24 августа, среда  |  Последнее обновление — 13:12  |  vz.ru

Главная тема


Сильное землетрясение разрушило города в центре Италии

операция «Щит Евфрата»


Турецкие танки вошли на территорию Сирии

«поймите: мы платить не будем»


Байден рассказал, как требовал от Порошенко уволить генпрокурора Шокина за 1 млрд долларов

«ущерб корпорации и клиентам»


У французской DCNS похитили секреты о подлодке Scorpene

армия и вооружение


Спущен на воду новый корабль, вооруженный «Калибрами»

название аэропорта


Волгоградские власти одобрили возвращение Сталинграда

события 1991 года


Горбачев ответил на слова Кравчука о развале СССР Украиной

олимпийское движение


Из-за нападок на Россию у США возникли проблемы в МОК

демонстрация силы


Украинская армия страшна только своей численностью

«лагеря гитлерюгенда»


Сергей Веселовский: Из украинских детей спешно готовят смертников

Вопрос дня


Обсуждается идея назвать Сталинградом волгоградский аэропорт. Хотели бы вы, чтобы ваша улица (город, аэропорт) носили имя Сталина?

Кипр отбил американскую атаку

Переговоры двух президентов по военно-техническому сотрудничеству вызвали гнев Запада   4 марта 2015, 19:50
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Текст: Евгений Крутиков

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Руководство Кипра подверглось беспрецедентному давлению со стороны США после того, как президент Никос Анастасиадис провел в Москве переговоры о возможности захода в порт Лимасол кораблей ВМФ РФ. В итоге глава МИД Кипра выступил с резкой критикой США и ЕС. По сути, Никосия не «прогнулась», и вопрос о создании базы для нашего флота решен.

Впервые о готовности Кипра предоставить российскому военному флоту порт Лимасол для снабжения и ремонта заговорили еще года два назад, но тогда многие сочли эту идею просто попыткой «выудить» у Москвы еще немного денег на фоне жестокого финансового кризиса. Но в итоге руководство Кипра пошло до конца и действительно перевело разговоры о базе для российского военного флота в практическую сферу.

«Американцы развлекались тем, что расстреливали эти бочки, но наши моряки ставили их обратно и писали краской – «собственность советского флота»

Позиция Никосии вызвала крайне резкую реакцию со стороны англосаксов. Посетивший Вашингтон сразу после визита в Москву министр иностранных дел Кипра Касулидис, тем не менее, не только сдержал удар «на поле соперника», но и перешел в контрнаступление. Он обвинил США и Великобританию в «игнорировании интересов Кипра», подчеркнув, что у республики «есть собственная проблема» и «свои претензии» к Европе и Соединенным Штатам. К примеру, Никосия «находит больше понимания» у России, Франции и Китая, чем у США и ЕС, в своем затянувшемся противостоянии с Турцией. Реакция Касулидиса на американское давление, видимо, была столь резкой еще и потому, что в недавнем инциденте с турецким сейсмологическим судном, которое стало вести разведку под прикрытием военных кораблей в кипрских водах, США и Великобритания не оказали Кипру никакой дипломатической или иной помощи, чем вывели Никосию из себя.

Не удалась попытка надавить на Кипр и по вопросам антироссийских санкций, и по позиции Никосии касательно украинского кризиса. Так, Касулидис вновь сравнил ситуацию на Украине с положением дел на острове, почти половина которого оккупирована Турцией с 1974 года, однако никакой поддержки от США и стран НАТО греческая община Кипра не получает. Что же касается прагматичной позиции Никосии в вопросе санкций, придерживаться оной заставил экономический кризис. Впрочем, исторически греческая община и так тяготела к Москве, просто обстоятельства проявили эту тенденцию более рельефно.

До достижения договоренностей с Кипром Россия располагала в Средиземноморье только пунктом материально-технического обеспечения (ПМТО) в сирийском порту Тартус, оставшемся в наследство с советских времен. Мощностей Тартуса уже не хватает. Начиная с 1991 года ПМТО последовательно и целеустремленно разваливался. Он и изначально-то был небольшим (два плавучих причала по 100 метров каждый, плавмастерская, административное здание, казарма и пара-тройка скромных хозяйственных построек), а за девяностые и частично нулевые годы его возможности естественным образом сократились. Из двух причалов функционирует только один, а штат после начала гражданской войны в Сирии ужали до четырех человек.

Первая попытка модернизировать Тартус и перевести его в разряд полноценной военно-морской базы, способной принимать крейсера и авианосцы, не состоялась именно из-за обострения обстановки в Сирии. В какой-то момент, видимо, вообще поднимался вопрос о закрытии базы, поскольку было не ясно, сможет ли правительство Асада контролировать ситуацию в регионе. Дополнительно накалило обстановку загадочное убийство в 2010 году заместителя начальника ГРУ Генштаба генерал-майора Юрия Иванова, прибывшего в Тартус с инспекционной поездкой. Его тело выбросило на берег турецкой провинции Хатай, соседней с Тартусом.

Ни о каком присутствии российских военных кораблей в ливийском Триполи или на йеменском острове Сокотра тем более говорить не приходится: «арабская весна» поставила под сомнение далеко идущие планы российского военно-морского флота по поддержанию-воссозданию своих баз в регионе. Да, относительная стабилизация ситуации в Сирии и особенно успехи Башара Асада в войне против исламистов реанимировали разговоры о «перезагрузке» базы в Тартусе. Само сирийское правительство также неоднократно пыталось возобновить переговоры о расширении базы в рамках российско-сирийского военно-технического сотрудничества. Тем не менее в 2014 году весь военный персонал был оттуда выведен, чтобы избежать возможных провокаций.

В конце концов, в 2015 году ВМФ РФ принял решение все-таки реконструировать Тартуский ПМТО до уровня базы. По плану после реконструкции один плавающий пирс сможет принимать корабль первого ранга (крейсер или эсминец), а второй – корабль второго ранга (фрегат или небольшой десантный корабль). Кроме всего прочего, Тартус можно рассматривать и как объект, имеющий разведывательное значение, например, для электронного слежения. Но в тот период, пока ситуация вокруг сирийской базы была неопределенной, появились и слухи о возможности использования боевыми кораблями РФ кипрского порта Лимасол. Значения Тартуса это не отменяет – сирийский порт действительно превратится в полноценную базу, а гостеприимный Кипр будет использоваться именно как пункт дозаправки и материально-технического сотрудничества. Как от Тартуса, так и от Лимасола 6–7 дней перехода до Гибралтара, то есть до зоны оперативной ответственности Балтийского и Северного флотов. Суэцкий канал и вовсе под боком.

В принципе, изначально вопрос о возобновлении деятельности российских (в смысле, бывших советских) военно-морских баз в регионе увязывался не с обострением внешнеполитической атмосферы или некими конкретными событиями в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, а со вспышкой пиратства. Распоясавшиеся сомалийские «корсары» выявили проблему: на дежурство в регион было проще послать корабли с Тихого океана, которые могли зайти по дороге в индийские порты, чем с европейских флотов, которые по дороге никто в гости не зовет.

Кипр всю свою известную историю был чьей-то базой, и не только военно-морской. Даже сейчас часть территории республики (целых 3%) фактически от нее отторгнута и считается «заморской территорией Великобритании». Это военные базы Акротири и Декелия, численность британского военного и гражданского персонала которых достигает 7 тысяч человек. Причем одна из них (Акротири-Эпископи) непосредственно примыкает к порту Лимасола, где планируется организовать российский пункт снабжения. Статус британских баз очень спорен с юридической точки зрения, не говоря уже о чрезвычайно запутанных финансовых обстоятельствах их существования. Ясно одно: Великобритания не намерена от этих земель отказываться и в периоды обострений самосознания греков-киприотов серьезно давит на правительство Кипра, чтобы уладить вопрос «по-хорошему». Дело доходило и до серьезных столкновений, например, в 2001 году, когда местные жители воспротивились возведению англичанами новых радиоматч и антенн, а некоторые даже разломали. Лондон в общем готов передать обратно под юрисдикцию Никосии часть территории баз, которые не используют непосредственно в военных целях, но в обмен на отказ киприотов от финансовых претензий. Никосия в ответ начинает скрупулезно подсчитывать долг Британии аж с 1960 года, благо с недавних пор правительство Кипра предпочитает считать каждую копейку. В какой-то момент они насчитали что-то уже около миллиарда евро, чем заставили Лондон призадуматься.

Цена вопроса для России пока не озвучивалась. Но если в Сирии РФ по факту арендует несколько гектаров чужой территории, то на Кипре, скорее всего, речь об аренде не пойдет. Корабли ВМФ РФ получат возможность обслуживаться в порту и содержать там необходимые материалы для дозаправки и ремонта, что будет стоить в разы дешевле, чем обустраивать там полноценную базу на британский манер с гарнизоном и колючей проволокой.

В советское время знаменитая 5-я оперативная («Средиземноморская») эскадра также испытывала проблемы со снабжением. После 1972 года – разрыва военно-технического сотрудничества с Египтом при правительстве Анвара Садата – Тартус остался единственной базой, и особенностью функционирования эскадры стало «отстаивание» кораблей и подводных лодок на якорях и бочках на отмелях в заранее оговоренных местах. Например, штаб командующего эскадрой находился у берегов Туниса в так называемой «точке № 3». Туда же приходили подводные лодки Северного флота. В «точке 52» (она же «деревня Селивановка», по фамилии одного из командующих) у границы Ливии и Сирии собирались надводные корабли. Разведывательные корабли прятались у греческого острова Лемнос («точка 10») и так далее. Американцы развлекались тем, что расстреливали эти бочки, но наши моряки ставили их обратно и писали краской – «собственность советского флота».

Сейчас прибегать к подобным ухищрениям нет никакой необходимости. Советская 5-я оперативная эскадра выполняла функции ядерного сдерживания, ее основным противником был даже не знаменитый американский 6-й флот в целом, а его атомные подводные лодки – носители ракет с ядерными боеголовками. В наше время таким носителем может быть любой крупный надводный корабль НАТО, оснащенный, например, крылатыми ракетами. Да и речь идет уже не о ядерном сдерживании, а, скорее, наоборот – об использовании флота в тактическом плане на ограниченном ТВД.

В таком контексте договор с Кипром обеспечивает именно тактическое присутствие российского флота сразу на нескольких потенциально опасных ТВД. Состав новой российской средиземноморской эскадры до сих пор не определен, и вообще не ясно, будет ли она существовать на постоянной основе (возможно, формировать ее будут ситуативно из кораблей разных флотов в зависимости от обстоятельств и потребностей). Меж тем создание новой полноценной базы с дорогостоящей инфраструктурой и большим штатом было бы целесообразно только при постоянном присутствии в её зоне ответственности большого числа крупных кораблей. К тому же, никому не понятно, как дальше будут развиваться события в странах, подвергшихся эпидемии «арабской весны». Может, и в Ливии, например, произойдет откат к прагматичной политике, как это уже случилось в Египте.

В любом случае, Россия приобрела нового союзника. И не за деньги или какие-либо иные преференции. А союзника идеологического. Это дорогого стоит.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............