Ситуация с уволенным топ-менеджером компании «Леруа Мерлен Россия» Галиной Паниной из-за своего поста о «ватниках» и фейковых новостях – не единственная в своем роде. Сотрудники PR-служб, маркетологи и пресс-секретари в силу своей публичности часто попадают под прицел общественной критики. Но если раньше практически каждый скандал можно было спустить на тормозах, то с наступлением «золотого века» соцсетей работодатели вынуждены отвечать за поступки своих пиарщиков.
Проверка Крымом
Например, похожая история произошла месяц назад с директором по маркетингу и сооснователем банка «Точка» Яной Ганник – она тоже пострадала из-за политического поста в соцсетях.
Девушка призналась, что в ходе собеседования задает вопрос о принадлежности Крыма: «Оказывается, этот вопрос – идеальный способ проверить способность человека иметь и не бояться высказывать свое мнение безотносительно того, знает ли он, «как тут принято и что тут про это думают», – пишет Ганник.
При этом она подчеркивает, что «если начинается что-то в духе «ой нет, я на политические темы не отвечаю» или «ну тут с какой стороны посмотреть» – это сразу нет». «Если «конечно наш, поделом укропам» и другие ура-патриотические или, наоборот, левонаправленные ответы с перегибами, свидетельствующие о промытых мозгах, – тоже на выход», – предупреждает маркетолог.
Пост был написан 6 июня, спустя несколько дней Ганник публично признала свою ошибку и попросила прощения. По ее словам, она не поддерживает «агрессию», «замалчивание» и никогда не отказывает в приеме на работу по политическим соображениям. На момент публикации оба поста были удалены из соцсетей, а после инцидента Ганник стала реже публиковать общедоступные записи.
Расистам здесь не место
Но наиболее часто подобные скандалы случаются за рубежом. Что неудивительно - на Западе гражданское общество имеет гораздо более давние традиции публичного выражения своего мнения. Есть и особенности - скандалы с увольнением пиарщиков за рубежом часто связаны с обвинениями в расизме.
Например, в 2013 году PR-менеджер крупной американской интернет-компании InterActiveCorp Джастин Сакко была уволена за шутку в личном Twitter. Она написала: «Лечу в Африку. Надеюсь, я не подхвачу там СПИД. Шучу. Я белая», после чего разразился громкий скандал, и она была вынуждена удалить сначала пост, а затем и весь аккаунт.
«Комментарий не отражает взгляды и ценности IAC. Мы относимся к этому вопросу очень серьезно, и мы расстались с работником. Нет никакого оправдания для заявления, которое было сделано, и мы однозначно против подобных выпадов», – сообщили работодатели Сакко, пишет International Business Times.
Глава PR-отдела Netflix Джонатан Фридланд в июне этого года был уволен за оскорбления чернокожих, сообщает Hollywood Reporter. Пиарщик позволил себе несколько раз назвать афроамериканцев «неграми», в то время как в США это считается оскорбительным и неполиткорректным. После этого руководство телеканала приняло решение с ним расстаться.
В мире моды дизайнеры и руководители глянцевых изданий, официально не занимающие должности в сфере PR, вынуждены отвечать за связи с общественностью и «торговать лицом» на мероприятиях и в социальных сетях. Один неверный клик на кнопку «Отправить» может стоить работы и дорого обойтись репутации компании. Так получилось с россиянкой Мирославой Думой, которая ранее занимала пост в совете директоров журнала «The Tot». Дума всего лишь выложила в соцсеть фото открытки, которую ей прислала российский дизайнер Ульяна Сергеенко. На открытке есть надпись «Niggas in Paris», которую сочли оскорбительной многие «коллеги по цеху», в частности, знаменитая модель Наоми Кэмпбел.
История с Думой предвосхитила случаи с Пановой и Ганник, показав, что за попытку надавить на больное (в данном случае – расизм) ответ не заставит себя ждать. Спустя полгода россияне будут так же остро реагировать на сообщения публичных персон, оскорбляющих патриотически настроенных граждан, не стесняющихся признавать Крым частью России. Если отбросить шелуху в виде эмоций и оскорблений, главное требование сотен возмущенных голосов всегда одно – отделяй личное от рабочего и будь профессионалом. Впечатляющая строчка резюме обязывает сотрудника быть корректным и достойно себя вести, чтобы не бросить тень на компанию, в которой работает.
Опасный эпатаж
Бывают случаи, когда бизнес идет на нарочито агрессивную и эпатажную рекламную кампанию, чтобы резонанс помог разойтись информации о продукте. Например, руководство Burger King соглашается с действиями маркетологов и пиарщиков, но часто рекламные кампании оборачиваются требованиями интернет-пользователей бойкотировать сеть быстрого питания.
Отметим, что в прошлом году Burger King использовал образы скандально известной Дианы Шурыгиной (девушка заявила о том, что ее изнасиловали двое мужчин, Burger King выпустил рекламу бургеров с подписью «Второй бесплатно, совсем не долго!»). Это оскорбило представительниц феминистского движения, и они объявили бойкот сети ресторанов быстрого питания:
«Пишите все, кто так же возмущен, как мы, официальную претензию. Нам плевать, что мы им делаем черный пиар, нам плевать, вырастут или упадут у них доходы, нам нужны официальные разъяснения от БургерКинг – мы требуем. И полный бойкот их жратвы», – написали авторы группы Подслушано Феминизм.
Однако даже маркетологи редко признают ошибки, предпочитая отвечать на судебные иски, а не удалять некорректную рекламу. Однако это пришлось сделать после скандала в июне этого года, когда Burger King во «ВКонтакте» предложил заплатить 3 млн рублей россиянкам, которые забеременеют от звезд мирового футбола. Позже маркетологи признались, что оскорбили чувства женщин, и удалили пост.
«Чтобы не попадать в подобные ситуации или выходить из них с наименьшими потерями, не обязательно быть специалистом по антикризисным коммуникациям. Достаточно обладать здравым смыслом и понимать, что если ты являешься представителем крупной компании, то твои слова, сказанные публично, будут восприниматься соответственно. Что делать, если все-таки допустил такую ошибку? Извиниться перед людьми, которых ты вольно или невольно оскорбил, ни в коем случае не врать про «взломанный аккаунт», – сказала газете ВЗГЛЯД руководитель направления стратегических коммуникаций ООО «ВЭБ Инновации», автор курса «Связи с общественностью в сфере образования и науки» Елена Земцова.
«Далеко не все понимают разницу между личным и общественным пространством, а социальные сети – пространство именно общественное», – уточняет эксперт. Если в профиле у человека указано, что он занимает высокую должность в известной организации, он должен быть готов к тому, что его голос «звучит» громче, чем голос рядового сотрудника, и каждое его неосторожное слово может быть использовано в том числе против организации.
Все вышеуказанные ситуации показывают, что гражданское общество - в том числе в России - научилось защищать представителей разных групп – патриотов, феминисток, людей, которые выступают за равноправие людей с различным цветом кожи. Сделать это благодаря социальным сетям стало гораздо быстрее и проще, поэтому у представителей медиа-сообщества небогатый выбор: или семь раз подумать, прежде чем что-то написать, или быть готовым к тому, что с ними, за редким исключением, легко попрощаются работодатели, дабы сохранить репутацию.