Бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден, получивший временное убежище в России, выступил с обращением к комитету гражданских свобод, юстиции и внутренних дел Европарламента.
Это фарс. Чистая паранойя. С людьми, которые выступают за гражданские права, обращаются как с врагами государства
Содержание послания озвучила адвокат Джессилин Радак, возглавляющая Government Accountability Project – организацию помощи беглым сотрудникам силовых структур, таким как Сноуден или Бредли Мэннинг.
В обращении Сноуден призывает Европарламент создать механизм защиты информаторов, а главной угрозой правам человека в мире называет слежку за целыми народами. «Если мы хотим и в будущем проводить подобные обсуждения, мы не должны полагаться на отдельные жертвы, – цитирует обращение ИТАР-ТАСС. – Необходимо создать для людей совести возможность информировать не только правительственных агентов, но и независимых представителей общественности».
Сноуден также отметил, что считает свою деятельность уже «частично успешной в США, где правозащитники требуют пересмотра финансирования правительства, потратившего с сентября 2001 года более 500 млрд долларов на слежку».
Накануне Сноуден стал одним из трех претендентов на премию Сахарова, которую присуждает Европарламент. Ей награждаются лица и организации, которые внесли особый вклад в защиту прав человека. Именно с этой номинацией и связано появление обращения Сноудена.
«В противном случае он предатель»
Как считает лидер общественной организации «Сопротивление», член Общественной палаты Ольга Костина, которая в июле участвовала в нашумевшей встрече со Сноуденом в Шереметьево, вопрос о том, что делать «людям совести», если они не хотят выдавать государственные секреты прессе, но при этом не хотят выполнять преступные распоряжения, стоит на повестке дня «всех спецслужб и многих силовых структур, где есть закрытые блоки работы».
«До сих пор не удавалось отрегулировать этот вопрос. Существуют две полярные точки зрения: если человек хочет рассказать, то это вопрос его совести. Он должен сам принимать решение и должен быть готов отвечать за него – может быть, здоровьем, свободой и даже жизнью. С другой стороны, существует мнение о том, что если человек работает в спецслужбах, если подписывал документы о неразглашении с готовностью выполнять любые приказы, то он должен следовать этим обязательствам. В противном случае он предатель», – сказала Костина газете ВЗГЛЯД.
«Другими словами, нужно стараться искать такие методы работы, которые не пересекались бы с правами человека. Я говорю довольно утопическую вещь, но, тем не менее, на мой взгляд, это единственно реальный выход. А пока будет сохраняться возможность для спецслужб где-то идти на компромиссы с правами человека и правосудием – такое будет происходить», – предрекает правозащитница.
В свою очередь бывший репортер, первый зампред комитета Госдумы по безопасности Александр Хинштейн («Единая Россия») убежден, что создание подобного защитного механизма для «людей совести» вообще нереально.
«Такой механизм невозможен. Если человек поступает на службу, которая предусматривает определенные ограничения и секретность, он дает подписку, что в Америке, что в России. Соответственно, любое разглашение такой информации является разглашением государственной тайны», – сказал Хинштейн газете ВЗГЛЯД.
Депутат добавил, что есть только один вариант. «Если сотрудник не согласен с чем-либо, то он увольняется и дальше занимается своей общественно-политической и правозащитной деятельностью. В российском законодательстве четко зафиксировано, что противоправные приказы не подлежат исполнению. Поэтому есть еще один вариант. Если приказ действительно противоправен и сотрудник его получил и сознает это, то он вправе его не выполнять», – напомнил он.
«Добрая страна с добрыми гражданами»
Вопрос, затронутый Сноуденом, продолжает волновать американскую печать. К примеру, один из колумнистов одного из последних номеров журнала New Yorker Джон Кэссиди сомневается в том, стоит ли наказывать за «слив» секретной информации, если речь идет о нарушении прав человека.
«Каждое правительство должно держать некоторые вещи в секрете, к примеру дипломатические телеграммы и детали военных операций. Это требует определенных санкций против организаторов утечек, особенно тех, кто не ограничивается сливом информации о правонарушениях и незаконных способах слежки», – написал он.
Его также не устраивает та репутация предателя, которую пытается создать Сноудену правительство США.
«Пожалуй, самым мрачным моментом в деле Сноудена является приложение огромных официальных усилий, донесших это дело до госсекретаря Джона Керри и при этом затраченных только для того, чтобы объявить бывшего сотрудника ЦРУ предателем. На самом деле Сноуден оказался молодым идеалистом, не имеющим никаких злых намерений по отношению к своему государству, но разочаровавшимся в некоторых его действиях. Он записался в солдаты во время иракской кампании, потому что, как сам сказал журналисту Guardian Глену Гринвальду, «верил в правоту наших действий», и был уволен лишь несколькими месяцами позже. Даже сейчас он говорит Гринвальду, будто верит в то, что «Америка – добрая страна с добрыми гражданами и добрыми ценностями, однако силовые структуры в ней работают только для того, чтобы расширить свои возможности за счет ограничения свободы общественности», – пишет Кэссиди.
«Надеюсь, другие последуют их примеру»
Сноудена поддерживают также и знаменитые в США люди, имеющие прямое отношение к спецслужбам, правда, к советским.
«Я думаю, что он сослужил службу Биллю о правах, и считаю, что он защищает нашу свободу. Я поддерживаю его в том, что он сделал, единственное его упущение заключается в том, что он скрывается в путинской России. Ему нужно было бы уехать в Венесуэлу или куда-нибудь еще. Однако я рад, что он сделал то, что он сделал, и я рад, что Мэннинг обнародовал то, что обнаружил. Надеюсь, что другие контракторы последуют их примеру», – заявил журналу Wired скандально известный в США Кристофер Бойс, отсидевший 25 лет в тюрьме за грабеж банков и шпионаж в пользу СССР.
Бойс считает, что информация, «слитая» Сноуденом, может изменить ситуацию с правительственным контролем веб-пространства.
«Что меня потрясло, так это то, что АНБ принуждает провайдеров, интернет-компании и конторы, занимающиеся обеспечением безопасности, к тому, чтобы они оставляли в системах безопасности эти лазейки. Теперь мы действительно вообще не имеем никакой частной жизни. Но о Сноудене можно сказать, что он просветил людей, и теперь они говорят об этом. Сделает ли что-либо по этому поводу Конгресс? Я в этом сомневаюсь. Но по крайней мере это может дать дополнительный толчок к тому, что Google и другие интернет-корпорации начнут сопротивляться этому вторжению в интернет», – полагает Бойс.
Однако бывший грабитель и шпион считает, что Сноуден подвергает себя слишком большому риску, конфликтуя с государством. «У меня почти четвертьвековой опыт общения с федеральной пенитенциарной системой. Я сам провел почти 10 лет в одиночном заключении и сомневаюсь, что смог бы повторить такое снова. Я бы не осмелился обрушить на себя гнев государственной машины вторично», – пояснил он.
Добавим, что в понедельник стало известно об отказе в праве на въезд в США критиковавшему Агентство национальной безопасности США (АНБ) немецкому писателю болгарского происхождения Илье Троянову, выступившему против слежки АНБ за немецкими гражданами. Об этом, как передает РИА «Новости», рассказала пресс-секретарь его издательства Hanser Юлианна Дюринг. О причинах отказа американская сторона не сообщила.
По ее словам, 48-летний писатель собирался вылететь из Бразилии в США, где он должен был принять участие в конгрессе германистов. Напомним, спецслужбы Германии прикрывали деятельность АНБ по электронной слежке.
Летом Троянов и еще 30 немецких писателей обнародовали открытое письмо к канцлеру Ангеле Меркель. Писатели выразили протест против слежки за гражданами ФРГ со стороны АНБ и потребовали от правительства рассказать людям всю правду о «шпионском скандале». Открытое письмо поддержали свыше 70 тысяч немцев.
Писательница Жюли Цее, которая вместе с Трояновым подписалась под обращением, уверена, что причина отказа во въезде в США связана именно с этой акцией. «Это фарс. Чистая паранойя. С людьми, которые выступают за гражданские права, обращаются как с врагами государства», – заявила Цее.
Уроженец Софии Илья Троянов еще в детстве вместе с родителями перебрался в ФРГ и получил там политическое убежище. Троянов – лауреат целого ряда немецких литературных премий.