На этот раз вопрос подняли банкиры. Затравщиком выступил глава «Русфинанс банка» Сергей Озеров. Он напомнил, что в некоторых странах Западной Европы (например, в Италии) покупатель не может оплатить покупку наличными, если ее стоимость превышает тысячу евро. «Мы к этому тоже придем, это вопрос времени», – предупредил он.
С коллегой согласен зампред правления «Сбербанка» Александр Торбахов. По его словам, «можно долго говорить про борьбу с коррупцией, но почему бы не запретить платить чемоданами наличных?» «Если бы еще в этом движении помогло государство, было бы совсем здорово», – добавил он.
Действительно, государственную политику в этом вопросе сложно назвать однозначной и последовательной. О пользе ограничений оплаты наличными регулярно говорят в Государственной думе, правительстве и Кремле, но на законодательстве это никак не отражается.
В 2012 году Банк России и Министерство финансов запустили обсуждение вопроса ограничения сумм по наличным расчетам. Соответствующий проект закона был внесен на рассмотрение Госдумы, однако так и не был принят.
В январе 2017 года глава Минфина Антон Силуанов также предлагал ограничить оплату наличными в случае дорогих покупок. Его поддержали глава комитета нижней палаты по бюджету и налогам Андрей Макаров и глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, однако подчеркнули, что к реализации этой идеи следует идти «поэтапно».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 21 февраля подтвердил, что движение в сторону отказа от наличных и перехода к оплате картами будет, но его темп зависит от российских реалий в плане распространения банковских услуг. А уже 27 февраля Силуанов заявил следующее:
«Пока мы эти вопросы отложили, чтобы действовать аккуратно и не создавать каких-то диспропорций в наличном денежном обращении».
Радикальные сторонники ограничения оплаты наличными (вплоть до их полной отмены) любят обвинять правительство в том, что оно таким образом потакает коррупционерам. Но основная проблема в том, что большинство граждан России – при всей своей ненависти ко взяточникам – выступают против каких-либо ограничений в сфере обращения наличных. В марте прошлого года ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которому «предложение по ограничению расчетов наличными деньгами более трех четвертей россиян (80%) считают скорее ущемлением прав граждан, нежели мерой по борьбе с криминалом, взяточничеством, уклонением от уплаты налогов».
«Оплата покупок карточкой или чеком для большинства жителей нашей страны пока еще не является повседневной нормой», – прокомментировали социологи данные опроса.
Действительно, несмотря на то, что, по данным ЦБ, доля оплаты товаров и услуг картами выросла с 3,5% в 2009-м до 38% в 2017-м, больше половины граждан России по-прежнему предпочитают старые добрые наличные. Но даже те, кто привык платить картой, все равно выступают против каких-либо ограничений. Причины называют разные. Тут и недоверие к банковской системе после гиперинфляции и дефолта 1990-х, и значительная доля «серого» сектора труда, в котором оплата происходит наличными, и страх экспроприации государством средств, на которые у человека не окажется «справки».
Экзотическую причину недопустимости отказа от наличных назвал патриарх Кирилл. По его словам, «церковь очень обеспокоена тем, что современные технические средства способны тотально ограничить человеческую свободу». Он привел в пример «одну из европейских стран», где желающим получить гражданство людям предлагают посмотреть ролик о жизни страны, ее обычаях и законах, в котором «в красках» представлена тема ЛГБТ. Только в том случае, если человек согласен со всем, что увидел, «он проходит отсев».
«А если доступ к финансам будет ограничен вот такого рода условиями? Вот об этих опасностях сегодня церковь говорит во весь голос», – резюмировал предстоятель РПЦ.
Вряд ли большинство граждан России всерьез опасаются того, что для оплаты картой нужно будет публично поддерживать геев. Но в главном они с патриархом согласны и никаких ограничений на наличные не хотят.
Кроме того, следует понимать, что подобные ограничения сами по себе не способны искоренить коррупцию. Да, неучтенные наличные, полученные в результате взяточничества, будет сложнее потратить на дорогой автомобиль или недвижимость, но это не так-то просто сделать уже сейчас. Разнообразные «прачечные», которые превращают «серые» и «черные» деньги в якобы «честно заработанные», давно существуют практически по всему миру. Если ограничения на наличные будут введены, взяточники, «откатчики», «решалы» останутся но своих местах, просто процент за «отмывание» несколько вырастет.
Учитывая непростую общественную реакцию на действительно назревшую пенсионную реформу, резкое подорожание бензина и многие другие проблемы, вряд ли правительство в ближайшие месяцы (а возможно, что и годы) будет педалировать тему ограничения оплаты наличными. За тысячелетия человеческой цивилизации люди настолько привыкли к наличным – бумаге, золоту, ракушкам каури и так далее, что отказ от этой привычки вряд ли будет простым и быстрым.
Но по мере вхождения в активную экономическую жизнь поколения, которое не помнит банковские проблемы 1990-х и для которого оплата картой является даже более естественной и привычной, чем бумажными деньгами, «чемоданы наличных» естественным путем уйдут в историю. И тогда законодателю надо будет просто зафиксировать уже сложившуюся ситуацию.