Общество

31 марта 2016, 18:15

"Опасное вождение" отделили от "агрессивного"

Фото: Алексей Мальгавко/РИА «Новости»

Правительство намерено уже в мае принять постановление о введении термина «опасное вождение» и о наказании за него. Относительно того, что такое «опасное вождение», было проведено специальное общественное обсуждение с представителями экспертного сообщества. Участники совещания рассказали газете ВЗГЛЯД, чем «опасное» вождение отличается от «агрессивного».

Только административная ответственность

В четверг состоялось общественное обсуждение по поводу введения в ПДД и КоАП нового термина «опасное вождение». На мероприятие пришли многие автоэксперты, журналисты, представители правительства.

Второе предложение – необходимо увеличить штрафные санкции для водителя и привязать размер штрафа к стоимости автомобиля

Пока еще не все вопросы решены, но уже через месяц-два, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, эта работа подойдет к логическому концу. «У нас с вами уйдет немного времени для того, чтобы эту формулировку («опасное вождение») доработать. Давайте постараемся это сделать в течение апреля, с тем чтобы в мае постановление правительства точно вышло», – приводит его слова ТАСС.

Первый вице-премьер предложил ввести лишь административное наказание за «опасное вождение»: «Я поддерживаю, что по опасному вождению не нужно сейчас переходить к уголовному наказанию, надо определиться по административной ответственности. Она может быть очень серьезной и жесткой, но все же это административная ответственность», – сказал он. Шувалов также предлагает запретить водителям служебных машин с мигалками «опасное вождение». По его словам, разрешения на это могут иметь только водители особо охраняемых лиц государства.

В свою очередь Открытое правительство подготовило к обсуждению изменений в ПДД материалы, согласно которым «опасным вождением» являются такие маневры автотранспорта, как дрифт, движение между полосами, перестроение из ряда в ряд и «самосуд» в виде обгона и внезапного торможения перед едущим сзади автомобилем, передает РИА «Новости».

По итогам заседания с газетой ВЗГЛЯД поговорил один из его участников – председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев. «Сегодня мы слышали разные точки зрения. И многие поддержали нас в том, что прежде всего необходимо определить точные критерии по тем или иным нарушениям и методы фиксации в рамках понятия «опасное вождение», – рассказал он.

Лобарев согласен с Шуваловым, что об уголовной ответственности пока говорить не стоит, достаточно административной. В целом он призвал вводить нововведения постепенно. После нынешнего заседания рабочая группа, в которую входит и Лобарев, в течение месяца подготовит дополнительные замечания и предложения по конкретизации «опасного вождения». А через месяц, вероятно, состоится второе подобное заседание, где будут расставлены точки над i.

Радикальные предложения Ликсутова

По словам Сергея Лобарева, за наиболее жесткие меры к «опасным водителям» на совещании выступал глава дептранса Москвы Максим Ликсутов. Он заявил, что сотрудники ГИБДД должны получить возможность на месте изымать права за опасное вождение, и сразу на срок не менее полугода.

«Второе предложение – необходимо увеличить штрафные санкции для водителя и привязать размер штрафа к стоимости автомобиля», – сказал Ликсутов, уточнив, что определить стоимость машины можно «либо через КАСКО, либо через справочники, которые используют таможенные органы для определения стоимости автомобиля».

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, представитель ОНФ Вячеслав Лысаков назвал идею увязать размер штрафа за нарушение ПДД со стоимостью автомобиля лишенной смысла, поскольку она объясняется «только желанием получить с автомобилистов как можно большие штрафные суммы». Никакой логики в таком предложении депутат не увидел, передает РИА «Новости».

«Предлагаю приравнять превышение скорости свыше 60 километров в час к термину «опасное вождение», – также предложил Максим Ликсутов. Он пояснил, что в условиях города невозможно превысить скорость сверх разрешенных 60 километров в час, не маневрируя опасно и не создавая проблемы другим водителям на дороге.

Многие представители профессионального сообщества не согласились с инициативами Ликсутова, отметил Сергей Лобарев.

Со злым умыслом

Также Лобарев озвучил свою идею отделить «опасное вождение», то есть создание препятствий другим участникам движения, от «агрессивного». В первом случае речь идет о неумышленных действиях, часто вынужденных, во втором – со злым умыслом.

А опасное, агрессивное вождение – это прежде всего люди, агрессивные люди за рулем, а не скорости

«Едете вы по дороге, видите, что выбежал ребенок, у него укатился мячик, вы резко тормозите или уходите влево, вправо, меняете полосу, создавая опасность для остальных участников. Но это вынужденная мера. Вас не должны за это наказывать. А существующие приборы фиксации могут и не определить, что вы поступили так не по злому умыслу», – озвучил он одну из проблем.

Таким образом, экспертное автосообщество предлагает внести в термин «опасное вождение» дополнительное понятие – «действие, совершенное со злым умыслом», за которое уже должны наступать серьезные последствия.

Другой сложностью в применении понятия «опасное вождение» является фиксация одного из подпадающих под эту категорию нарушений – «перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты» («игра в шашки»). Учитывая, что за одну секунду при скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 25 м, предлагается фиксировать это нарушение по времени в течение 5–7 секунд или расстоянию 250–300 метров.

Кроме того, вопросы пока вызывает формулировка такого нарушения, как «несоблюдение бокового интервала». Введение данного пункта без конкретизации может привести к тому, что любой мотоциклист, движущийся между рядами, будет также являться «опасным водителем».

Проблем много

Глава комиссии по социальной политике и качеству жизни граждан Общественной палаты Владимир Слепак, также присутствовавший на совещании, заявил газете ВЗГЛЯД, что «опасное вождение» – частность, и решить эту проблему, закрывая глаза на другие, не получится. Среди других он перечислил плохое состояние дорог, плохое техническое состояние автомобилей, продажу и покупку талонов техосмотра и медицинских справок, не всегда корректную работу сотрудников ГИБДД.

«А опасное, агрессивное вождение – это прежде всего люди, агрессивные люди за рулем, а не скорости, не рассуждения о стоимости машин», – сказал он. Эксперт призвал не зацикливаться на «опасном вождении» и задуматься о комплексе мероприятий, направленных на повышение безопасности дорог.

Прежде всего должен помочь общественный контроль за этой сферой. Тут Слепак привел в пример работу организации «Общественный контролер» в Татарстане. Речь идет об информационном ресурсе, отслеживающем нарушения. К примеру, люди видят, как водитель сбил человека на зебре, они снимают это на камеру в телефоне и присылают «контролеру». Подобный ресурс должен работать по всей России, уверен эксперт. Все должны иметь доступ к недорогому мобильному приложению, позволяющему сообщать о нарушениях правил.

Добавим, что проблема «опасного вождения» обсуждается давно. 28 марта премьер-министр Дмитрий Медведев поручил организовать ее широкое обсуждение, после чего и было проведено нынешнее заседание. «Там не должно быть двусмысленности», – сказал премьер. О том же не раз рассказывали газете ВЗГЛЯД различные автомобильные эксперты.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?