Североатлантический альянс и Турция уточняют детали операции в Эгейском море по мониторингу главного миграционного маршрута в ЕС – из Турции в Грецию. Об этом ТАСС сообщили в штаб-квартире НАТО, комментируя сообщения СМИ о том, что Анкара отказалась пропустить в свои территориальные воды 2-ю военно-морскую группу НАТО.
Турки взяли деньги от Германии и в целом от ЕС на борьбу с миграцией, но хотят свободно дирижировать потоками мигрантов
Пресс-секретарь турецкого МИД Танжу Билгич заявил, что эта информация не соответствует действительности. Однако, как отмечает ТАСС, в Брюсселе не опровергли поступившие ранее сообщения. Более того, утверждается, что отказ был получен еще в минувшие выходные – об этом сообщило агентство France Press со ссылкой на дипломатические источники.
Напомним, решение об отправке в акваторию второй военно-морской группы НАТО было принято 11 февраля на встрече министров обороны 28 стран НАТО в Брюсселе. При этом сообщалось, что Турция и Греция (обе страны входят в НАТО) согласились обратиться к Альянсу с просьбой патрулировать Эгейское море для контроля за беженцами и борьбы с контрабандистами, перевозящими нелегальных мигрантов.
Действия Анкары не в первый раз выглядят несогласованными – достаточно вспомнить поведение турецких властей после инцидента со сбитым российским Су-24, когда было неясно, кто отдал приказ об атаке.
Натовские корабли направлялись в Эгейское море не только для мониторинга миграционных потоков между Турцией и Грецией и оказания помощи терпящим бедствие судам с мигрантами. Однако турецкие власти не проявляют энтузиазма в отношении приема на своей территории беженцев, которые могут быть спасены кораблями НАТО.
В неопределенной зоне
Турция не только входит в НАТО, но корабль ее ВМФ, фрегат «Барбарос», включен в состав 2-й военно-морской группы Альянса (которую, судя по сообщениям, турецкие власти не пускают в свои территориальные воды). Флагманом этой эскадры является немецкий корабль снабжения «Бонн», в его подчинении помимо турецкого корабля находятся еще два фрегата: канадский «Фредериктон» и греческий «Саламис».
Судя по сообщению компании RTBF, турецкие власти мотивируют свою позицию тем, что командующему морской группировкой НАТО в составе четырех кораблей – немецкому контр-адмиралу Йоргу Кляйну необходимо прибыть в Анкару для «определения зоны», где она (группа кораблей) будет находиться».
По данным France Press, поводом для отрицательного ответа Анкары стали споры между Грецией и Турцией относительно границ в Эгейском море.
В посадке отказано
Отказ пропустить натовские корабли не единственный недружественный жест входящей в НАТО Турции по отношению к партнерам по Альянсу. Как сообщил в среду греческий телеканал Skai, турецкое правительство не разрешило посадку вертолета министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен в Митилини на острове Лесбос, принадлежащем Греции. Министр хотела посетить турецкое побережье и лично оценить ситуацию с беженцами и деятельность торговцев людьми.
Анкара говорит, что греческий остров Лесбос – демилитаризованная зона и Турция считает недопустимой посадку там военной авиации.
«Осадок останется у всех»
Средиземноморско-Черноморский регион из-за импульсивной, опасной и непредсказуемой политики нынешнего турецкого руководства «еще долгое время будет преподносить большие и малые сюрпризы», отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан I ранга запаса Михаил Ненашев.
По его словам, в Вашингтоне и особенно в Берлине ищут варианты направить непредсказуемость турецкого руководства против России. «Турок всячески одобряли, поощряли, деньги обещали. Но турецкое руководство преподнесло Германии сюрприз», – сказал Ненашев газете ВЗГЛЯД.
#{smallinfographicleft=766021}По его словам, своими действиями турецкое руководство хочет показать Западу, что тот слабо поддерживает Анкару в противостоянии с Россией. «Второй аспект связан с тем, что корабли НАТО должны мониторить ситуацию с трафиком беженцев, но туркам это явно невыгодно, поскольку они взяли деньги от Германии и в целом от ЕС на борьбу с миграцией, но хотят свободно дирижировать миграционными потоками. Сейчас при помощи натовских кораблей Германия желает остановить этот самоубийственный для ЕС поток мигрантов», – полагает эксперт, добавляя, что в ближайшие дни, если не часы, стороны должны разрешить данную ситуацию, однако «осадок останется у всех».
«Очень сильно обижается на Германию»
Немецкий политолог, научный директор Германо-Российского форума Александр Рар полагает, что инцидент с вертолетом мог быть вызван отсутствием у Германии разрешения на подобную посадку и это «просто технический вопрос, который не был продуман до конца». Однако он не исключает, что Анкара таким образом болезненно реагирует на возможное принятие Бундестагом резолюции, осуждающей геноцид армян в Османской империи.
«Пока реакции Берлина не было. Турция по-прежнему хочет деньги от Германии. С другой стороны, Турция сейчас очень сильно обижается на Германию за то, что Партия зеленых в Бундестаге хочет пробить идею осуждения армянского геноцида», – сказал Рар газете ВЗГЛЯД.
Он напомнил, что подобные резолюции были поддержаны во Франции и России, но Германия «нуждается в Турции как в своем главном стратегическом партнере по вопросу беженцев». «Ситуация сложная. Немецкое правительство пытается отложить принятие этой резолюции, чтобы не раздражать Турцию в тот момент, когда Анкара просто позарез нужна Германии, и особенно Меркель, для налаживания политической ситуации», – полагает немецкий политолог.
Шантаж на международном уровне
Напомним, на саммите ЕС – Турция 29 ноября 2015 года был окончательно согласован план действий, согласно которому Турция должна способствовать сокращению притока мигрантов в ЕС, обеспечить им лучшие условия приема на своей территории в обмен на активизацию переговоров о вступлении в ЕС и визовую либерализацию. И не в последнюю очередь – в обмен на 3 млрд евро от ЕС.
Однако 11 февраля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил открыть границы со странами ЕС для беженцев. Европейским партнерам остается лишь увещевать Анкару:
18 февраля канцлер Германии Ангела Меркель указала на необходимость выполнения плана ЕС – Турция и реализации достигнутых с Анкарой договоренностей по миграции.
Европа, похоже, оказывается в безвыходной ситуации. В этот понедельник канцлер Меркель призналась в отсутствии «плана Б» для решения кризиса с беженцами. В тот же день президент Чехии Милош Земан открыто заявил, что Эрдоган хочет выманить у Евросоюза как можно больше денег, прикрываясь обещаниями решить миграционный кризис.