Общество

30 сентября 2024, 18:50

Ветеран СВО Эдуард Бараев: Есть физические перемены, но вокруг те же люди и та же Родина

Фото: Из личного архива

«Как очнулся после наркоза, два дня был в эмоциональном ступоре. Не мог позвонить домой, жене. Как ей сказать, что я остался без ступни? Как в семье это воспримут? Может быть, я окажусь для них обузой?» Ветеран спецоперации Эдуард Бараев рассказал газете ВЗГЛЯД, как ему удалось вернуться к полноценной мирной жизни после тяжелого ранения.

Спецоперация на Украине продолжается, десятки тысяч добровольцев каждый месяц подписывают контракты с Минобороны и уходят служить. Они приходят на место в том числе и тех, кто возвращается после СВО – завершив контракт или после ранений. Среди ветеранов СВО немало тех, кто вернулся домой с тяжелыми травмами. Иногда – с ампутациями.

Как влияют тяжелые ранения на моральное состояние вернувшихся домой бойцов? От чего в таких случаях зависит полноценное возвращение к мирной жизни? В какой степени можно рассчитывать на помощь государства и фонд «Защитники Отечества»? Как быстро приходят положенные социальные выплаты?

О своем личном опыте восстановления после ампутации газете ВЗГЛЯД рассказал житель Адыгеи, ветеран СВО Эдуард Бараев, награжденный медалью «За отвагу».

ВЗГЛЯД: Как вы жили до февраля 2022 года?

Э. Б.: Простой обыденной жизнью. Дом, семья, работа, планы.

Но вскоре после начала спецоперации я понял, что происходит что-то очень серьезное. Мне было тогда 33 года, я имел опыт срочной службы, звание младшего сержанта, умел стрелять из автомата… И я понял, что тоже должен в этом участвовать. Лучше пойти туда, чем они придут к нам. Было желание помочь своей стране. Чтобы моя семья могла жить спокойно. И я пошел в военкомат, заключил контракт.

ВЗГЛЯД: Как отреагировала ваша семья?

Э. Б.: Мне сперва не поверили, подумали, это у меня шутка такая. А потом… Это же мое решение. Просто согласились.

ВЗГЛЯД: Жена не пыталась удержать?

Э. Б.: Пыталась, но она же понимает, что смысла нет. Если человек собрался, значит, обсуждать нечего, все уже твердо решено.

ВЗГЛЯД: Куда вы попали и как начался ваш боевой путь?

Э. Б.: Шел апрель 2022 года, попал я в Запорожскую область, служил в пехоте. Довольно быстро, через полтора месяца, я был ранен и оказался в госпитале.

ВЗГЛЯД: Что за ранение?

Э. Б.: Первое ранение было легким, осколком был задет бок и палец руки. После госпиталя я остался дома.

Однако осенью 2022 года началась частичная мобилизация, и я решил снова заключить контракт, потому что уже полностью восстановился. И в составе артиллерийского гаубичного дивизиона уехал в Херсонскую область. И там я получил второе ранение. Это была мина. Ампутация ступни, костыли...

ВЗГЛЯД: Какие мысли были в этот момент?

Э. Б.: Как очнулся после наркоза, я два дня был в эмоциональном ступоре. Ведь это уже не осколок. Даже не мог позвонить домой, жене. Как ей сказать, что я остался без ступни? Как в семье это воспримут? Может быть, я окажусь для них обузой?

В итоге я решился позвонить по видеосвязи. Жена взяла трубку, увидела, что я лежу на подушке, значит – госпиталь. Что на этот раз, спрашивает? Снова осколочное? Нет, отвечаю, кое-что похуже. Смотрю в ее глаза и думаю, как мне развернуть камеру, показать? В итоге показал… Она застыла, заплакала и потом говорит: главное, что ты живой, возвращайся домой, мы все тебя ждем.

Мне сразу стало легче. С души свалился камень. Я понял, что меня ждут. Это было очень важно.

ВЗГЛЯД: Вы всерьез опасались, что может быть как-то по-другому?

Э. Б.: Я видел в госпитале разные случаи, в том числе очень жестокие. Со мной лежали ребята тоже с ампутациями – им звонили жены, подруги и говорили, что бросают их. К счастью, меня все это миновало.

ВЗГЛЯД: Что вам больше всего помогло в возвращении к мирной жизни?

Э. Б.: Семья. Безусловно, семья. Жена и дети.

ВЗГЛЯД: Как потом проходило ваше восстановление?

Э. Б.: Меня перевели в госпиталь в Москву. Сначала месяц передвигался на коляске, потом десять месяцев на костылях. Вернулся домой, уже дома ждал протез.

Конечно, сначала все было мучительно, прежде всего эмоционально. Идешь в магазин с женой – на костылях. Хочешь взять в руки пакет, чтобы ей помочь, как всегда делал это раньше, – и не можешь! Это очень злило и давило. Я же все могу, я сильный и здоровый, если бы не эти палки… Не буду скрывать – переживал, можно ли жить с протезом. Было волнительно.

ВЗГЛЯД: Как в итоге?

Э. Б.: Можно! Я примерил протез, встал и пошел, счастливый и довольный, как раньше. Уверенно стоя на ногах. Это было замечательно!

ВЗГЛЯД: Есть какие-то ограничения при ходьбе?

Э. Б.: Абсолютно никаких.

Как сказал один мой друг, «инвалиды – они в голове». Тот, кто хочет, всегда найдет средство, кто не хочет, найдет причины.

Практически полностью восстановился. Хожу с утра до вечера, не натирает, не мешает. Я не чувствую, что в чем-то ущемлен.

ВЗГЛЯД: Протез для вас бесплатный?

Э. Б.: Конечно, все бесплатно. Три месяца в Краснодаре делали протез по меркам. Там все просто, это стандартная работа.

ВЗГЛЯД: Можно встретить жалобы на то, как с ветеранами СВО общаются чиновники, медики. Каков ваш опыт?

Э. Б.: Честно скажу – меня это даже удивляло, – но нет, ничего плохого в этом смысле со мной не происходило. Все идет автоматически – и выплаты социальные, и пенсия. Единственное, я сам ходил в военкомат, чтобы взять удостоверение ВБД (ветерана боевых действий – прим. ВЗГЛЯД). Все просто было, все справки сделали быстро.

Единственное, что в этом смысле можно упомянуть, – долго приходится ждать выплаты. У меня на все про все ушло девять месяцев. Иногда уходит почти год. На это порой люди жалуются. Но в итоге все выплачивают до копейки.

ВЗГЛЯД: Но почему так долго?

Э. Б.: Большая нагрузка на государственные структуры.

ВЗГЛЯД: Вам кто-то сообщал, что именно и сколько вам положено с точки зрения льгот и выплат? Приходилось куда-нибудь обращаться за помощью?

Э. Б.: Я особо не думал об этом.

У меня не было особых проблем, чтобы помощь просить. А потом меня само нашло местное отделение фонда «Защитники Отечества» – уточнили, сколько выплат пришло и за что именно. Так я узнал, что мне еще положены некоторые льготы и выплаты.

А еще мне как-то звонят из фонда и говорят: «Тебе медаль пришла». Честно скажу – я очень хотел медаль. Но не для себя – для сына. Моему сыну сейчас 13 лет. Медаль вручили в администрации города, было торжественно и красиво. Но самое главное – рядом стоял мой сын. Он был так счастлив в тот момент!

Вручение медали «За отвагу». Фото: из личного архива

ВЗГЛЯД: А как вас нашел фонд?

Э. Б.: Там заранее знали, что в регион прибыл ветеран с травмой, и искали меня. Теперь мы с его сотрудниками как хорошие друзья – они всегда стараются помочь. Очень много внимания. Дают билеты в театр, в цирк, на концерты. Плюс фонд еще предложил заняться спортом – и я пошел на стрельбу из лука.

ВЗГЛЯД: Почему именно этот вид спорта?

Э. Б.: С детства мечтал. Видел в телевизоре, читал в книжках, как стреляют из лука, было интересно. По сравнению со стрельбой из автомата интереснее, сложнее. К нам приехал тренер из Москвы и набрал группу.

ВЗГЛЯД: И как вам стрелять из лука с протезом? Там же надо устойчиво стоять, нужна стойка определенная.

Э. Б.: Современные протезы легкие и удобные. Ходишь – и даже незаметно, что у тебя протез. Стрельбе не мешает никак.

ВЗГЛЯД: Вы видите, как другие ветераны возвращаются к мирной жизни?

Э. Б.: Конечно. Например, я с группой ветеранов из Адыгеи ездил в августе в Ставрополь на Кубок СВО. Я представлял стрельбу из лука, один из моих товарищей – пауэрлифтинг, еще было перетягивание каната, настольный теннис и много других видов спорта. И таких, как я, приехало на эти соревнования с нашего региона человек 150–200. Кто-то без ноги, кто-то без руки, кто-то без обеих ног, на протезах – но у них в глазах нет никакой особой потери, они счастливы и живут дальше. Не запили и не плачутся.

ВЗГЛЯД: Что бы вы сказали тем, кто оказался в более тяжелом моральном состоянии?

Э. Б.: Поднять глаза, взглянуть на небо и подумать о том, чем ты жил до войны. Ничего же сильно не изменилось. Да, есть физические перемены, но вокруг те же люди, та же Родина. Надо двигаться дальше, через не могу.

ВЗГЛЯД: Чем вы занимаетесь теперь в мирной жизни?

Э. Б.: Делаю ремонт в доме. А кроме того, мы с семьей собираемся построить магазин, продавать товары для строительства. Так что цель есть, буду заниматься бизнесом. Мне 35 лет, вся жизнь впереди.

ВЗГЛЯД: Хотите сказать, что ваша жизнь как минимум не хуже той, что была до ранения?

Э. Б.: Даже лучше. Если разделить на до и после – я стал, несомненно, старше, более зрелым. И абсолютно не жалею, что воевал. Я люблю свою страну, она мне очень дорога. И для ее защиты, если вновь вдруг это понадобится, даже мой протез не помешает мне снова взять в руки автомат.

Текст: Антон Тройницкий

Вам может быть интересно

ВС России нанесли массированный удар по предприятиям ВПК Украины
Темы дня

США решили вылечить Европу от страха перед Россией

Радикальные изменения обозначены в подходе Соединенных Штатов к обеспечению своей безопасности. По крайней мере, именно такие заявления и декларации содержатся в новой Стратегии нацбезопасности США. В чем именно они заключаются, как это касается союзников Вашингтона в Европе – и их текущего противостояния с Россией?

Россия получила признание за границей как авиационная держава

Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории. Такой план вынашивает Индия, с которой у России давние тесные связи в сфере боевой авиации и ракетостроения. Теперь Дели признал наши компетенции и в гражданской авиации. Индия хочет собирать самолеты Superjet и Ил-114. Причем как для своего огромного рынка, так и для дальнейшего экспорта. Чем этот проект выгоден каждой из сторон?

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Каллас признала справедливость критики США в адрес Евросоюза

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

Встреча ЕК по российским активам завершилась без итогового соглашения

В Брюсселе не удалось достигнуть договоренности по вопросу использования активов России для поддержки Украины, обсуждение переносится.

ВЦИОМ назвал три самые актуальные проблемы для россиян

Аналитики ВЦИОМ выделили специальную военную операцию, инфляцию и состояние здравоохранения как три темы, которые сегодня волнуют наибольшее число граждан России.

RMF FM: Бурмистр польского Любартова объявил тревогу из-за «ситуации на Украине»

Бурмистр польского Любартова Люблинского воеводства объявил ложную тревогу «в связи с ситуацией на Украине», сообщает радиостанция RMF FM.

Эксперт Лукьянов заявил об изменении подхода США к расширению НАТО

Вашингтон в новой доктрине национальной безопасности придерживается абсолютно нового подхода в отношении НАТО, заявил директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

Директор театра «Лица» получил ножевое ранение в Москве

Директор театра «Лица» Павел Суетин был госпитализирован после того, как его обнаружили с ножевым ранением в одном из жилых домов на северо-западе Москвы.

В Петербурге за вызывающее поведение на улице задержаны пьяные подростки

В Василеостровском районе Петербурга задержаны семь подростков, у которых полиция обнаружила дубинки, газовые пистолеты и холодное оружие.

Bloomberg: Украинский конфликт вступает в решающую фазу

США выступили с критикой в адрес Европы на фоне того, что «конфликт на Украине вступает в решающую фазу», пишет Bloomberg.

Парламент Бельгии аплодировал решению отклонить передачу активов России ЕК

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер заявил, что страна не готова передать замороженные российские активы Еврокомиссии, если риски и расходы не будут разделены между всеми странами ЕС.

По всей Украине прогремели мощные взрывы

В ночь на субботу по всей Украине прогремели мощные взрывы, под удар попали военные и энергетические объекты.

При обмане Долиной аферисты выдали актера Холланда за сотрудника Росфинмониторинга

Данные паспорта, предъявленного Ларисе Долиной в мошеннической схеме, оказались фиктивными, а сам аферист использовал фото актера Тома Холланда, выяснили СМИ.

Вашингтон обсудил с Киевом план восстановления Украины после конфликта

Власти США и Украины рассмотрели будущее развитие и экономические инициативы страны в рамках подготовки к послевоенной реконструкции.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов