Только административная ответственность
В четверг состоялось общественное обсуждение по поводу введения в ПДД и КоАП нового термина «опасное вождение». На мероприятие пришли многие автоэксперты, журналисты, представители правительства.
Второе предложение – необходимо увеличить штрафные санкции для водителя и привязать размер штрафа к стоимости автомобиля
Пока еще не все вопросы решены, но уже через месяц-два, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, эта работа подойдет к логическому концу. «У нас с вами уйдет немного времени для того, чтобы эту формулировку («опасное вождение») доработать. Давайте постараемся это сделать в течение апреля, с тем чтобы в мае постановление правительства точно вышло», – приводит его слова ТАСС.
Первый вице-премьер предложил ввести лишь административное наказание за «опасное вождение»: «Я поддерживаю, что по опасному вождению не нужно сейчас переходить к уголовному наказанию, надо определиться по административной ответственности. Она может быть очень серьезной и жесткой, но все же это административная ответственность», – сказал он. Шувалов также предлагает запретить водителям служебных машин с мигалками «опасное вождение». По его словам, разрешения на это могут иметь только водители особо охраняемых лиц государства.
В свою очередь Открытое правительство подготовило к обсуждению изменений в ПДД материалы, согласно которым «опасным вождением» являются такие маневры автотранспорта, как дрифт, движение между полосами, перестроение из ряда в ряд и «самосуд» в виде обгона и внезапного торможения перед едущим сзади автомобилем, передает РИА «Новости».
По итогам заседания с газетой ВЗГЛЯД поговорил один из его участников – председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев. «Сегодня мы слышали разные точки зрения. И многие поддержали нас в том, что прежде всего необходимо определить точные критерии по тем или иным нарушениям и методы фиксации в рамках понятия «опасное вождение», – рассказал он.
Лобарев согласен с Шуваловым, что об уголовной ответственности пока говорить не стоит, достаточно административной. В целом он призвал вводить нововведения постепенно. После нынешнего заседания рабочая группа, в которую входит и Лобарев, в течение месяца подготовит дополнительные замечания и предложения по конкретизации «опасного вождения». А через месяц, вероятно, состоится второе подобное заседание, где будут расставлены точки над i.
Радикальные предложения Ликсутова
По словам Сергея Лобарева, за наиболее жесткие меры к «опасным водителям» на совещании выступал глава дептранса Москвы Максим Ликсутов. Он заявил, что сотрудники ГИБДД должны получить возможность на месте изымать права за опасное вождение, и сразу на срок не менее полугода.
«Второе предложение – необходимо увеличить штрафные санкции для водителя и привязать размер штрафа к стоимости автомобиля», – сказал Ликсутов, уточнив, что определить стоимость машины можно «либо через КАСКО, либо через справочники, которые используют таможенные органы для определения стоимости автомобиля».
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, представитель ОНФ Вячеслав Лысаков назвал идею увязать размер штрафа за нарушение ПДД со стоимостью автомобиля лишенной смысла, поскольку она объясняется «только желанием получить с автомобилистов как можно большие штрафные суммы». Никакой логики в таком предложении депутат не увидел, передает РИА «Новости».
«Предлагаю приравнять превышение скорости свыше 60 километров в час к термину «опасное вождение», – также предложил Максим Ликсутов. Он пояснил, что в условиях города невозможно превысить скорость сверх разрешенных 60 километров в час, не маневрируя опасно и не создавая проблемы другим водителям на дороге.
Многие представители профессионального сообщества не согласились с инициативами Ликсутова, отметил Сергей Лобарев.
Со злым умыслом
Также Лобарев озвучил свою идею отделить «опасное вождение», то есть создание препятствий другим участникам движения, от «агрессивного». В первом случае речь идет о неумышленных действиях, часто вынужденных, во втором – со злым умыслом.
А опасное, агрессивное вождение – это прежде всего люди, агрессивные люди за рулем, а не скорости
«Едете вы по дороге, видите, что выбежал ребенок, у него укатился мячик, вы резко тормозите или уходите влево, вправо, меняете полосу, создавая опасность для остальных участников. Но это вынужденная мера. Вас не должны за это наказывать. А существующие приборы фиксации могут и не определить, что вы поступили так не по злому умыслу», – озвучил он одну из проблем.
Таким образом, экспертное автосообщество предлагает внести в термин «опасное вождение» дополнительное понятие – «действие, совершенное со злым умыслом», за которое уже должны наступать серьезные последствия.
Другой сложностью в применении понятия «опасное вождение» является фиксация одного из подпадающих под эту категорию нарушений – «перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты» («игра в шашки»). Учитывая, что за одну секунду при скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 25 м, предлагается фиксировать это нарушение по времени в течение 5–7 секунд или расстоянию 250–300 метров.
Кроме того, вопросы пока вызывает формулировка такого нарушения, как «несоблюдение бокового интервала». Введение данного пункта без конкретизации может привести к тому, что любой мотоциклист, движущийся между рядами, будет также являться «опасным водителем».
Проблем много
Глава комиссии по социальной политике и качеству жизни граждан Общественной палаты Владимир Слепак, также присутствовавший на совещании, заявил газете ВЗГЛЯД, что «опасное вождение» – частность, и решить эту проблему, закрывая глаза на другие, не получится. Среди других он перечислил плохое состояние дорог, плохое техническое состояние автомобилей, продажу и покупку талонов техосмотра и медицинских справок, не всегда корректную работу сотрудников ГИБДД.
«А опасное, агрессивное вождение – это прежде всего люди, агрессивные люди за рулем, а не скорости, не рассуждения о стоимости машин», – сказал он. Эксперт призвал не зацикливаться на «опасном вождении» и задуматься о комплексе мероприятий, направленных на повышение безопасности дорог.
Прежде всего должен помочь общественный контроль за этой сферой. Тут Слепак привел в пример работу организации «Общественный контролер» в Татарстане. Речь идет об информационном ресурсе, отслеживающем нарушения. К примеру, люди видят, как водитель сбил человека на зебре, они снимают это на камеру в телефоне и присылают «контролеру». Подобный ресурс должен работать по всей России, уверен эксперт. Все должны иметь доступ к недорогому мобильному приложению, позволяющему сообщать о нарушениях правил.
Добавим, что проблема «опасного вождения» обсуждается давно. 28 марта премьер-министр Дмитрий Медведев поручил организовать ее широкое обсуждение, после чего и было проведено нынешнее заседание. «Там не должно быть двусмысленности», – сказал премьер. О том же не раз рассказывали газете ВЗГЛЯД различные автомобильные эксперты.