Общество

1 октября 2024, 14:12

Как в школах будут обучать не говорящих по-русски детей-мигрантов

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Родители в одной из школ Калининграда пожаловались на слишком большое число детей-мигрантов, не знающих русский язык, в классах. По их мнению, от этого страдает качество образования. Следственный комитет уже начал проверку по данному факту. Вместе с тем в экспертном сообществе говорят, что проблема не нова, а необходимость ее решения назрела давно. Как должна быть организована система преподавания в таких классах?

Следственный комитет России начал проверку в одной из школ Калининграда после появления в Сети информации о том, что в учебное заведение были зачислены дети мигрантов, не владеющие русским языком. Отмечается, что родители учеников выразили обеспокоенность, что совместное обучение их детей и иностранцев может помешать образовательному процессу. 

В ведомстве подчеркнули, что руководство образовательного учреждения не приняло необходимых мер для исправления ситуации, несмотря на обеспокоенность родителей. При этом сами родители утверждают, что из-за большого числа не говорящих на русском языке школьников страдает качество образования.

К слову, тема обучения детей-мигрантов находится в фокусе внимания и парламентариев. Так, Министерство просвещения России поддержало предложение об ограничении в классах числа несовершеннолетних, не знающих русский язык. Как отметила в свою очередь первый зампред Госдумы по просвещению Яна Лантратова, ранее она совместно с лидером СРЗП Сергеем Мироновым обращались в министерство с просьбой ограничить число таких учеников до 10% от численности класса.

По мнению экспертного сообщества, проблема обучения детей-мигрантов, не владеющих русским языком, действительно стоит довольно остро. Однако одних ограничений на численность таких обучающихся в классе может быть недостаточно. Нужен системный подход.

«Прием в школу регламентируется Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования. В нем не предусмотрены никакие вступительные испытания в обычные (без углубленного изучения предметов) классы, тем более в первые, в том числе на знание русского языка», – рассказал Максим Пратусевич, директор санкт-петербургского Президентского физико-математического лицея №239, заслуженный учитель России.

Педагог подчеркивает, что в Порядке приема на обучение в качестве причин, по которым государственная или муниципальная образовательная организация может отказаться брать ребенка, указаны отсутствие в школе свободных мест. Поэтому в действительности образовательное учреждение не вольно отказать ребенку в приеме, если он находится на территории Российской Федерации законно, даже если он не знает русского языка.

«Другой вопрос, что для этих детей нужны адаптированные программы, дополнительные занятия русским языком, например, в рамках внеурочной деятельности. Но для этого у школы должны быть средства и соответствующая квалификация учителей как преподавателей русского языка как иностранного, чего, конечно, в большинстве случаев не наблюдается», – объясняет специалист.

В свою очередь, учительница младших классов одной из школ Подмосковья поделилась с газетой ВЗГЛЯД опытом обучения детей мигрантов, плохо говорящих на русском. «Имеем ситуацию, когда в классе из 30 человек два ребенка-таджика. При этом родители, хотя сами плохо говорят по-русски, следят за обучением детей и контролируют их. В класс дети пришли, практически не зная русского. Но за год они стали хорошо говорить и понимать. Но пишут безграмотно, в диктантах допускают много ошибок», – рассказала педагог.

«Если процент детей-мигрантов – таджиков, узбеков – в классе будет больше, то картина будет печальней», – считает она. По словам собеседницы, чем раньше такие ребята будут попадать в класс, будут учиться с первого класса, тем больше шансов «их чему-то научить».

«Но опять же, при условии, что их один-два человека на класс из 30 детей. Если же их будет больше, то шансов практически нет. Когда в классе значительное количество не знающих язык школьников, это печальная печаль»,

– рассуждает педагог. «Когда их много, они между собой начинают говорить на своем языке, а контролировать их при этом нельзя. Конечно, можно запрещать им так разговаривать, но это безрезультатно», – подчеркнула учитель.

«Мы давно нашли ответ на лингвистический вызов для наших школ – инклюзивное образование. Оно полностью исключает возможность формирования в начальных классах «языковых гетто». Даже у самых маленьких детей прекрасно развит фонематический слух. То есть правила и основы любой речи они усваивают очень быстро», – добавляет Евгений Ямбург, заслуженный учитель России.

Эксперт выступил против ввода процентного соотношения учеников, владеющих и не владеющих русским в одном классе. «Ребята должны дружить друг с другом, общаться, не ощущая каких-либо ограничений. В процессе живого диалога они сами выучат любой язык. Будут разговаривать на нем так хорошо, что даже смогут выступать в качестве переводчиков для родителей», – полагает он.

При этом педагог признает – нередки случаи, когда дети-мигранты не обладают даже начальным уровнем владения русским. «И тут важно не отделять их от остального коллектива. Необходимо создавать для них во второй половине дня дополнительные занятия, где будет преподаваться язык, необходимый им для понимания информации, получаемой в школе», – считает собеседник.

«Сложившаяся ситуация ставит новые вызовы и перед самими педагогами. Им необходимо овладеть навыками преподавания русского как иностранного. Требуются и знания в сфере различных культур.

Учитель должен понимать, как именно нужно общаться с ребятами других национальностей, какими особенностями продиктовано их поведение», – рассуждает эксперт. «При этом нельзя забывать, что школа является светским учреждением. Здесь сталкиваются представители разных религий и взглядов. Педагог должен уметь объяснить своим воспитанникам, что можно, а что нельзя делать в таком коллективе. Именно здесь закладываются навыки дальнейшего общения индивида, а взаимодействовать с людьми в будущем ему придется в разных условиях», – говорит он.

«Важно понять, что универсального рецепта по преподаванию государственного языка нет. Даже в США программы адаптируются под нужды каждого отдельного штата. В ЕС тоже не сформирован единый подход к обучению в этой сфере. Так что России предстоит выработать свой собственный подход, который учел бы все особенности именно нашей ситуации», – заключил Ямбург.

Текст: Олег Исайченко

Вам может быть интересно

Суд вынес приговор диверсанту СБУ на Донбассе
Темы дня

Атака на Венесуэлу грозит США непредсказуемыми последствиями

Крупная флотская группировка, собранная Соединенными Штатами у берегов Венесуэлы, вполне способна обеспечить свержение и даже убийство лидера этой страны Николаса Мадуро. Как именно могут выглядеть боевые действия США против Венесуэлы, почему американцы уверены в своей победе – но при этом даже победа несет для Вашингтона огромный риск?

Судьбу выборов на Украине определит позиция России

Разговор о выборах на Украине вышел за рамки внутренней процедуры, превратившись в многоходовую дипломатическую игру. Выдвигая условия к Западу и меняя электоральные правила, Владимир Зеленский решает сразу несколько задач: снимает внешнее давление, создает образ готовности к диалогу и формирует юридические заслоны от нежелательного результата. Что это означает на практике и почему позиция Москвы здесь может сыграть решающую роль?

Ветеран ФСБ оценил возможные версии подрыва полицейских на юге Москвы

Глава МИД Эстонии пригрозил расстрелять «зеленых человечков» на границе

Макрон обвинил США в запугивании Европы

Новости

Лавров поздравил Захарову с юбилеем

Глава МИД России Сергей Лавров поздравил официального представителя ведомства Марию Захарову с юбилеем, особо отметив ее вклад в развенчание западной пропаганды и высокий уровень профессионализма.

Критические повреждения остановили работу «Укрнафты»

После серии взрывов были остановлены производственные мощности крупнейшей нефтедобывающей компании Украины «Укрнафты», детали о характере повреждений не разглашаются.

Орбан заявил об упущенных возможностях Европы предотвратить конфликт с Россией

Евросоюз мог бы предотвратить конфликт на Украине еще в 2022 году, если бы сделал ставку на дипломатические усилия, а не последовал за политикой администрации Байдена, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

Путин попросил Набиуллину почаще посещать заседания правительства

Президент России Владимир Путин подчеркнул важность более регулярного участия главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в заседаниях кабмина, обратившись к ней во время встречи с правительством.

Самолет «Байкал» совершил первый полет с двигателем ВК-800

Летные испытания легкого многоцелевого самолета «Байкал» с новым отечественным двигателем ВК-800 и воздушным винтом АВ-901 стартовали на аэродроме Уральского завода гражданской авиации, сообщил Минпромторг.

Путин вручил государственные награды выдающимся деятелям России

В Екатерининском зале Кремля проходит торжественная церемония награждения, на которой президент Владимир Путин вручает высшие государственные награды заслуженным деятелям культуры, науки и других сфер.

Стало известно о подготовке ВВС Финляндии к боям с Россией

Финляндия усиливает свою авиагруппировку, оснащая истребители F-35A современными ракетами AIM-120D3 для повышения боеготовности для возможного противостояния с Россией, пишет The National Interest.

Эксперт: «Мирный план» Зеленского совершенно неприемлем

Судя по всему, Москва отвергнет так называемый мирный план Киева. Среди 20 пунктов есть те, которые противоречат Конституции России, интересам жителей исторических регионов, а также не учитывают цели спецоперации, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Скачко. Ранее Владимир Зеленский опубликовал «мирный план», который, по его словам, обсуждается на переговорах в США.

Америка возобновила военную помощь Грузии после долгого перерыва

Правительство США выделило Минобороны Грузии грант в объеме около 10 млн долларов, сообщает в среду imedinews.ge, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ ликвидировала готовившего теракт на нефтепроводе в Тюменской области

В Тюменской области был нейтрализован гражданин России, пытавшийся совершить теракт по заданию украинских спецслужб на объекте ПАО «Транснефть», сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России.

Медведев призвал потребовать от Украины компенсацию за действия нацистов

Возможность включения пункта о компенсации ущерба России за действия украинских националистов в 1940-х годах может войти в будущий документ по итогам СВО на Украине, заявил замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев.

Российские войска освободили Заречное в Запорожской области

Подразделения группировки «Восток» продолжили продвижение вглубь обороны противника и освободили Заречное в Запорожской области.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов