Прошедшая в четверг пресс-конференция присланного из Чернигова генерала-майора и с недавних пор руководителя милиции Одессы Ивана Катеринчука расставила многие, но не все точки над i в истории бойни в Доме профсоюзов.
На тех, кто сохранил человеческую и гражданскую совесть, трагедия в Одессе произвела крайне тяжелое впечатление. Тяжести эмоциям добавила ложь, которою окружили трагедию
Для начала Катеринчук сам разрушил мифы, которые ранее так отстаивало и одесское, и центральное украинское руководство. Оказывается, все погибшие в бойне 2 мая – не только граждане Украины, но более того – одесситы. Лишь двое – жители соседних Винницкой и Николаевской областей. Наблюдатели, впрочем, не исключают, что оба даже представляли евромайдан.
Мифических россиян и приднестровцев, за которых экс-губернатор Одесской области Владимир Немировский, да и многие представители Киева, принимали вышедших отстаивать свою свободу одесситов, в списке погибших не оказалось.
Это напрямую противоречит той версии, которую украинские СМИ растиражировали сразу после трагедии со ссылкой на милицию, о том, что якобы среди погибших – 15 граждан России и 5 граждан Приднестровья.
Эту версию подхватили и политики в Киеве. «Злоумышленники предварительно разработали план действий, который начался со стрельбы привезенных из России и Приднестровья террористов, они стреляли по людям, выступающим за единство Украины. События в Одессе можно квалифицировать как теракт, и на заседании Верховной рады Украины были озвучены доказательства данного события», – заявлял 6 мая кандидат в президенты Петр Порошенко. Его соперница Юлия Тимошенко также уверяла, что бойню в Одессе совершили «не украинцы».
Тем временем генерал Катеринчук, кроме того, объявил, какие идеологии в Одессе отныне будут под запретом. Например, призывы к федерализации отныне будут считать уголовно наказуемыми. И даже использование флагов других государства и даже городов. Например, по словам Катеринчука, флаг Севастополя нельзя будет использовать, так как регион является «аннексированным».
Объявили гагаузом
Как сообщил в четверг одесский портал «Таймер», инженер-конструктор Одесского авиационного завода Иван Милев, погибший в Доме профсоюзов 2 мая, – коренной одессит и вовсе не является «жителем Гагаузии», как об этом пишут СМИ.Об этом сообщили родственники погибшего, которые также предоставили в наше распоряжение соответствующие документы. Иван Милев родился 5 июня 1980 года в 7-м роддоме города Одессы. При этом его родственники жили в Одессе уже несколько поколений, прадед погиб в годы Великой Отечественной войны. Иван Милев закончил одесскую школу № 80, затем учился в Одесском политехническом институте. Работал ведущим инженером-конструктором на Одесском авиаремонтном заводе, где, в частности, занимался разработкой узлов и деталей легкого самолета Y1 «Дельфин».
Родные Ивана утверждают, что он ни разу в жизни не был в Гагаузии, а также не являлся «экстремистом», хотя и не скрывал, что не поддерживает нынешнюю власть, и участвовал в акциях протеста на Куликовом поле. Тело Ивана Милева нашли между вторым и третьим этажами Дома профсоюзов, оно сильно пострадало от огня.
Версии с газом и без газа
Катеринчук также заявил, что никаким особым газом активистов Куликова поля не травили: следов специального газа на месте не найдено.
Впрочем, действующий начальник областной Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Владимир Боделан накануне указал как опытный спасатель, что в Доме профсоюзов присутствовал не обычный дым от пожара, а какой-то иной газ. Так что этот аспект трагедии пока остается невыясненным.
Как писала газета ВЗГЛЯД накануне, одной из главных причин массовой гибели людей в Одессе стало то, что боевики, которые подожгли палаточный городок и Дом профсоюзов, не пропускали к горящему дому пожарные машины и спасателей, сообщил начальник областного управления Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины Владимир Боделан.
Почему-то умолчал начальник милиции о том, является ли правовым использование пожарной машины активистами евромайдана для тарана баррикад и организации массовых беспорядков. Напомним, что Боделан пожаловался, что нападавшие радикалы захватили одну из пожарных машин и использовали ее как оружие.
Катеринчук также поведал, что огнестрельные ранения все пострадавшие получили не на Куликовом поле и не в Доме профсоюзов, а в центре города. Сказано это было с целью убедить общественность, что разгонявшие «куликовцев» радикалы не использовали огнестрельное оружие. Видео с сотником Мыколой, палившим по Дому профсоюзов, конечно, для Катеринчука не доказательство. Но дело в другом: поименная статистика умерших от огнестрельных ранений даёт цифру в четыре погибших от огнестрела. В самом центре Одессы во время столкновений от оружия погибли два «евромайдановца». Получается, два человека из Антимайдана погибли в центре города по той же причине.
Эта информация разбивает в пух и прах ложь относительно «мирности» так называемого проукраинского митинга 2 мая. Очевидно, что так называемые сторонники евроинтеграции заранее захватили с собой оружие.
Начинается отрезвление в умах
Александр Васильев, депутат Одесского горсовета от партии «Родина», который вынужден был в апреле бежать в Крым из-за угрозы ареста, в интервью газете ВЗГЛЯД сообщил предысторию появления легенды о «диверсантах из Приднестровья».
«Вброс появился в первые часы трагедии. Источником послужила запись в «Фейсбуке» Александра Ройдбурда. Ройдбурд – промайданно настроенный художник-модернист, ныне живущий в Киеве бывший одессит. Ройдбурду вдруг откуда-то стало известно, что в Доме профсоюзов есть граждане Приднестровья. Запись Ройдбурда мгновенно послужила источником для многочисленных перепостов, «лайков», а самое главное – для прессы», – посетовал Васильев.
По словам Васильева, украинские журналисты любят повторять о стандартах и правилах работы с информацией. Но с самого начала трагедии в Одессе во всем украинском медиапространстве об этих правилах почему-то забыли. Сторонники евромайдана ни в чем разбираться не желают. Никто не будет ни в чем раскаиваться или извиняться.
По его словам, сама идея «российской агрессии» настолько завладела умами и настолько тиражируется властями и прессой, что ожидать никакого раскаяния не приходится. «Люди, которые тиражируют эту ложь, считают себя солдатами пропагандистской войны, уверены в своей непогрешимости. В дальнейшем мы будем видеть только новые фейки подобного рода», – уверен Васильев.
Что касается обычных украинцев, то, по мнению Васильева, одесская трагедия начинает «отрезвлять» их от былой майданной эйфории. Как сказал собеседник газеты ВЗГЛЯД, ему трудно судить о настроениях по всей Украине, но об Одессе такое он может сказать точно.
«Наблюдается колоссальная тектоническая подвижка в умах. Это не значит, что все, кто поддерживал Майдан, развернулись на 180 градусов и бросились в объятья донецких ополченцев или Путина. Это значит, что многие уже начинают отказываться от прежних позиций, поскольку поняли, к чему они могут привести. На тех, кто сохранил человеческую и гражданскую совесть, трагедия в Одессе произвела крайне тяжелое впечатление. Тяжести эмоциям добавила ложь, которою окружили трагедию украинские политики и украинские масс-медиа», – сказал бывший депутат.