньского. А он почти единовластен. Он не занимает никакого официального поста, только лидера своей партии, но все решает в Польше в последние два года», – отмечает Тадеуш Ивиньский. Но гораздо важнее другая причина, добавляет он.
New York Times полагает: Качиньский, который предпочитает управлять политическими процессами «из тени», разочаровался в Беате Шидло как в переговорщике с руководством ЕС. Лидеру «Права и справедливости» необходимо увидеть на премьерском посту фигуру, имеющую больший международный политический вес. Моравецкий «имеет великолепные связи с разными бизнес-кругами не только Европы, но и США», заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД лидер Партии регионов Польши Болеслав Борисюк.
Это особенно важно, учитывая затянувшееся противостояние Польши с руководством Евросоюза. New York Times указывает на любопытное совпадение. На пятницу намечено голосование в Сейме по закону о реформе судебной системы. То есть по тем самым законопроектам, которые так раздражают Брюссель, считающий, что партия Качиньского пытается взять судебную вертикаль под свой контроль. И за это угрожающий Варшаве различными санкциями.
Еще один болезненный вопрос, который, вероятнее всего, придется «разруливать» Моравецкому, – разногласия с руководством ЕС по вопросу о размещении беженцев. Этим летом проблема уже привела к санкционному давлению на Польшу. А буквально накануне Еврокомиссия подала в суд на Польшу, а также на Венгрию и Чехию за невыполнение согласованных с ЕС национальных квот по приему мигрантов.
Тадеуш Ивиньский констатирует:
«Образ и репутация Польши на международной арене сильно ухудшились, особенно в рамках ЕС... У нас не очень хорошие отношения с Германией, Францией, не говоря уже о России».
С приходом Моравецкого хочется надеяться и на «нормализацию экономических отношений Польши и Российской Федерации», выражает пожелание Болеслав Борисюк.
Кроме внешнеполитической разрядки, от Моравецкого ожидают улаживания внутриполитических неурядиц. Борисюк напомнил, что правящая партия Качиньского и оппозиция («Гражданская платформа», выдвиженцем которой является экс-премьер, а ныне глава Евросовета Дональд Туск) за последний год так и не нашли общего языка. Назначение Моравецкого – «это серьезный шаг, который повлияет на качественные изменения в руководящем составе правительства и улучшит атмосферу в стране», ожидает Болеслав Борисюк.