При некоторой сенсационности произошедшего нужно понимать, что это не решение о приеме Косово в дружную европейскую семью. Скорее, это внутренний документ, предназначенный для того, чтобы оказать давление на тех членов Евросоюза, которые все еще против формального вступления этого квазигосударства в европейские структуры окончательно и навсегда.
Европейские организации трактуют нынешнее соглашение с Косово как некий предварительный документ, который определяет рамки дальнейшего сближения. С точки зрения тех членов ЕС, которые лоббируют дальнейшее признание Косово, теперь неких шагов нужно ожидать и от Приштины.
Шаги эти выглядят неоднозначно. Так, Евросоюз продолжает ждать от албанских властей некоторых послаблений в отношении сербов, которые превратились в гонимое меньшинство. Собственно, единственное, что сохраняет остатки сербского населения в Косово, – это близость к границе с Сербией в Митровице. Две недели назад албанское правительство приняло специальный законодательный акт, обеспечивающий «права сербов» Митровицы, сильно напоминающий тот документ, который Украина должна была принять в отношении автономии или «особого статуса» Донбасса.
Принятие этого документа под давлением Европы вызвало в Косово массовые беспорядки, в результате которых едва не был сожжен парламент в Приштине. Албанское большинство не намерено мириться с любыми «послаблениями» для чудом сохранившегося сербского меньшинства. К правительству это тоже относится: принятие закона стало лишь формальной уступкой европейским системам, поскольку без него не было бы и продолжения формального процесса сближения Косово и Евросоюза.
Дальнейшие требования к квазигосударству сводятся к приближению его экономических показателей к некоторым нормативам Евросоюза. А это уже по определению смешно, тем более что в первую очередь необходимо синхронизировать тарифы на энергопотребление и прочие привычные для ЕС фокусы с местным законодательством. Для Косово это не то что неприемлемо, это требования из параллельной реальности. Сложно себе представить, как Приштина начнет вдруг приводить в порядок тарифы и нормы потребления электричества и газа, получая их из России через Сербию. Впрочем, этот вопрос второстепенен с политической точки зрения, но важен для ЕС в качестве юридического оформления ситуации.
А ситуация такова, что «независимое Косово» является общеевропейским хабом для бандитов, наркоторговцев, оружейных баронов и автоугонщиков. Вариант с передачей его под ответственность Сербии, разумеется, не рассматривается, а значит, это теперь ответственность всего ЕС. И еврочиновники не видят другого выхода, кроме как перевоспитание шиптаров в европейцев с помощью интеграции Косово в общие структуры через «не хочу». А кто еще будет разгребать этот темный угол? Уж точно не США.
К слову, слишком большой процент проголосовавших против продвижения Косово в сторону ЕС (102 голоса «против» при 81 воздержавшемся) требует от Брюсселя дополнительной разъяснительной работы внутри Евросоюза. Пока нет полного консенсуса – не будет и полноценного вхождения Косово в европейские структуры. Да, албанцы готовы подождать. Они в принципе склонны к проведению в жизнь долгоиграющих стратегий, однако идти на мелкие уступки в пользу сербского меньшинства на бытовом уровне не хотят. От того и бунты.
Параллельно на фоне «кризиса мигрантов» меняется и отношение «большой Европы» к выходцам из Косово, которые составляют «передовой отряд» криминала. А это не только осложняет разъяснительную работу Брюсселя, но и затягивает интеграцию на сколь угодно долгий срок. По албанскому мнению, достаточный для того, чтобы окончательно выдавить сербов, формально продолжая процесс «вливания в единую европейскую семью» (некоторые полноправные члены которой, напомним, Косово государством не считают).
Таким образом, вроде бы «историческое» соглашение выглядит очередным шагом на пути Косово к дальнейшему признанию, только вот путь этот может оказаться чрезвычайно долгим. При этом оно высвечивает множество проблем, с которыми это квазигосударство неизбежно столкнется в дальнейшем.