Районный Алексеевский суд Белгородской области принял решение об условно-досрочном освобождении скандально известных футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева. Не обошлось без интриги – адвокаты сообщили об УДО своих подзащитных чуть раньше, чем суд огласил официальное решение.
Однако теперь никаких сомнений нет – прокуратура протестовать не стала, потерпевшие также не стали мешать досрочному освобождению обидчиков, а ФСИН, наоборот, поддержал ходатайство осужденных. Через 10 дней Александр Кокорин, его брат Кирилл и Павел Мамаев выйдут за ворота исправительной колонии № 4, расположенной возле города Алексеевка. Можно уже начинать предполагать, будет ли их освобождение скромным – матери, жены, другие родственники, объятья, слезы, или друзья-товарищи устроят им что-то грандиозное вроде встречи Лапши из тюрьмы в фильме «Однажды в Америке».
Общественность, которая год назад требовала максимально строгого наказания для футболистов, теперь настроена благодушно.
«У Мамаева и Кокорина появился второй шанс. Если заиграют, вернутся в основной состав своих клубов, отберутся в сборную – тогда станут народными любимчиками. И несмотря на несопоставимость тюремных сроков, еще и будут с историей (советского футболиста Эдуарда) Стрельцова сравнивать», – написал журналист Владимир Соловьев. Легендарный игрок «Торпедо» Стрельцов, напомним, был приговорен к 12 годам за изнасилование, но освобожден по УДО через пять лет и продолжил карьеру, пусть и без прежнего успеха.
Тина Канделаки отметила, что «если серьезно, я не думаю, что найдется человек, который скажет, что друзья, так лихо отметившие юбилей своей дружбы, понесли недостаточное наказание».
Оптимистично настроены и депутаты Госдумы. Замглавы комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Валерий Газзаев заявил: «Я абсолютно уверен, что они вернутся в большой футбол, тем более у них сейчас двойные мотивация и стимул, чтобы доказать и показать свою профессиональную пригодность».
Председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев, в свою очередь, сказал: «Фигуранты понесли заслуженное наказание, а другие футболисты и просто публичные персоны получили хороший урок, сделали определенные выводы. Думаю, ребятам предстоит вернуть себе форму, выйти на прежний спортивный уровень, продолжить свои карьеры. Они, как и прежде, пользуются поддержкой значительной части болельщиков».
Приветствуют освобождение коллег футболисты. Бывший игрок сборной России Александр Самедов высказал надежду, что Кокорин и Мамаев даже смогут вернуться в сборную. «Шансы вернуться в сборную? Есть шанс вернуться куда угодно, все зависит от них», – полагает спортсмен.
С ним отчасти согласен министр спорта Павел Колобков. Отметив, что говорить о скором вызове в сборную пока рано, он добавил, что «с точки зрения сборной команды, я надеюсь, что они смогут вернуться, действительно осознают все те поступки, которые были совершены, и сделают определенные выводы».
Словом, абсолютный хэппи-энд: зло наказано, но без зверств, хулиганы понесли ответственность, а хорошие ребята-спортсмены скоро смогут приступить к тренировкам.
Между тем уверенность подавляющего большинства комментаторов в том, что Кокорин и Мамаев исправились после проведенных в заключении приблизительно 11 месяцев, зиждется исключительно на добродушии, оптимизме и уверенности «уж мне бы этого точно хватило бы, чтобы раскаяться и осознать». Хватило ли этого наказания друзьям-футболистам, неизвестно. И поняли ли они, что так себя вести нельзя, или в следующий раз просто будут более осмотрительно выбирать жертв для мордобоя? И даже если конкретные Кокорин и Мамаев будут после освобождения вести себя прилично, перестанут ли другие спортсмены злоупотреблять своей физической силой?
Этот вопрос представляется куда более важным, чем дальнейшая спортивная и человеческая судьба футболистов.
Ведь их судьба совершенно не помешала игроку «Спартака» Аязу Гулиеву избить гражданина США после дорожного конфликта в апреле этого года.
В Краснодарском крае в конце августа спортсмен-пауэрлифтер избил следователя так, что сотрудник СК оказался в реанимации.
В Петрозаводске мастер спорта по самбо и карате Джахангир Кадашев сперва избил человека, сделавшего его шумной компании замечание, а потом уже в суде ударил по лицу журналистку.
Поэтому говорить о том, что в деле о «мамаевом кокорище» (то есть о том, как известные и физически развитые спортсмены ввязываются в драки со случайными прохожими) поставлена окончательная точка, пока рано.
Нужна кропотливая и серьезная работа тренеров и психологов спортивных клубов, чтобы футболисты, борцы и другие спортсмены понимали свою ответственность перед обществом. И необходимость, как бы это банально и пафосно не звучало, быть примером для молодежи, а не персонажами скандальной и уж тем более криминальной хроники.