В субботу состоялся диалог между главами американской и российской дипломатии, госсекретарем Джоном Керри и министром Сергеем Лавровым – такой же телефонный разговор, который имел место поздно вечером накануне между президентами Бараком Обамой и Владимиром Путиным.
Де-факто Запад признал, что Крым воссоединился с Россией и что ничего с этим не поделаешь
«Лавров и Керри продолжили обсуждение кризисной ситуации на Украине и рассмотрели график дальнейших контактов по данному вопросу», – говорится в сообщении МИД России.
Как в свою очередь сообщается в пресс-релизе администрации США, причиной, побудившей двух президентов начать телефонный диалог, стали предложения США по дипломатическому разрешению кризиса на Украине, которые ранее госсекретарь Керри передал Лаврову на встрече в Гааге.
В сообщении подчеркивается, что инициатором диалога стал Владимир Путин. «Президент Обама отметил, что правительство Украины продолжает занимать сдержанную позицию, направленную на деэскалацию кризиса, и продвигает конституционную реформу и демократические выборы», – озвучила позицию американского лидера пресс-служба Белого дома. Обама, кроме того, «призвал Россию избегать провокаций, включая увеличение численности сил на границе с Украиной».
Напомним, о том, что сообщения о «концентрации» российских войск у границ Украины не соответствуют действительности, ранее уже заявляли российские МИД и Минобороны. В российских министерствах указывают, что ни одна из четырех западных инспекций, проведенных в европейской части России в марте, не нашла нарушений в расположении войск. Ранее министр обороны России Сергей Шойгу заверил американского коллегу Чака Хейгела, что Москва не собирается посылать войска на Украину, и попросил не нагнетать обстановку. Однако Россию продолжают обвинять в концентрации войск у украинских границ, причем, по мнению Запада, Россия нацелилась не только на Украину, но и на Приднестровье.
В сообщении пресс-службы Кремля в свою очередь говорится о том, что «Владимир Путин привлек внимание Барака Обамы к продолжающемуся разгулу экстремистов, безнаказанно совершающих акты устрашения в отношении мирных жителей, властных структур, органов правопорядка в различных регионах и в Киеве». В этом контексте российский лидер предложил рассмотреть возможные шаги международного сообщества по содействию стабилизации обстановки. «Условились, что в ближайшее время конкретные параметры такой совместной работы будут обсуждены руководителями внешнеполитических ведомств»: министром Лавровым и госсекретарем Керри, – что и подтвердил их диалог в субботу.
Накануне генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил журналистам: президент Путин уверил его в том, что не намеревается отдавать приказ о введении российских войск на украинскую территорию.
Следует также напомнить о том, что во время голосования на Генассамблее ООН в четверг по резолюции о «незаконности» референдума в Крыму «за» проголосовало лишь чуть больше половины членов ассамблеи, остальные воздержались или проголосовали «против» и тем самым, по сути, солидаризировались с позицией Москвы.
В пятницу из Вашингтона прозвучало заявление, которое содержало в себе не только уже привычную воинственную риторику, но и нечто новое. С одной стороны, Обама в интервью телеканалу CBS подчеркнул, что «действия России могут быть попыткой запугать Украину или же это может указывать на то, что Россия планирует дальнейшие шаги». С другой стороны, американский президент отметил, что США ни в коем случае «не хотят лишать Россию возможности поддерживать тесные связи с соседними странами» и лишь настаивают на деэскалации ситуации и прямых переговорах между Москвой и Киевом.
«Никто не ждал того, что они обо всем договорятся»
«Впервые за долгое время имел место непосредственный диалог Обамы и Путина. Никто не ждал того, что они за один раз обо всем договорятся: президенты высказали свои позиции – позиции далеки друг от друга, но не противоположны», – констатировал в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.
Как отмечает политолог, Обама обратил внимание на главный камень преткновения в отношениях между Россией и Западом – «угрозу размещения войск у украинских границ», а Путин в свою очередь обратил внимание на внутреннюю ситуацию на Украине – на нестабильность, на попытки реванша со стороны националистических сил, на «конституционно-правовой беспредел в этой стране: нет конституции, нет выборов, нет легитимной власти».
«Обама не возражал против того, что на Украине сейчас крайне нестабильная ситуация», – полагает Арбатов.
Такого «безобразия, которое имело место два дня назад вокруг Верховной рады, терпеть никакое правительство не может», подчеркнул собеседник. Заметим, что глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон, принимавшая очень активное участие в судьбе Майдана, в субботу заявила, что осуждает активистов «Правого сектора*», которые окружили здание парламента в Киеве, и призвала к разоружению боевиков.
Для дипломатов, если они получат сигнал из Вашингтона или Москвы, может возникнуть пространство, где они могут начать поиск взаимоприемлемого решения. «Судя по тому, что сказали президенты, оно должно состоять в том, чтобы совместными усилиями предпринимать шаги для стабилизации политического, экономического и правового состояния Украины, – полагает эксперт. – А вслед за этим провести выборы, которые сформировали бы легитимную власть на основе конституции, которая также легитимным путем должна быть пересмотрена, в частности, в сторону федерализации, предоставления гораздо большей самостоятельности регионам и, конечно, снижения напряженности. Которое может заключаться в том, что войска вернутся в места постоянной дислокации».
Запад не собирается «возвращать Крым» военным путем
«Позиции России и США диаметрально противоположны, кроме одного момента: совершенно ясно, что ни Соединенные Штаты, ни НАТО, ни Украина не собираются военным путем возвращать Крым», – подчеркивает Арбатов. По мнению эксперта, «де-факто Запад признал, что Крым воссоединился с Россией и что ничего с этим не поделаешь, хотя формально и юридически они этого, видимо, очень долгое время признавать не будут».
По мнению собеседника, сильным аргументом со стороны России является то, что мирное воссоединение Крыма и России произошло без насилия. «В отличие от ввода Советским Союзом войск в Чехословакию или Афганистан, никакие танки с развернутыми знаменами, с поддержкой авиации и артиллерии не врывались, ни вступали в столкновение с местными жителями, – добавляет Арбатов. – Это все видели и видят, и против этого никто не может возразить».
Подавляющее большинство жителей Крыма хотели воссоединения с Россией – и референдум это показал, подчеркивает политолог. «На Западе высказываются сомнения в том, что референдум был проведен правильно, честно, голоса были подсчитаны точно, но то, что большинство высказалось за воссоединение, – это никто не ставит под сомнение и на Западе, и на Украине», – отмечает Арбатов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ