Конституционная комиссия Украины одобрила проект изменений в конституцию в части децентрализации власти и направила документ президенту Петру Порошенко. Об этом объявил глава комиссии, спикер Верховной рады Владимир Гройсман.
Мы должны прийти к нормальным отношениям с людьми, которые живут по ту сторону в Донецкой и Луганской областях. Это же люди, они хотят к себе человеческого отношения
Порошенко обещал в ближайшие же выходные дни изучить проект и уже на следующей неделе внести его в Верховную раду. После предварительного голосования в Раде проект будет направлен на оценку в Конституционный суд, а затем вернется в парламент на окончательное утверждение. Порошенко выразил надежду, что депутаты успеют внести поправки до местных выборов, намеченных на 25 октября.
Таинственные эмиссары Донбасса
Проект не предусматривает особый статус для ДНР и ЛНР, а лишь обещает им позднее специальный соответствующий закон. Что касается «децентрализации», то она не коснется силовых органов, пообещал Порошенко на заседании конституционной комиссии.
«Вопрос обороны, внешних отношений, строительства правоохранительной системы, органов безопасности, судов, СБУ, прокуратуры не является предметом децентрализации и обеспечит целостность, суверенитет и независимость нашего государства», – сказал он и вновь пообещал пресекать сепаратизм. Напомним, что минские договоренности, подписанные в феврале Порошенко, предусматривают, что милиция в «особых районах» Донбасса будет подчиняться местным властям, а не Киеву.
Как не без гордости добавил Порошенко, в разработке конституционных изменений «принимали участие представители Донбасса», не уточнив, о ком конкретно идет речь.
В Донецке и Луганске тотчас возразили, что никого в конституционную комиссию не направляли. Более того – проект противоречит минским соглашениям и не имеет никакого отношения к мирному процессу, заявил полпред самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин. Он напомнил, что 11-й пункт Минских соглашений «четко прописывает согласование проекта конституции, а не просто ознакомление или что-то еще с представителями «отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
«Представителей Донбасса» там может быть сколько угодно, которых они могут взять из того же Артемовска, Северодонецка, контролируемых украинской стороной, и так далее. Однако они не являются представителями отдельных территорий», – отметил его коллега, полпред ЛНР Владислав Дейнего. «В Комплексе мер четко написано, что в разработке новой конституции должны участвовать представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а не какие-то «представители Донбасса», – цитирует его ЛуганскИнформЦентр.
Напомним, Пушилин и Дейнего неоднократно направляли Гройсману свои предложения по реформе, но не получали ответа. На это нарушение минских договоренностей в итоге внимание обратили даже в Брюсселе и Вашингтоне.
Украинские громады
Член конституционной комиссии, первый президент Украины Леонид Кравчук сообщил, что он лично на прошлом заседании комиссии спросил спикера Верховной рады Владимира Гройсмана о том, были ли рассмотрены предложения из ДНР и ЛНР. Однако секретарь конституционной комиссии сообщил ему, что «таких предложений» от ДНР и ЛНР в Верховную раду не поступало.
«Были какие-то предложения в интернете, где-то ходили по каким-то закоулкам. Но не было официального документа, подписанного официальными лицами, полномочные они или не полномочные, признаем мы ли их или не признаем – это не вопрос. Это должен быть документ, а не просто слова», – отметил Кравчук в интервью газете ВЗГЛЯД.
Кравчук не считает принципиальным пункт о том, кому будет подчиняться милиция в Донбассе. «После принятия этого базового конституционного положения будут разработаны законы не только по милиции, но и по другим проблемам, которые возникли в последний год», – сказал он.#{ussr}
«Мы не можем прописать в конституции положения, которые увековечат существующий в Донбассе статус-кво. Мы же понимаем, что это временная ситуация. В конце концов, мы должны прийти к нормальным отношениям с Россией, с людьми, которые живут по ту сторону в Донецкой и Луганской областях. Это же люди, они хотят к себе человеческого отношения и понимания», – признал Кравчук.
Согласно проекту, территория Украины делится на так называемые громады (аналог российской дореволюционной волости), несколько «громад» составляют район. Президент может отменить решение руководителя «громады», а с помощью Верховной рады и вообще уволить ее руководство, если действия «громады» угрожают суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности. Очевидно, что с таким порядком не согласятся в ДНР и ЛНР.
В среду Венецианская комиссия (консультативный орган Совета Европы по конституционному праву) в целом одобрила украинские поправки, все же отметив необходимость их доработки.
«Киев не приемлет Минские соглашения»
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, бывший консультант администрации президента Украины Михаил Погребинский подчеркнул, что Порошенко демонстративно игнорирует свои обязательства, взятые на себя в Минске.
«Киевская власть фактически не приемлет политическую часть Минских договоренностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они не приглашают представителей Донбасса, хотя это оговорено в минском протоколе. Удивительно здесь то, что Венецианская комиссия, которая должна быть в курсе того, что у Украины есть обязательства в соответствии с минскими соглашениями, игнорирует эти явные и демонстративные нарушения», – сказал политолог газете ВЗГЛЯД.
Собеседник отметил, что пригласить на рассмотрение проекта реформ конституции Украины представителей Донбасса Киев не может, так как по-прежнему считает их террористами. «Введение лидеров ДНР и ЛНР в политический процесс было бы их признанием. Поэтому Петр Порошенко при поддержке США и ЕС игнорирует их», – заключил эксперт.
Погребинский нашел в проекте много положений, которые де-факто лишь усиливают власть президента. «Идет имитация децентрализации. Ранее президент назначал глав местных администраций. Теперь он будет назначать префектов, а руководителей исполнительной власти на местах будут назначать местные законодательные советы. Казалось бы, вот она – децентрализация, однако де-факто это не так, так как все эти люди находятся «под колпаком» у Петра Порошенко. Если местный совет принимает какое-то решение, например о статусе русского языка, а президент считает, что это нарушение законодательства, то он через Верховную раду может просто-напросто распустить этот совет», – подчеркнул эксперт.
«То есть фактически территории не получают реальных прав и полномочий, так как реальный контроль над политическим процессом в руках у президента и парламента. Самостоятельные решения регионов будут восприниматься русофобской властью как нарушение закона, и люди на местах под этим грузом откажутся принимать какие-то решения», – подытожил Михаил Погребинский.
Уже в пятницу вечером, выступая в эфире телеканала «Интер», Порошенко осторожно пообещал «особый порядок» Донецку и Луганску, но лишь после того, как поправки будут внесены в конституцию. «Конституционное урегулирование этого вопроса, на мой взгляд, после голосования этих изменений в конституцию в Верховной раде, будет завершено», – заявил он. Таким образом, выполнение этого пункта Минских соглашений президент по сути отложил до осени.