Германия, Франция и Италия хотят придать новый импульс развитию Евросоюза после референдума в Великобритании, жители которой проголосовали за выход страны из ЕС. Об этом заявила в Берлине канцлер ФРГ Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с президентом Франции Франсуа Олландом и премьер-министром Италии Маттео Ренци.
Англичане были основным тормозом проекта по созданию «Соединенных Штатов Европы» и неким троянским конем США, который постоянно мешал создать подлинно единую Европу
Речь идет уже не только о благих пожеланиях. На встрече с главами дипломатии стран Вышеградской четверки (Чехия, Польша, Словакия и Венгрия – V4) в понедельник в Праге главы МИД Германии и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эйро представили проект реформирования Евросоюза под названием «Сильная Европа в небезопасном мире».
Для усиления ЕС авторы предлагают реформы в области безопасности, миграционной политики и экономики. Проект стал ответом на решение Великобритании о выходе из состава ЕС. В проекте указывается, что Германия и Франция «с прискорбием принимают к сведению тот факт, что британский народ проголосовал за выход Соединенного Королевства из ЕС». В этой связи Берлин и Париж призывают остальных 27 участников ЕС выполнить «двойную задачу»: сконцентрироваться на решении общих вызовов, с которыми столкнулось сообщество, а также получить результаты в вопросах, которые уже были поставлены.
Фактически речь идет о переформатировании Евросоюза после того, как его покинула Британия, более склонная прислушиваться к Вашингтону, чем к Брюсселю.
В польских СМИ франко-германский проект вызвал опасения. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский указывал на риски превращения Европейского союза в «супергосударство», если тот не умерит вмешательство своих институтов во внутренние дела стран – членов объединения.
Что конкретно предлагают Париж и Берлин?
«Страны потеряют контроль»
Цитаты из документа опубликованы в воскресном выпуске Frankfurter Allgemeine Zeitung. Полный текст передан в распоряжение РИА «Новости» в понедельник МИД ФРГ. Но, пожалуй, наибольший резонанс проект вызвал в Восточной Европе.
По мнению польских СМИ, речь идет о превращении ЕС из надгосударственного объединения в подобие федеративного государства со всеми атрибутами. Страны «фактически потеряют контроль над собственными границами и процедурами приема и переселения беженцев на их территории», опасаются поляки. Подтверждение этого содержится в проекте Штайнмайера–Эйро: предлагается передать функцию обороны рубежей ЕС «первому мультинациональному ведомству по охране границ и побережья». Для этих целей агентству FRONTEX будут «в среднесрочной перспективе» переданы людские и технические ресурсы.
Утверждается, что входящие в союз страны фактически не будут иметь права на собственную армию, спецслужбы, уголовные кодексы, отдельную налоговую систему, собственную валюту или центробанки, способные «реально защищать финансовые интересы национального государства».
Исходя из проекта, в дополнение к уже существующему Европейскому центробанку предлагается превратить Европейский стабилизационный механизм (ESM) в полноценный Европейский валютный фонд. Кроме того, сделать шаги к созданию единого бюджета как «центрального фундамента всех успешных валютных союзов мира».
От Еврокорпуса к евроармии?
Европа, «освободившись» от Британии, стремится к большей самостоятельности. Хотя, как предполагает Wall Street Journal, «США могут воспользоваться периодом неопределенности и укрепить лидерство в западном альянсе свободных государств».
Вместе с тем проект Штайнмайера–Эйро предполагает, по сути, формулирование собственной геополитической доктрины Европы – принятие Глобальной стратегии развития ЕС, которая бы подчеркивала роль Евросоюза как «независимого и глобального игрока». Что весьма важно – более интенсивное участие ЕС в решении мировых кризисов предполагает «возможность опираться на боеспособные вооруженные силы».
Как отмечала газета ВЗГЛЯД накануне британского референдума, Лондон резко противодействовал попытке создания единой армии Евросоюза – идее, которую отстаивают Франция и Германия. Даже кабинет Дэвида Кэмерона, который агитировал против Brexit, не только заявлял, что «не существует никакой возможности создания армии ЕС», но и угрожал наложить вето на любые попытки создать общеевропейские вооруженные силы.
С другой стороны, о том, что Евросоюз нуждается в своей армии, говорили и председатель Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер, и канцлер Германии Ангела Меркель. Основа для такой армии уже есть – это Еврокорпус (Eurocorps), образованный в 1992 году Бельгией, Францией, Германией, Люксембургом, Польшей и Испанией в качестве объединения сил быстрого реагирования (около 60 тысяч военнослужащих).
Для сравнения: Соединенные Штаты располагают в Европе контингентом в 100 тысяч человек. Такую цифру приводит в журнале Foreign Affairs американский генерал Филип Бридлав, бывший командующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Бридлав сетует на то, что во времена холодной войны США размещали в Западной Европе более 400 тыс. своих солдат.
Нельзя сказать, что западные европейцы не пытались создать военные структуры, независимые от проамериканского НАТО. Как напомнил газете ВЗГЛЯД доцент кафедры международной безопасности РГГУ Евсей Васильев, до 2011 года существовал проект под названием «Брюссельский пакт» (или Западноевропейский союз), который многими виделся как альтернатива НАТО. Но все континентальные оборонительные проекты блокировались верным союзником США по НАТО – Великобританией.
План Штайнмайера–Эйро подразумевает: общие вооруженные силы – это не только «высокий уровень готовности», но и «необходимость общего финансирования своих операций».
«Евросоюз застрял»
Эксперт Института национальной стратегии, политолог Павел Святенков видит корень проблемы в том, что в нынешнем виде Евросоюз чрезмерно децентрализован. Процесс принятия решений бюрократизирован и затруднен. И народы большинства крупных развитых европейских стран недовольны Евросоюзом.
«Отсюда популярность евроскептиков, крайне правых, которые требуют прекращения неограниченной миграции, бесконтрольной бюрократии и т.д. Евросоюз застрял на полпути между международной организацией, которой он изначально был, и государством. Это уже, кажется, не конфедерация, еще не федерация – непонятно что», – сказал Святенков газете ВЗГЛЯД. По его словам, англичане были основным тормозом проекта по созданию «Соединенных Штатов Европы» и неким троянским конем США, который постоянно мешал создать подлинно единую Европу.
«Опасались противодействия Британии, США и восточноевропейцев»
«Всегда была идея Европы двух скоростей, то есть создание крупного европейского централизованного государства вокруг Германии и Франции, в которое могли бы войти страны Бенилюкса, Италия, Испания, Австрия и периферии – Польша, Венгрия, страны Северной Европы, та же Великобритания и т.д.», – считает политолог.
Но центральные страны Европы на это не шли, потому что опасались противодействия со стороны Британии, восточноевропейцев и США, полагает Святенков. «Однако в нынешней ситуации, раз уж Британия решает выйти из ЕС, все эти старые идеи немедленно активизируются, – отмечает собеседник. – Многие политики говорят, что недостаточно просто опустить Британию из Европы, необходимо реорганизовать и сам ЕС, потому что, если оставить его в нынешнем состоянии, то недовольство начнет усиливаться и скоро начнут проводиться референдумы о выходе других стран».
Таким образом, выход Британии из ЕС требует от европейских властей реорганизации союза. И страны – учредители ЕС, полагает эксперт, решают вести дело к централизации, созданию нового объединения на основе как минимум еврозоны или тех государств, которые изначально учредили Европейский союз. В противном случае от ЕС продолжат отказываться отдельные страны и Евросоюз прекратит существование, прогнозирует Павел Святенков.
«Любое крупное государство в Европе представляет опасность»
Что касается взаимоотношений России и ЕС, то для Москвы сильный Евросоюз, уверен политолог, опасен. Он напомнил, что за свою историю Россия несколько раз воевала с Европой. Сначала это была Европа Наполеона Бонапарта, потом тройственный союз Вильгельма II, а затем Европа Гитлера.
«Для России любое крупное государство в Европе представляет опасность, потому что у такого крупного государства появляется неизбежный соблазн решить проблемы с Россией – слишком крупным и влиятельным соседом – путем военной силы. Вероятность возникновения сильного федеративного государства в Европе на территории Франции, Германии и их союзников должна внушать серьезное беспокойство Москве», – уверен Святенков.
В свою очередь замдиректора Института Европы РАН Александр Камкин убежден, что общая тенденция развития Европы после 1945 года представляет собой медленный, но неумолимый процесс движения к конфедерации, а затем уже к Соединенным Штатам Европы, будь то с Великобританией или без нее.
Аргумент для сплочения
«Процесс размытия национальных границ, суверенитета и регионализации Европы шел. Дело тут в интенсивности, но никак не в конечной цели. Движение идет планомерно, невзирая на политические пристрастия, будь то неоконсерваторы в лице той же Меркель или Саркози, либо левые, зеленые... Объединяющей их ценностью является неолиберализм. Это движение к единому пространству, но с поправкой на миграционные реалии и реалии глобализации экономики. Отсюда лояльное отношение к попыткам некоторых европейских регионов обособиться от регионального центра, будь то Каталония, Шотландия...» – сказал Камкин газете ВЗГЛЯД.
Он не исключает, что выход Британии из ЕС может быть использован как повод для архитекторов нового европейского порядка, как дополнительный аргумент сплотить ЕС. «Но это не является громом среди ясного неба, который полностью изменил бы вектор развития», – уверен эксперт.