Во вторник президент России Владимир Путин обратился к военным, правоохранителям и представителям других силовых структур, которые помогали остановить вооруженный мятеж. Среди участников встречи на Соборной площади Кремля было более 2,5 тыс. сотрудников Минобороны, Росгвардии, ФСБ, МВД и ФСО.
Президент подчеркнул, что военные в трудный для страны час встали на пути смуты, итогом которой был бы хаос. «Вы защитили конституционный строй, жизнь, безопасность и свободу наших граждан, уберегли нашу Родину от потрясений, фактически остановили гражданскую войну», – сказал президент.
«Части Минобороны, росгвардейцы, сотрудники МВД и специальных служб обеспечили надежную работу важнейших центров управления, стратегических, в том числе оборонных, объектов, безопасность приграничных регионов, прочность тыла наших Вооруженных сил всех боевых соединений, которые продолжали в это время героически вести борьбу на фронте. Нам не пришлось снимать боевых подразделений с зоны СВО», – добавил глава государства.
Кроме того, быстрая и четкая работа силовиков позволила не допустить жертв среди мирных граждан, добавил глава государства. «Благодарю вас, весь личный состав вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб за службу, за отвагу и за доблесть, за верность народу России», – добавил Путин.
В ходе встречи глава государства предложил почтить минутой молчания память погибших во время мятежа летчиков. «Погибли наши боевые товарищи. Они не дрогнули и с честью выполнили приказ и свой воинский долг. Прошу почтить их память минутой молчания», – сказал Путин.
В свою очередь глава Росгвардии Виктор Золотов объяснил относительно свободное продвижение бойцов ЧВК «Вагнер» по российским регионам в первые часы после начала мятежа. Основные силы для противодействия мятежникам были сконцентрированы на подступах к Москве. «Если разбрасывать группировку, они бы просто прошли как нож сквозь масло. Был сосредоточен кулак для отражения», – сказал Золотов. По его словам, «вагнеровцы» не смогли бы взять столицу. Понимание этого пришло, когда ЧВК дошла до Липецкой области.
Накануне в коротком телеобращении Путин заявил, что с самого начала мятежа незамедлительно были приняты все необходимые решения по нейтрализации угрозы, защите конституционного строя, жизни и безопасности граждан. На это «потребовалось время», в том числе чтобы успели «одуматься те, кто совершил ошибку», чтобы они смогли осознать, «что их действия решительно отвергаются обществом и к каким трагическим, разрушительным последствиям для России, для нашего государства ведет авантюра, в которую их втравили».
Где купировать мятеж?
«Были ожидания, что «вагнеровцы» сами разоружат свое командование и сдадут его. Однако эти ожидания не оправдались. А присутствие Сергея Шойгу в Ростовской области было обусловлено соображениями купирования мятежа. Но в итоге стало понятно: если купировать мятеж в районе Ростова, то это будет крайне опасным для мирного населения», – считает Павел Данилин, директор Центра политического анализа и социальных исследований.
Политолог полагает, что российские спецслужбы заранее знали о планах Пригожина. Как пояснил эксперт, от тыловых лагерей ЧВК «Вагнер» до Ростова очень близкое расстояние, бойцы могли оказаться в пригороде в течение часа. «Если бы власти приняли решение ликвидировать мятеж там – мы бы получили боевое столкновение с непредсказуемым результатом рядом со штабом ЮВО, откуда осуществляется почти все управление спецоперацией. Кому это надо?» – отметил политолог.
В связи с этим властями страны могло быть принято решение пропустить «вагнеровцев» через Ростов по нескольким причинам. Первая – сохранение жизней мирного населения. Вторая – дать «вагнеровцам» время на осознание того, «во что их впутывают». И третья – не навредить управлению войсками в зоне СВО, особенно в условиях попыток ВСУ перейти в контрнаступление.
«Более того, на пути к Ростову Пригожину не было необходимости сообщать бойцам, что они будут делать. Простые солдаты на этом этапе выполняли его приказы и не понимали, что они совершают измену. Если бы по ним начали стрелять, могла бы случиться ответная реакция. Тем более он долгое время наэлектризовывал их на противостояние с армией», – добавил Данилин.
В свою очередь подполковник запаса МВД Олег Иванников отметил, что с началом мятежа силовые структуры в других регионах должны были ввести план «Вулкан», согласно которому все сотрудники правоохранительных органов обязаны прибыть в свои подразделения, получить табельное огнестрельное оружие, закрыть окна на этажах и оборудовать огневые точки.
«Это делается с целью недопущения захвата оружейных комнат органов внутренних дел. Далее собирается оперативный штаб, либо антитеррористическая комиссия при губернаторе каждой области. Если есть необходимость, перекрываются дороги и принимается весь комплекс антитеррористических мер, направленных на обеспечение общественной безопасности. Многое из этого мы увидели», – указал Иванников.
После того как были сбиты летчики, ситуация вышла на новый уровень, ставки повысились – верной Пригожину оставалась первая колонна численностью до 2,5 тыс. человек, а остальные две «рассосались по пути». В самом Ростове располагалась только личная гвардия Пригожина в составе 1,5 тыс. человек. Их не провоцировали на столкновения, полагает Данилин.
Ока как линия обороны
«Рядом находился спецназ «Ахмат», но его никто не заставлял идти на столкновение с «Вагнером», потому что никому не нужна была эта кровь. Постоянно шли переговоры, особенно в тот момент, когда стало понятно, что «вагнеровцы» движутся медленнее, чем ожидалось. Они находились примерно в 370-390 километрах от столицы, просто остановились в Липецкой области, зная, что на рубеже реки Оки уже организована оборонительная линия», – указал Данилин.
По его словам, у «вагнеровцев» практически не было тяжелой техники, только несколько единиц танков, БМП, БТР и системы ПВО, которые не спасли бы от ударов стратегической авиации, а также легковые автомобили. «Стало понятно, что на Оке они будут в принципе уничтожены. А они не хотели самоуничтожаться и остановились, зная, что идут переговоры», – пояснил собеседник.
Иванников добавляет, что Московский гарнизон всегда был мощным и может отразить любую подобную атаку. Но он уверен, что «вагнеровцы» не дошли бы до Москвы, потому что не смогли бы перебраться через Оку, а в районах Серпухова и Коломны их ожидал, по всей видимости, тот «кулак отражения», о котором говорил Золотов.
«У «вагнеровцев» не было ресурсов, чтобы дойти до Московской области. Передвижение больших группировок сопряжено со сложными техническими задачами. Необходимо материально-техническое обеспечение, включая топливо. Подобные расстояния можно преодолеть только длительной подготовкой, проработкой всех логистических маршрутов. Даже Михаил Мезенцев (бывший замминистра обороны России по МТО, который ранее перешел в ЧВК «Вагнер») с его знаниями без технических возможностей не сумел бы осуществить эту операцию», – указал Иванников.
Таким образом, как считают эксперты, в пользу пресечения мятежа в том варианте, который всем известен, сыграло сразу несколько факторов. Первый – силовой. Правоохранители и армия грамотно распорядились имеющимся ресурсом, сосредоточив основные силы в соответствии с ландшафтом местности.
Кроме того, не было сомнений и в решительности силовиков действовать максимально жестко. Это понимали многие, начиная от самих мятежников и заканчивая внешними наблюдателями.
И здесь в силу вступает второй фактор – дипломатический. Поскольку президент России больше всех заинтересован в том, чтобы из-за мятежа не пострадали мирные жители, а военным, еще вчера стоявшим плечом к плечу, не пришлось стрелять друг в друга – он дал переговорщикам возможность проявить себя, в том числе и президенту Белоруссии Александру Лукашенко. В результате при личном посредничестве белорусского президента удалось достичь договоренностей с Пригожиным.
В результате, благодаря сочетанию силовых и дипломатических факторов удалось найти приемлемый выход из сложившейся ситуации и главное – избежать хаоса гражданской войны.