«Пограбить – первое дело»
Если мы видим полную разбалансированность системы госуправления Украины, говорить о наведении порядка в силовых структурах наивно
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков объявил о расформировании батальона патрульной службы милиции особого назначения «Шахтерск» из-за случаев мародерства среди его бойцов.
«Батальон «Шахтерск», который героически сражался под Иловайском, был мною распущен приказом министра, поскольку подтвердились неоднократные случаи мародерства в Волновахе и в других ситуациях», – сообщил он, передают «Подробности».
Министр выразил сожаление, что «поступки 50 мародеров опорочили целый батальон из 700 бойцов». При этом Аваков подчеркнул, что в других спецбатальонах была усилена дисциплина среди личного состава, что позволило прекратить подобные случаи (мародерства).
О планах расформировать добровольческий батальон «Шахтерск», созданный в июне преимущественно из жителей Донецкой и Луганской областей, сообщалось еще в сентябре, однако причины такого решения ранее не сообщались.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин, ему сложно оценить, в каком добровольческом батальоне Украины фактов мародерства было больше, а в каком меньше.
«Мародерство есть мародерство. И этим отличались все добровольческие батальоны «Правого сектора*» и нацгвардии. Пограбить – первое дело, ради которого они ехали на войну на Восток Украины. А то, что этот батальон, возможно, отличился больше других – просто нужно было выбрать какую-то одну жертву и продемонстрировать на ней, что украинская власть якобы активно борется с мародерами и негодяями, что она легитимна и проводит так называемую антитеррористическую операцию «чистыми руками». На самом деле, это самая настоящая карательная операция, руки там у всех по локоть в крови, начиная от самого Авакова и заканчивая последним солдатом этого добровольческого батальона», – заявил эксперт.
Также он поставил под сомнение «героизм» бойцов «Шахтерска» под Иловайском:
«Какой там героизм, когда командиры бросают подчиненных на произвол судьбы? И героизм, если он в чем-то и был, часто является свидетельством того, как люди расплачиваются за бездарность своего руководства, которое устроило критическую ситуацию, и рядовым бойцам приходилось проявлять чудеса изворотливости, чтобы выйти живыми оттуда», – добавил он.
Решение расформировать батальон Литовкин связал с предвыборной ситуацией на Украине, когда Аваков хотел бы выставить себя в лучшем свете.
В свою очередь другой военный эксперт, подполковник в отставке Александр Перенджиев заявил газете ВЗГЛЯД, что как раз данный батальон «продемонстрировал полное разложение».
«Сначала Аваков еще думал, как его спасти, пытался его защитить, но когда факты мародерства стали всем известны и скрывать их было уже невозможно, он понял, что эта ситуация может в дальнейшем ударить по его авторитету», – пояснил он.
Впрочем, по мнению Перенджиева, который сам в армии был офицером-воспитателем, действия Авакова вряд ли приведут к улучшению дисциплины в этих батальонах.
«Когда мы людей из разложившегося подразделения раскидываем по другим батальонам, эффект может быть двояким, – сказал он. – Либо эти люди попадут в другое место, где их жестко возьмут и будут воспитывать, либо, наоборот, они запустят процесс разложения тех частей, куда они попали. Тут 50 на 50. Тут многое зависит от командиров, от всей системы воспитания в силовых структурах Украины и даже от всего военно-политического руководства страны, от его умения воздействовать на эти боевые части».
У руководства страны он такого умения не увидел. «Банально скажу – если нет порядка в стране, если мы видим полную разбалансированность системы государственного управления Украины, говорить о наведении порядка в силовых структурах наивно», – добавил он.
Говоря о добровольческих батальонах, эксперт также напомнил, что украинские власти предпринимали попытки комплектовать их, в том числе, за счет уголовников.
«Кто едет воевать в составе этих добровольческих батальонов? Искатели приключений, морально разложившиеся люди, пьяницы, преступники разного рода. Вот был бандит, убивал, и государство его за это сажало, а теперь посылает на Восток Украины и говорит: убивай, пожалуйста, теперь можно. Эти люди не считают, что они кому-то должны подчиняться, они считают себя свободными, хочет – пьет водку, захотел отдохнуть – отдохнул, вместо выполнения боевой задачи он лучше пойдет и ограбит кого-нибудь, изнасилует, поразвлекается. Киевские власти зря думают, что эти люди едут туда отстаивать их интересы, они едут туда решать свои личные проблемы», – резюмировал Перенджиев.
Радикалы
«Это были боевики, которые относят себя к части подразделения «Братство», и были боевики, которые идентифицируют себя с некой партией господина Ляшко («Свобода» – прим. ВЗГЛЯД). С этими ребятами поступили нечестно, им заплатили, мотивировали, и они пошли драться», – говорил Аваков.
Таким образом, даже украинские политики, пришедшие к власти в феврале после беспорядков на майдане и ранее закрывавшие глаза на поведение своих «коллег», начинают по-новому оценивать происходящее. А в ряде случаев просто идет борьба между ними самими, заставляющая «открывать глаза» на некоторые факты.
Так, радикальный украинский политик Олег Ляшко обвинил олигарха Игоря Коломойского, спонсирующего многие добровольческие батальоны, в «мародерстве на войне»: «Олигархи – они должны поделиться. Зарабатывали? Теперь делитесь! И не мародерствуйте на войне, как некоторые. Вот Коломойский за 19 тыс. гривен бронежилеты МВД закупает. Я такие бронежилеты за 4 тыс. могу сделать. Не нужно под прикрытием патриотических лозунгов заниматься мародерством. Потому что, когда ты продаешь бронежилеты или топливо для армии в три раза дороже, – это мародерство. За такое на войне расстреливают».
В сентябре и генпрокурор Украины Виталий Ярема впервые заговорил об уголовном преследовании членов добровольческих батальонов. Он не раскрыл тогда никаких подробностей, но то заявление стало первым официальным признанием киевского правительства в том, что разношерстные «батальоны», помимо участия в боевых действиях, самопиара и протестных акций, занимаются и конкретной уголовщиной. О том, что в составе добровольческих батальонов на Украине воюют уголовники, говорили и в российском СК.
Напомним, самым известным из добровольческих батальонов Украины является «Донбасс», командир которого Семен Семенченко едва ли не больше времени проводит не на передовой, а раздавая интервью.
Другой батальон – «Азов» – возглавляется экстремистом из Харькова Андреем Билецким, лишь весной этого года вышедшим из тюрьмы. «Азов» состоит в основном из идейных нацистов.
Командир батальона «Шахтерск» Руслан Абальмаз в интервью The Wall Street Journal признавался, что «крышевал» «копанки», занимался незаконным бизнесом, а в «АТО» стал участвовать, потому что ДНР хотела его «прикрыть». Также, по данным украинских СМИ, Абальмаз был судим за изнасилование девушки и хранение наркотиков. Он же ранее рассказывал, как формировался его батальон. По словам Абальмаза, он договаривался об этом с заместителем губернатора Днепропетровской области и украинского олигарха Игоря Коломойского Корбаном. И весь этот процесс занял у них около 10–20 минут.
Добавим, что сами бойцы «Шахтерска» высказали недовольство расформированием своего подразделения и заявили, что «готовы бороться за Украину и дальше», передавал канал «ТВi». По данным сайта Тернополя, многие из этих бойцов никуда не денутся, просто части батальона переведут в состав национальной гвардии, «чтобы лучше вооружиться».
Всего на Украине сейчас действует около трех десятков добровольческих батальонов.
Впрочем, не только добровольцы, но и кадровые украинские военные и милиционеры вызывают удивление. Так, экс-министр обороны страны Валерий Гелетей за три месяца нахождения в должности не запомнился ни одной военной победой, а лишь множеством ярких заявлений.
Например, он обещал провести парад победы в Севастополе, хотел вернуть Украине ядерный статус, а также заявил, что Россия «проиграла Украине гибридную войну» и «по неофициальным каналам угрожала применить тактическое ядерное оружие». Касаясь разгрома украинских войск ополченцами под Иловайском, когда даже командир «Донбасса» Семенченко сообщал, что украинские силовики потеряли более тысячи человек, Гелетей выдвинул собственную версию событий: украинские военные, оказывается, «остановили Путина».
А недавно назначенный Киевом глава Луганской области Геннадий Москаль обвинил украинскую милицию в бегстве из зоны «спецоперации» и пожаловался на украинских военных и нацгвардейцев. Первые устроили пьяный и вооруженный дебош, вторые избили работника местной прокуратуры.
«Луганская облгосадминистрация с сожалением констатирует факты недостойного поведения украинских силовиков», – отмечали в пресс-службе Москаля.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ