Общество

18 октября 2025, 10:05

Советский самолет-амфибия доказывает важность противолодочной авиации

Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

Ровно 65 лет назад, 18 октября 1960 года, совершил первый полет самолет-амфибия Бе-12 «Чайка». При всех своих недостатках эта машина стала поистине легендарной. Какие задачи и каким образом она выполняла, зачем в принципе СССР нужны были самолеты-амфибии – и какое значение они имеют сегодня?

На Бе-12 выросло целое поколение морских летчиков и штабных офицеров-противолодочников, на нем устанавливались мировые рекорды. При не самой удачной конструкции и серьезных конструкторских ошибках, он служил десятки лет. Он даже успел повоевать за нашу страну под конец своей карьеры. Хотя бы поэтому стоит вспомнить его добрым словом – но не только поэтому.

Созданная в начале 60-х годов «Чайка» стала этапной машиной для отечественного авиастроения. Очень многое на этой машине было в первый раз – первый в СССР самолет-амфибия (способный работать и с наземных аэродромов, и с водной поверхности), первый противолодочник специальной постройки, первый противолодочный самолет с прицельно-поисковой системой. Самолет должен был производиться в двух вариантах – противолодочном и поисково-спасательном.

«Чайка» рождалась сложно. В 50-е годы у СССР не было почти никакого опыта в создании противолодочных самолетов. Стоявшие на вооружении летающие лодки Бе-6 полноценно выполнять эту задачу не могли. В результате поисково-прицельная система (ППС), которую получил Бе-12, оказалась недостаточно эффективной, как и радиогидроакустические буи.

Это предопределило низкую эффективность этого самолета в целом. По советским же данным, за период с 1968 по 1982 год Бе-12 смогли обнаружить 110 иностранных подлодок, а за самый напряженный год своего применения, 1989-й – 29 на всех флотах, и это при том, что американский подплав буквально пасся вблизи наших территориальных вод. Тем не менее, вклад в оборону СССР эти самолеты все же внесли.

Труднее объяснить проблемную мореходность самолета, повлиявшую на его низкие качества как поисково-спасательного. Ведь предшественник Бе-12 – Бе-6 – имел мореходность вполне приличную.

Согласно воззрениям военной науки 50-х годов, иметь на вооружении гидросамолеты следовало по единственной причине. ВМФ СССР требовался самолет, который мог бы применяться совместно с кораблями в акваториях, вблизи которых нет сухопутных аэродромов – и который мог бы быть дозаправлен в море, сев на воду. Американцы и японцы во время Второй мировой войны использовали такие приемы.

И действительно,

у гидросамолета изначально есть важнейшее преимущество – для его эксплуатации не нужно строить крайне дорогостоящий аэродром. Или по крайней мере, в случае амфибии, аэродром нужен ему не всегда. Но с Бе-12 сказался ряд российских особенностей. Впрочем, это можно было предвидеть.

Прежде всего обеспечить круглогодичное применение самолетов с воды в нашей стране из-за климата почти невозможно. Кроме того, в силу интенсивной хозяйственной деятельности в прибрежных районах систематически обнаруживаются плавающие объекты – бревна, утерянная оснастка судов и другие предметы. Были случаи, когда Бе-12 при посадке сталкивались с ними, иногда вплоть до катастрофических последствий.

Имея в теории мореходность для трех баллов и возможность садиться и взлетать при высоте волны до метра, на практике Бе-12 мог разрушиться во время посадки при легком волнении. Реально взлеты и посадки с воды производились в спокойных бухтах, а эксплуатировались эти машины с аэродромов. И если для противолодочного варианта это было не так критично, то об эффективных поисково-спасательных действиях с Бе-12 не могло быть и речи – подбирать людей с воды он мог только в идеальных погодных условиях.

Были и чисто технические особенности. «Чайку» не любили техники – из-за высокого расположения двигателей обслуживать самолет было довольно трудно. У пилотов нарекания вызывала его шумность и вибрации – для защиты членов экипажа от шума даже пришлось оснащать их шлемами специальной конструкции.

Тем не менее эти самолеты служили долго и по своим летно-техническим характеристикам и надежности оказались неплохими. Последний из Бе-12 выкатили из цеха в 1972 году. На 2024 год в строю ВМФ было шесть таких самолетов, все на Черном море.

С Бе-12 связана и еще одна интересная история. В начале 90-х годов этот самолет использовался для экспериментов по обнаружению поверхностных следов идущей в подводном положении подлодки. Несмотря на устаревшую РЛС, она с этой задачей справлялась. По идее, дальше надо было «сращивать» РЛС с какой-то системой обработки получаемой от нее «картинки», но этого сделано не было. А ведь это было и остается до сих пор очень многообещающим направлением.

Из опыта применения Бе-12 следует то, что для поисково-спасательного самолета критична именно способность взлетать с воды и садиться на нее при волнении. Это его предназначение, ради которого можно пожертвовать другими летно-техническими характеристиками. Примером правильного подхода можно считать японские и китайские новейшие самолеты-амфибии, где это реализовано.

Второе, о чем однозначно говорит опыт Бе-12 – при возможности использования наземных аэродромов самолеты-амфибии (кроме поисково-спасательных и пожарных) не нужны в принципе. В качестве примера пожарного самолета возьмем Бе-200 – у него, с его еще худшей мореходностью, нет проблем с применением по предназначению. Воду он без посадки набирает из рек и озер, где волн нет, а больше пожарному самолету ничего не надо, базироваться он может и на аэродромах.

Еще одним важным уроком является то, что боевые самолеты должны постоянно модернизироваться.

Бе-12 мог бы быть куда более эффективным противолодочником, получай его радиоэлектронное оборудование регулярное обновление. Именно бортовое радиоэлектронное оборудование определяет боевые возможности самолета.

Значит ли все вышеперечисленное, что у самолетов-амфибий или гидросамолетов осталось только две ниши – спасательные и пожарные, и что больше они ни для чего не нужны? Не совсем так. Дело в том, что летать туда, где нет аэродромов, вообще никаких, все же иногда приходится. И не всегда туда долетают вертолеты, ровных грунтовых площадок и полей для посадки колесных самолетов тоже может не быть.

В нашей стране существует масса поселков и деревень вдоль крупных рек, куда за разумный срок можно добраться только по воздуху. Зачастую они окружены тайгой или тундрой с очень мягким грунтом. И вот в таких местах самолеты, способные садиться на воду и взлетать с нее, вполне могли бы применяться – летом на поплавках или водоизмещающем корпусе, а зимой на лыжах.

В исключительных случаях, для обеспечения транспортной доступности удаленных поселков у моря, например, на Севере или Дальнем Востоке, амфибия на базе мореходного поисково-спасательного самолета могла бы использоваться в транспортных целях.

В военной сфере такие самолеты могут быть полезны для проведения спецопераций и заброски или эвакуации групп спецназа с чужих берегов.

Все эти задачи – нишевые, для особых условий, но время от времени они будут возникать и под них нужно иметь специализированный инструмент. А значит, что амфибии и гидропланы полностью не исчезнут и продолжат развиваться еще долгое время.

И последнее – о нужности противолодочных самолетов как таковых (не обязательно амфибий). Противолодочные самолеты нужны и в значительном количестве. Страна, которая этим пренебрегает, подвергает себя серьезному риску. Именно подлодки будут главной ударной силой наших западных врагов на море в первые несколько суток любого конфликта. А без сильной и современной противолодочной авиации справиться с ними невозможно.

Текст: Александр Тимохин

Вам может быть интересно

Лукьянов объяснил жалобы Трампа на нечитавшего мирный план Зеленского
Темы дня

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Разбитая на Украине военная техника еще послужит России

На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

National Interest оценило возможность Зеленского сбежать в Израиль

Долина обвинила Лурье в неосторожности при покупке квартиры

Новости

Трамп выразил разочарование Зеленским

Глава американского государства Дональд Трамп заявил о разочаровании тем, что украинский лидер Владимир Зеленский пока не ознакомился с предложением США по урегулированию конфликта на Украине.

Удары ФАБ уничтожили штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем

Удары ФАБ практически уничтожили 225-й штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем, уцелевшие военнослужащие соединения требуют вывода, сообщили в российских силовых структурах.

Протечка воды в Лувре повредила до 400 экспонатов

В результате аварии в системе отопления, произошедшей в конце ноября, вода проникла в залы Лувра и повредила до 400 научных документов и журналов по египтологии, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века, пишет The Guardian.

Франция отказалась изъять российские активы из банков республики

Франция, поддержав предоставление Украине «репарационного кредита», не стала включать замороженные в частных банках страны российские активы в эту схему, сообщила британская газета Financial Times (FT).

Нетаньяху заявил о планах оставить войска Израиля в Сирии

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе выступления на ежегодной дипломатической конференции рассказал о готовности израильской стороны сохранить контроль над буферной зоной у Голанских высот и Джебель-эш-Шейх.

«Коридор Трампа» привел к ухудшению отношений Азербайджана и Грузии

Реализация «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания» – Зангезурского коридора – уже принесла серьезные проблемы в отношения Азербайджана и Грузии, которая до сих пор оставалась ключевым транзитным звеном региона, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси со ссылкой на азербайджанские СМИ.

Президент Чехии: НАТО может быть вынуждено сбивать российские самолеты

Возможно, страны НАТО окажутся «вынуждены» сбить российский самолет или дрон, заявил президент Чехии Петр Павел.

Мизулина: Дети недовольны блокировкой Roblox

После решения Роскомнадзора заблокировать Roblox значительное число несовершеннолетних выразили намерение покинуть Россию, заявила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

В Германии захотели переименовать улицы с советскими названиями

Власти Германии обсуждают идею отказаться от советских и гэдээровских названий улиц, сообщает Bild со ссылкой на заявление уполномоченной Бундестага по делам жертв репрессий от Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эвелин Цупке.

Шарий заявил о подготовке Киевом спецоперации по «вразумлению» Вэнса и Рубио

Служба внешней разведки Украины готовит «спецоперацию» по «публичному вразумлению» вице-президента США Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марко Рубио, заявил украинский блогер Анатолий Шарий.

Названы главные обеспечители кредита Киеву за счет активов России

Самую большую долю в предоставлении кредита Украине за счет замороженных российских активов, обсуждаемого в Евросоюзе, должны внести Германия, Франция и Италия: только Берлину придется выделить свыше 51 млрд евро, сообщает издание Politico.

На границе Таиланда и Камбоджи начались бои

Военная база Анупонг на границе Таиланда и Камбоджи подверглась обстрелу, в результате которого один военный погиб, Таиланд поднял истребители F-16 для ответных ударов, сообщает Khaosod со ссылкой на представителя военных. Указывается, что тайская армия сообщает о боестолкновениях вдоль границы с Камбоджей.
Мнения

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов