Президент Белоруссии Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Грузию. 23 апреля он встретился с президентом страны Георгием Маргвелашвили. Белорусский лидер, как всегда, был очень мил и приветлив. «Мы и раньше должны были встретиться в этом легендарном городе и стране, – рассыпался в любезностях Лукашенко. – Как историк я многое читал о Грузии, многое знаю и думаю, что это легендарная страна. Наверное, давно надо было побывать здесь, тем более что с давних времен наш народ всегда питал глубокие чувства уважения к грузинскому народу», – сказал Лукашенко.
Дайте нам денег, выделите кредитные линии на 10, 20 млрд долларов, нам нужны кредиты – вот что на уме у Лукашенко
Нигде в Грузии, кроме Сухуми
Президент Белоруссии раньше никогда не был «практически нигде в Грузии». Лишь однажды он бывал в Абхазии, о чем не забыл упомянуть, показав таким образом, что солидарен с Грузией в вопросе ее территориальных претензий. «Я, к стыду своему, ни разу не был в Тбилиси, фактически нигде в Грузии, кроме Сухуми», – сказал Лукашенко перед журналистами.
Позже Лукашенко разъяснил, что своими словами он лишь вновь подтвердил позицию, которую Минск занимает относительно вопроса признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии. «Наша позиция по тем проблемам, которые вы подняли, остается неизменной. В противном случае я бы не приехал», – ответил он журналисту, который и задал вопрос о так называемых оккупированных территориях. Представитель прессы пытался узнать, не изменится ли позиция Лукашенко в этом вопросе на фоне того, что Россия «пытается легитимизировать оккупацию и оформила соглашения с марионеточными режимами».
При этом, говоря о взаимоотношениях России и Абхазии, Лукашенко старался избегать формулировок, которые используют в Грузии, говоря о вооруженном конфликте в 2008 году. «Президент Маргвелашвили говорил, что после всех этих неразберих, даже войны, можно сказать, конфликта между Грузией и Россией, надо было бы как-то помягче выстраивать отношения и не делать каких-то шагов», – передает слова Лукашенко агентство «Новости-Грузия».
Несмотря на заверения Лукашенко в несокрушимости позиции, в 2010 году его слова о статусе Абхазии и Южной Осетии стали поводом для скандала. Так, тогдашний президент России Дмитрий Медведев заявил, что на саммите ОДКБ белорусский лидер пообещал официально признать суверенитет этих государств. Лукашенко опроверг слова Медведева, сказав, что «торжественно нигде не обещал, об этом никто не слышал». «Если бы Россия сделала свои шаги навстречу, наверное, была бы другая ситуация», – добавил он. В результате в Кремле даже грозились опубликовать стенограмму, из которой стало бы понятно, что обещания Лукашенко все же были даны. «Мы можем опубликовать и другие высказывания Александра Лукашенко, которые будут небезынтересными как белорусской, так и международной общественности», – заявлял тогда помощник Медведева Сергей Приходько. Стороны упрекнули друг друга в непоследовательности, и скандал был замят.#{ussr}
Абхазия и Южная Осетия неоднократно обращались к разным странам, в том числе и Белоруссии, с просьбой признать их независимость. Однако Лукашенко обходил этот вопрос, заявляя, что подобное решение должен принимать белорусский парламент. Тогда Абхазия и Южная Осетия направили официальное обращение в Национальное собрание Белоруссии. Интересно, что в ноябре 2009 года белорусские парламентарии даже приезжали с визитом в Грузию, Абхазию и Южную Осетию, где должны были ознакомиться с ситуацией, после чего подготовить соответствующий доклад. Однако документ так и не был обнародован.
Вместе посмотреть в завтрашний день
На встрече с грузинским президентом Лукашенко отметил, что между странами нет никаких противоречий, несмотря на то, что они тяготеют к разным интеграционным союзам. Грузия стремится вступить в Европейский союз, а Белоруссия входит в Евразийский экономический союз. «Возможно, для сближения этих двух гигантских союзов потребуется время, но между нашими странами для сближения нет никаких преград», – уверен Лукашенко.
Солидарен с ним и Маргвелашвили. «Мы начинаем очень хороший и интересный путь в будущее, к сотрудничеству», – ответил он белорусскому коллеге.
Добрососедские речи белорусского лидера о партнерстве закончились обсуждением, пожалуй, главного вопроса встречи – отношений стран с Россией. «Мы с президентом – реалисты, и мы договорились: давай подведем черту и посмотрим в завтрашний день, – предложил Лукашенко. – Какие можно сделать шаги для того, чтобы нормализовать отношения между Грузией и Белоруссией, чтобы глубже сделать отношения, в том числе с Российской Федерацией? Думаю, в ближайшее время мы найдем хотя бы один ответ на маленький вопрос, какой сделать шаг для того, чтобы не только прекратить эту риторику, а сблизить позиции государств и жить в одной семье, как было когда-то».
Лукашенко, которому запрещен въезд в США и Евросоюз, посещает много стран – бывших республик СССР. Он приезжал и в Киев, где также говорил о дружбе и партнерстве, предлагая сделать «за сутки все, что надо», и презентовал себя в качестве миротворца. Был он и в Казахстане, где вместе с президентом Назарбаевым встречался с Владимиром Путиным. Говорили об экономическом партнерстве и об украинском кризисе, правда, многие моменты были обсуждены без участия Лукашенко. Много раз белорусский лидер приезжал в Россию, в том числе отдыхал в Сочи, где искал встречи с Путиным.
Несмотря на то, что президент Белоруссии периодически меняет свою риторику как в общении с Россией, так и в обращениях к ЕС и США, главная линия проводимой им политики остается неизменной. За Александром Лукашенко давно закрепился статус крепкого хозяйственника: все его встречи с зарубежными лидерами подкреплены намерением получить некую выгоду для своей страны. В чем же выгода для Лукашенко от визита в Грузию, которая и без того переживает непростые времена?
«Дайте денег, нам нужны кредиты»
Визит в Грузию был нужен прежде всего самому Лукашенко, который хотел бы использовать эту страну в качестве посредника с Западом не без денежной для себя выгоды, считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. При этом Тбилиси вовсе не нужно использовать белорусского президента в качестве посланника в переговорах с той же Москвой.
«Отношения между российскими и грузинскими элитами хоть и прохладные сейчас, но вполне рабочие. Если требуется решить какие-то вопросы, то взаимодействие идет напрямую. Я не вижу причин, как может быть использован Лукашенко именно грузинскими элитами. Грузия и Белоруссия не представляют собой мощные силы. Они всегда играли роль либо союзнических сил, либо просто использовались как инструмент, – напомнил эксперт. – Сейчас Грузия – это государство с утраченными территориями, с экономикой, которая представляет очень небольшую величину по сравнению с Россией и даже Белоруссией», – отметил он.
Безпалько считает, что это Грузия используется Лукашенко как «демонстрационный полигон» по отношению к Западу. Он «посылает сигнал», что готов к изменению внешнеполитического курса или хотя бы к тому, чтобы задекларировать это изменение. «Дайте нам денег, выделите кредитные линии на 10, 20 млрд долларов, нам нужны кредиты – вот что на уме у Лукашенко», – полагает Богдан Безпалько.
Слова о принадлежности Сухума сказаны Лукашенко как повод продемонстрировать свою политическую независимость от Москвы. «То, что он заявил в Грузии, фактически признав Абхазию и Южную Осетию частями этого государства, явно идет вразрез не только с признанием РФ этих государств независимыми, но и с тем, что когда-то сам Лукашенко обещал признать Абхазию и РЮО в качестве независимых государств», – напомнил эксперт.
Вызывающее поведение Лукашенко объясняется несколькими причинами. Прежде всего это предстоящие в Белоруссии президентские выборы и тактика «проведения национализации сверху». Второе – это то, что сейчас Россия фактически привязана к Белоруссии. «России было бы очень неудобно разрывать отношения с Белоруссией, окончательно превращать Калининградскую область в эксклав и возвращаться в границы XVI века. Поэтому Лукашенко идет ва-банк, он играет на обострение. Он не только посетил Грузию, а еще фактически отказался возвращать в Россию часть переработанной российской нефти в виде нефтепродуктов. Объясняется это просто – продать эти продукты на европейском рынке можно гораздо выгоднее. Но это нарушение тех договоренностей, которые пытается выстроить РФ в рамках Таможенного союза, а затем и в рамках Евразийского экономического союза», – говорит эксперт.
По его словам, можно наблюдать торпедирование Белоруссией многих интеграционных устремлений России и много других мелочей. Например, в Белоруссии заменили георгиевскую ленточку «яблочной».
Москва, уверен политолог, должна выработать реакцию на подобного рода поведение и манипулирование со стороны Белоруссии. «Нужно выработать стратегию, которая могла бы презентовать нашу страну не только в тактическом, но и в долговременном стратегическом отношении, представлять альтернативу для тех стран, которые готовы сотрудничать с Российской Федерацией, которые в первую очередь стремятся к независимости от западного мира во главе с США», – полагает Безпалько.