Во вторник Верховная рада по предложению Петра Порошенко утвердила командующего Нацгвардией Степана Полторака в должности министра обороны страны. Напомним, что в воскресенье президент Украины принял рапорт об отставке Валерия Гелетея с поста главы минобороны. Гелетей столкнулся с серьезной критикой в свой адрес в связи с потерями силовиков в результате окружения под Иловайском.
Все будет. И отпуск, и дембель, и позор. Будут ответы по расследованию. Все будет. Только вот уважение дурашкам двадцатилетним придется к себе завоевывать заново
Можно сказать, что первую «победу» Полторак одержал над подчиненными ему нацгвардейцами. Как сообщает «Интерфакс», бойцы-срочники, которые накануне пикетировали здание президентской администрации на улице Банковой в центре Киева, разошлись и вернулись в свои части.
Напомним, что накануне несколько сотен военнослужащих Нацгвардии Украины устроили здесь митинг, требуя немедленной демобилизации. Несмотря на то, что проход митингующим преграждал плотный милицейский кордон, они не спешили расходиться. «Я уже переслужил полгода. Кто мы: срочники, контрактники? Тогда почему как нам платили 150 гривен (11,5 долларов – ежемесячно), так и платят? Покажите нам документ, согласно которому нас могут задерживать на службе», – цитирует ТАСС одного из военнослужащих.
За несколько дней до этого на базе Нацгвардии в Новых Петровцах под Киевом 500 бойцов в течение четырех суток требовали выплатить им денежное содержание, которое они длительное время не получали, а также предоставить зимнюю форму и обращаться с ними по-человечески. Перед тем, как покинуть территорию части, бойцы заперли командиров в хозяйственных помещениях, отметили украинские СМИ.
Митинги с требованием демобилизации прошли и в других городах. Так, украинские срочники провели акцию «Мы хотим домой!» в Харькове. «Мы призывались на 12 месяцев весной 2013 года, из разных регионов Украины, а прошло уже 18 месяцев, и демобилизацией не пахнет», – сказал журналистам один из солдат. Пикетчики переместились к зданию Харьковской облгосадминистрации, скандируя: «Миру – мир, солдату – дембель!» Однако к ним так никто и не вышел.
Накормили обещаниями
То, что руководство Нацгвардии посулило митингующим на Банковой краткосрочные отпуска, в какой-то момент, казалось, успокоило протестующих солдат. «Я только что разговаривал с командующим Нацгвардии (Полтораком – прим. ВЗГЛЯД), – обращался к бойцам первый заместитель командующего Национальной гвардии Александр Кривенко. – Командующий сказал: пока решается вопрос с оформлением указа о демобилизации, он готов к принятию решения относительно отпусков тем, кто отслужил больше года и кто очень в этом нуждается. Подумайте над этим предложением».
Именно от этой встречи зависит вопрос о демобилизации: «Вы не будете отправлены в зону АТО, и сегодня есть четкая позиция президента о том, что солдаты срочной службы не будут в зоне АТО, и все остальное будем делать вместе», – заверил Зубко.
В итоге военнослужащие начали покидать акцию протеста организованными колоннами на армейском транспорте. В то же время часть военнослужащих оставалась возле президентской администрации, они заявляли, что не будут расходиться. Время от времени они скандировали: «Дембель!», «Вместе и до конца!»
«Стыдно за незаконные требования»
Реакция официального Киева вначале была невразумительной. Советник главы СБУ Маркиян Лубкивский заявил, что служба безопасности располагает «очень скудной информацией» в связи с происходящим. «Думаю, что с людьми нужно переговорить, и если их требования справедливы, их нужно выполнить», – сказал он.
В свою очередь Полторак, еще недавно обещавший отпуска военнослужащим для решения вопроса о демобилизации, сделал прямо противоположное заявление – зато полностью соответствующее позиции Порошенко.
«Их (военнослужащих – прим. ВЗГЛЯД) требования незаконны», – объявил командующий. «Они поддались на провокации определенных политических сил», – подчеркнул Полторак, добавив, что «ни один солдат еще не демобилизован».
Еще жестче и куда эмоциональнее выступил глава МВД Арсен Аваков: в своем блоге в Facebook* он написал, что ему стыдно за бойцов Нацгвардии. «Дембель никогда не выше военного долга и совести. Никогда не выше доблести. Стыд – то самое малое, на что подвигли вчера родители солдат-срочников, – сокрушался министр. – Несколько часов кричалок слова «дембель» превратили этих ребят, большинство из которых прошли бои, из уважаемых воинов – в молодых людей, за которых стыдно», – отметил Аваков.
Он также намекнул на то, что митинговавшим срочникам придется ответить за свои действия: «Будет. Все будет. И отпуск, и дембель, и позор. Будут ответы по расследованию. Все будет. Только вот уважение дурашкам двадцатилетним придется к себе завоевывать заново», – добавил он.
Напомним, в минувшую субботу Порошенко заявил, что возможности для демобилизации участников «спецоперации» в Донбассе нет. По словам Порошенко, возможность «начать шаги по демобилизации» появится лишь тогда, когда «будет постоянное прекращение огня, как только линия обороны будет построена, как только наши бригады, а это должно быть в ближайшее время, будут развернуты в полный боевой оборонительный порядок».
«Поедешь – пушечное мясо, не поедешь – дезертир»
Еще весной один из солдат Нацгвардии в телефонном разговоре рассказал об условиях содержания местному порталу Politica-ua.com. Свой рассказ он начал с фразы: «Журналисты! Приезжайте в «Десну» чаще! После вашего приезда нам выдали матрасы и одеяла!» Срочник пояснил, что в Нацгвардию, куда якобы приходят лучшие из добровольцев, попал на самом деле по призыву, несмотря на то, что ему обещали службу под Киевом. Таких, как он, не знавших, куда их привезли и зачем, оказалось 70%. «Нарушение приказа грозит несколькими годами тюрьмы, а за разглашение информации – физическая расправа», – пояснил прапорщик.
Помимо того, что Киев решил собирать с жителей налоги на содержание армии, власти решили повесить на граждан и обязанность по кормлению солдат. «Еду приносят местные жители... Деньги на еду собирают через знакомых и социальные сети. Просить – стыдно, но по-другому не выжить», – пояснил срочник. При этом в Киеве забыли, что население устало от войны, и особенно от тех, кто вынужден выполнять приказы по обстрелу жилых домов и районов. «...много случаем отравления (орфография сохранена – прим. ВЗГЛЯД). Поэтому те, кто был, говорят не общаться с местным населением – много тех, кто приходит якобы помочь, а по итогу – вредит», – сказал прапорщик. Через несколько дней его с группой новобранцев отправили в Донбасс. «Поедешь – пушечное мясо. Не поедешь – дезертир», – констатировал срочник.
«Какой-то адский перегиб»
Бунт срочников Нацгвардии назревал еще в середине лета, отметил на своей странице в Facebook известный украинский журналист, активный участник событий на Майдане Мустафа Найем. «Ситуация в следующем. За время военных действий на Востоке у многих солдат закончился срок службы. Но их не демобилизовали», – констатирует Найем. При этом он полагает, что, требуя «дембеля», большинство солдат не отказываются служить, а хотят получить возможность служить по контракту: «Дело в том, что солдат-контрактник получает в разы больше, чем солдат-срочник».
«Случайно ли этот бунт совпал с назначением Степана Полторака министром обороны?» – задается вопросом украинский журналист.
«Ну и отдельно возникает вопрос о дисциплине и ответственности солдат, закрывших под замок своих офицеров. Как по мне, это какой-то адский перегиб», – заключает Найем.
«Будут искать с помощью СБУ»
Украинский политолог Михаил Погребинский в комментарии газете ВЗГЛЯД назвал выступление нацгвардейцев экстраординарным событием. «Ребята где-то там закрыли своих военных начальников и пошли с протестом. Ясно, что в нормальной стране за такое последовали бы жесткие меры наказания, но, поскольку у нас страна пока не нормальная, я думаю, таких последствий не будет, хотя и попытаются запугать людей – на будущее», – заметил собеседник.
Эксперт полагает: в ситуации, когда не было официального объявления войны, удерживать военнослужащих сверх срока, на который они были мобилизованы, значит нарушать конституцию. Это освобождает военных от необходимости выполнять заведомо неправосудное требование – оставаться в армии, подчеркивает политолог. При этом Погребинский отметил, что вряд ли у митинга будут какие-то серьезные последствия в плане демобилизации, так как он не получил поддержки у населения.
Политолог считает, что следствием протеста военных будут как обещанные Полтораком премии, так и санкции. «Я думаю, будет и то, и другое. Ребята получат какие-то зарплаты, а какие-нибудь активисты будут искать с помощью СБУ способы запугать и наказать. Мне кажется, это обычная практика в подобных случаях», – сказал Погребинский.
«Высокие темпы деморализации»
Президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил: весьма показательно, что люди, которые продолжают участвовать в военных действиях на Юго-Востоке Украины и, следовательно, не должны находиться в Киеве, непосредственно принимают участие в протестах, да еще в таком существенном количестве. «Протесты, безусловно, свидетельствуют о том, что украинские военнослужащие не хотят воевать, и деморализация идет высоким темпом, – полагает эксперт. – Но любые попытки этих волнений принять организованный характер и в политическом плане повлиять на руководство в определенный момент будут подавлены самым жестким образом другими частями Национальной гвардии, добровольческими батальонами и другими военными».
Естественно, люди, которые участвовали в этом, взяты на заметку, отмечает Григорьев. «В самом крайнем формате все эти люди будут обвинены в том, что они являются проектом ФСБ, агентами Кремля и так далее», – считает эксперт.
Кроме того, Григорьев отметил, что не стоит доверять словам Полторака о том, что по возвращении в казармы протестующие получат премии. «Когда человека назначают на пост министра обороны, а подведомственные ему люди в этот момент выходят протестовать и критикуют в том числе и его действия, человек пытается использовать метод пряника, но понятно, что после этого последует метод кнута. Мы знаем разные примеры, когда украинских военнослужащих просто уничтожали отряды Национальной гвардии, которыми некоторое время назад господин Полторак командовал, поэтому в данном случае к его словам стоит относиться с существенной долей недоверия», – сказал он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ