Семеро против санкций
Европейские бизнесмены начинают думать о будущем. Что будет, если такая политика продолжится еще год или два?
Семь стран Евросоюза могут выступить против расширения пакета антироссийских санкций, сообщает Bloomberg. По информации издания, Италия, Греция, Кипр, Испания, Австрия, Венгрия и Словакия должны обозначить свою пророссийскую позицию в четверг, на стартующем в Брюсселе двухдневном саммите ЕС. Свои доводы издание подкрепляет тем, что представители некоторых из вышеперечисленных стран недавно побывали в Москве, где заявляли о своей поддержке российской политики.
Как напоминает РИА «Новости», в конце февраля в Москву приезжал президент Кипра Никос Анастасиадис, в начале марта – премьер-министр Италии Маттео Ренци, а вскоре должен приехать и греческий премьер Алексис Ципрас. Они, так же как и представители Венгрии, Словакии, Австрии и Испании, активно выступали против санкций в отношении России.
«Уверенность лагеря стран, выступающих против санкций, кажется, растет», – цитирует Bloomberg ведущего эксперта по внешней политике Евросоюза в брюссельском Центре исследований европейской политики Стивена Блокманса. «Вероятным развитием событий видится то, что эти страны не согласятся пролонгировать санкции сейчас и будут откладывать решение до самого последнего момента, пока санкции не истекут», – считает Иан Бонд, директор по внешней политике лондонского Центра европейской реформы.
Как Украина расколола Европу
Санкции, введенные Евросоюзом против России в связи с украинским кризисом, разделили ЕС на два лагеря, что становится все более очевидным, так как с течением времени страны чувствуют на себе негативный эффект от ограничительных мер. Так, Греция, которая и без того находилась в кризисе, понесла значительные убытки в сельскохозяйственной и туристической отраслях из-за санкций. Новое греческое правительство во главе с Алексисом Ципрасом уже грозилось наложить вето на решение ЕС о расширении санкций. А 16 марта министр обороны этой страны Панос Камменос заявил, что Европа должна компенсировать Греции убытки, иначе страна не захочет и не сможет «участвовать в решениях по санкциям, которые вредят ее экономике». «Следующими станут Испания, Италия. И когда-нибудь Германия», – цитирует его «Интерфакс».
Кипр также на протяжении года заявляет об ущербе, который санкции наносят стране. Больше всего в экономику этой страны, как признавался сам президент Никос Анастасиадис, вкладывается именно российский бизнес. Известно, что банковская сфера Кипра серьезно пострадала из-за ухода российских бизнесменов. Так, международное рейтинговое агентство Moody's в 2013 году приводило статистику, согласно которой от трети до половины всех банковских депозитов на острове имеют российское происхождение. Недавно, во время визита в Вашингтон, Анастасиадис, только что прилетевший из Москвы, обвинил США и Великобританию в «игнорировании интересов Кипра». Он подчеркнул, что у республики «есть собственная проблема» и «свои претензии» к Европе и Соединенным Штатам.
Италия является основным торговым партнером России от ЕС в энергетической сфере, уступая место только Германии, а также в промышленных областях. И ущерб от введения санкций для нее очевиден. Еще в июле эту страну обвиняли в том, что она чинит препятствия на пути ужесточения антироссийских санкций. Итальянский премьер Маттео Ренци во время недавнего визита в Москву 5 марта заявил, что санкции создают «обеим сторонам существенные проблемы».
Испания также изначально выступала против антироссийских санкций. Сначала она мотивировала это заботой о будущем Украины, однако вскоре стало очевидно, что ограничения наносят серьезный ущерб экономике самой Испании. Как и в Греции, убытки ощущают сельскохозяйственная и туристическая отрасти страны. Так, глава внешнеполитического ведомства Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо заявил 10 марта в ходе встречи с Сергеем Лавровым о «больших экономических убытках», которые переживает его страна из-за оттока российских туристов. Мадрид не видит необходимости в расширении антироссийских санкций, отметил он.
Венгрия же и вовсе ведет открытую пророссийскую политику, углубляя сотрудничество с РФ, несмотря на попытки таких евродипломатов, как Ангела Меркель, «развернуть» ее в сторону ЕС. Премьер-министр страны Виктор Орбан уверенно считает санкционную политику крайне вредной для европейских стран. «Если кто-то думает, что Европа и европейская экономика могут быть конкурентоспособны без кооперации с Россией, что энергетическая безопасность может существовать в ЕС без энергоресурсов России, тот гоняется за призраками», – заявлял он, подписывая с Россией газовый контракт. Кстати, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт уже сообщил, что после отмены санкций венгерская продукция, вместе с греческой и кипрской, будет первой на российском рынке.
Глава МИД Австрии Себастьян Курц 16 марта высказался против продления санкций в отношении России. «Я считаю, что нет никакой необходимости сейчас принимать решение», – передает его слова РИА «Новости». В том же духе высказался и министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак. «Мы не разделяем мнение, что санкции должны быть продлены сейчас, в марте», – сказал он. Недовольство антироссийскими санкциями высказывали и в Праге.
Сторонниками расширения ограничительных мер выступает группа государств во главе с Польшей, странами Прибалтики и Великобританией. Польша, государственная политика которой, как и ряда прибалтийских стран, уже много лет направлена на борьбу с «российской агрессией», настаивает на усилении санкций. «ЕС стоит на позиции, что санкции, наложенные на Россию, будут продолжаться, а те, которые могут быть введены, более болезненные для экономики, уже готовятся Еврокомиссией и будут введены в случае, если соглашение не будет выполняться», – рассказала 12 марта премьер-министр этой страны Ева Копач. А премьер Польши, по совместительству председатель Евросовета Дональд Туск, призвал сохранить санкции против России. Туск заявил, что санкции в отношении Москвы должны продолжать действовать в качестве поддержки выполнения заключенных в Минске соглашений и отношений США и ЕС. Его позицию ожидаемо поддержал британский премьер Дэвид Кэмерон.
Несогласие с жесткой санкционной политикой высказывала также Финляндия. Так, глава финского МИД Эркки Туомиоя довольно резко ответил на призыв Туска, назвав подобный подход препятствием на пути к единению Евросоюза.
Очевидный раскол
Позиция относительно антироссийских санкций обнажила разногласия внутри Евросоюза. Страны разделились на два лагеря: на тех, кто хочет диктовать свою политику, и тех, кто не желает ей больше подчиняться. «Этот раскол давно очевиден, – считает директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров. – Принципы евробюрократии устаревают, и сейчас есть новые страны, которые больше и громче говорят о своих национальных экономических интересах. Дальше они будут заявлять о них только громче», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Прибалтийские страны – это сателлиты США и Великобритании, напомнил он. «Польша из геополитических интересов традиционно настроена антироссийски. И она транслирует свои реваншистские настроения. Великобритания – это мозг антироссийских действий на международной арене на протяжении столетий. Она держит под контролем политическую элиту Эстонии, Латвии и других прибалтийских стран. Так что они и дальше будут играть в эту игру», – уверен эксперт.
Грозят европейской стабильности не только санкции. «Европейская бюрократия довольно диктаторски относится к некоторым странам. Германия доминирует и пытается переломить многих через колено, и вечно это продолжаться не будет. Даже в Польше есть силы, которые понимают, что это заигрывание к добру не приведет», – заявил эксперт.
По логике вещей, Германия должна пойти навстречу этим странам. «Но практически нынешняя политическая элита находится под серьезным влиянием США и Великобритании, – напомнил Федоров. – Интересы Германии в этом случае чисто политические».
Что касается семерки противников санкций, то их интерес в этой игре очевиден. «Эти страны завязаны на России, и их недовольство вполне реально. Экономически они несут самые большие потери: они не такие экономически развитые, как Германия, где еще могут немного затянуть пояса. И российский бизнес, и взаимодействие с РФ для них очень важны», – добавил Федоров.
Однако они не смогут продвинуть отказ от санкций на общеевропейский уровень. «Но они могут выступить активно против, таким образом четко сформировав блок, который будет и дальше оказывать внутри Европы давление на евробюрократию с целью снятия санкций», – уверен эксперт.
Год санкций: как успехи?
Обсуждение внеочередного пакета антироссийских санкций приходится на отчетный период: год назад был введен первый пакет ограничительных мер против России. Результаты для самой Европы оцениваются не очень позитивно, причем не только в России, но и за рубежом.
Так, варшавский эксперт, директор Польско-канадской программы поддержки демократии на Украине Адам Зауэр уверен, что эффект от санкций не соответствует ожиданиям Запада: «В качестве политического инструмента они пока не оправдывают себя: Крым остается частью России, мало того, уже при санкциях начался конфликт в Донбассе. Экономический эффект их также сомнителен, во всяком случае, не они являются главной причиной растущей рецессии в России», – приводит его слова Deutsche Welle.
«У США существует план по ослаблению Европейского союза как определенного геополитического конкурента, – считает Георгий Федоров. – В России Америка тоже выполняет свои планы: у нас многое было завязано с Европой. Хотя санкции, конечно, нашу экономику не обрушили. И на руководство российское никак не повлияли. Мы в этом отношении долго жили и с санкциями, и с кризисами, и прочими катаклизмами. Мы привыкли затягивать пояса», – отмечает он.
«Сельское хозяйство Европы очень пострадало от санкций. Пищевая промышленность, ряд финансовых структур, которые были завязаны на российские проекты», – констатирует Федоров.
По мнению первого проректора Финансового университета при правительстве РФ Константина Симонова, контрпродуктивность санкций в отношении России становится понятна все большему количеству политиков и бизнесменов в ЕС. Политолог выделяет три главных, по его мнению, аспекта санкционной политики Европы. «Эти санкции серьезным образом ограничили возможности иностранных компаний в России. Например, итальянские компании, которые очень активно работали у нас, крайне недовольны ограничениями на инвестиции в российский рынок. Россия все-таки очень большой рынок, здесь огромное количество интересных проектов, и не только в сфере нефти и газа», – сказал он в комментарии газете ВЗГЛЯД.
«Политика ЕС существенным образом ограничила желание России инвестировать в страны Европы. Сегодня это крайне актуально для европейских стран. Это касается Греции, Венгрии и многих других. Так, например, по политическим мотивам разваливают проект АЭС в Венгрии. Россия, в свою очередь, была готова инвестировать в этот проект более 12 миллиардов евро. Кто-то еще готов предложить такие деньги Будапешту?» – отметил Симонов.
«И еще момент – это российские контрсанкции. Россия ввела запрет на ввоз европейского продовольствия. Это нанесло сильный удар по странам ЕС. Россия была крупным рынком сбыта европейской продукции, а теперь они не могут найти альтернатив. Более того, российские туристы стали реже посещать европейские курорты, что также ударило по европейской экономике», – уверен собеседник.
Политолог уверен, что недовольных в среде европейского бизнеса относительно санкционной политики ЕС становится все больше. «Европейские бизнесмены начинают думать о будущем. Что будет, если такая политика продолжится еще год или два?» – отмечает собеседник.