Уголовное дело
Власти Ингушетии взяли на особый контроль расследование уголовного дела по факту нападения на группу правозащитников и журналистов на границе с Чечней, сообщил секретарь Совета безопасности региона Ахмед Дзейтов. «Расследование также контролируют прокурор и министр внутренних дел», – приводит его слова РИА «Новости».
Журналистская профессия – это опасная работа, которая постоянно находится под прицелом разных мерзавцев
Дзейтов заявил, что по факту инцидента следователями МВД возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям УК: «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества» и «Хулиганство». Их максимальные санкции предусматривают до семи лет лишения свободы.
Сейчас продолжаются следственно-оперативные мероприятия.
Секретарь Совета безопасности республики сообщил, что в результате нападения серьезно пострадали четыре человека. «Всего в машине было девять человек, из них четверо были доставлены в больницу. Среди них двое журналистов – мужчина из Норвегии и женщина из Швеции», – пояснил Дзейтов.
Известно, что среди пострадавших, помимо норвежского репортера и журналистки из Швеции, их переводчица и водитель.
По данным Дзейтова, состояние здоровья пострадавших удовлетворительное. О том же РИА «Новости» сообщили в Сунженской районной больнице Ингушетии. У раненых в основном диагностированы ушибы и ссадины, у одной из женщин – рваная рана правого бедра. Кроме того, журналисты испытали шок.
Показания журналистов
Как рассказал «Коммерсанту» журналист «Медиазоны» Егор Сковорода, слежка за группой журналистов и правозащитников, которые выехали из Беслана (Северная Осетия) в Чечню в рамках организованного Комитетом по предотвращению пыток пресс-тура, началась еще 7 марта. «За нами ездил какой-то черный Mercedes с номерами 666», – сказал он.
«Сами мы живем в Грозном, база правозащитников – в Ингушетии. Поэтому мы катались между двумя республиками. Иногда из Чечни машины нас преследовали до границы, но потом останавливались. Сегодня за нами ездили и тут и там», – добавил Сковорода.
По его словам, серебристая Priora с номерами В 504 АТ, 95-й регион, ездила за их микроавтобусом и по Чечне, и по Ингушетии. «К вечеру мы собрались из Ингушетии домой в Грозный, когда и случилось нападение. По сути, это уже территория Чечни», – уточнил он.
Далее, по словам журналистов, в районе станицы Орджоникидзевская микроавтобус подрезали несколько легковых автомобилей, заставив остановиться. Из них выскочили несколько молодых людей в медицинских масках и с деревянными дубинками в руках и напали на журналистов.
«Они кричали: «Вы защищаете террористов, убийц наших отцов!». Мы легли на пол, но они начали кричать, чтобы мы вышли, – рассказал Сковорода. – Когда все пассажиры покинули автобус, нападавшие подожгли его и скрылись».
По его словам, больше всех пострадала журналистка из Швеции.
Еще более эмоционален был пострадавший норвежский журналист Ойстен Виндстад. «Я думал о том, что стоило бы в последний раз попрощаться с женой. Они пытались вытащить нас из автобуса, нанося удары палками и острыми предметами, а я боролся, как мог, я думал: если они меня выбросят наружу – я погиб», – рассказал он норвежскому изданию Aftenposten.
МИД Норвегии сейчас изучает поступающие сообщения о нападении, передает ТАСС. «Пока что мы не можем подтвердить имен, поскольку пытаемся получить точную информацию от нашего посольства в Москве и связаться с пострадавшим гражданином Норвегии... Звонок поступил от представителя одной из (правозащитных) организаций», – заявил представитель министерства Руне Бьостад.
Норвежское телеграфное бюро (НТБ) сообщает, что у пострадавшего норвежца Виндстада выбиты зубы, имеются порезы на лице и колене, синяки, наложен гипс.
Шведское радио добавляет, что в результате инцидента пострадала сотрудница их компании Мария Перссон-Лефгрен.
Защита для журналистов
Как заявил газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин, в данной ситуации не нужно говорить, что опасность для журналистов исходит из России. «Я считаю, что это все звенья одной цепи. До нынешнего инцидента в Ингушетии было нападение на журналистов, к примеру, на турецкой границе в Сирии. Журналистская профессия – это опасная работа, которая постоянно находится под прицелом разных мерзавцев. Для них нападение на журналиста – это лишний информационный повод, возможность заявить о себе, на что-то повлиять», – отметил Деньгин.
Особенное беспокойство, по его словам, вызывает в последнее время положение прессы на Украине, а также в Турции, где государство напрямую чинит препятствия независимым журналистам.
Однако и российским законодателям необходимо подумать о том, как защитить журналистов – граждан России от различных проявлений опасности, грозящей работникам СМИ по роду их деятельности. «Последние случаи снова подвигают нас к тому, чтобы принять закон, оговаривающий страховки для журналистов и специальные условия для их работы в горячих точках и на опасных заданиях. О таком законе говорится уже давно... Речь нужно вести о том, чтобы защитить работников прессы, предоставляя им специальную охрану, обеспечить им все условия для полноценной, качественной и независимой работы», – добавил он.
Возмущены происшествием и другие депутаты. Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк призвал «тщательно и оперативно расследовать инцидент». И выразил убежденность в том, что правоохранительные органы Ингушетии приложат все усилия, чтобы в кратчайшие сроки найти и наказать виновных. «Нельзя допустить, чтобы оно (преступление) было использовано деструктивными элементами в качестве провокации для дестабилизации обстановки в регионе и нагнетания отношений между Россией и странами, чьи представители пострадали в результате нападения», – отметил вице-спикер в комментарии РИА «Новости».
В свою очередь секретарь Союза журналистов России (СЖР) и глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов сообщил РИА «Новости», что попросит генпрокурора Юрия Чайку и главу Следственного комитета Александра Бастрыкина взять под личный контроль расследование нападения.
«Это просто наглое преступление, совершенное бандитами, самыми настоящими бандитами. Вне зависимости от того, занимают они какие-то должности или нет, это просто бандиты, и неудивительно, что они прятали свои лица под масками», – заявил Федотов.
По информации президентского Совета по правам человека, в четверг просьба взять расследование под личный контроль ушла в Следственный комитет, МВД и к полномочному представителю президента в Северо-Кавказском федеральном округе.
В сообщении на сайте Союза журналистов России также говорится, что в окрестностях Карабулака в Ингушетии произошел еще один инцидент. Там люди в камуфляже, с оружием и в масках напали на офис филиала Комитета по предотвращению пыток, переехавший туда из соседней Ингушетии. Все камеры наблюдения в офисе вышли из строя, и что там происходит сейчас, правозащитники не знают.
Представитель организации «Репортеры без границ» Йохан Бир связал последние случаи с громкими заявлениями главы Чечни против его критиков. Однако в Грозном все подобные обвинения отвергли. Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов заявил «Интерфаксу», что высказывания Бира свидетельствуют о невладении ситуацией. «Он не располагает достоверной информацией, поэтому в резкой и безответственной форме говорит абсурдные вещи...Чечню систематически посещают журналисты со всех концов планеты. Абсолютно никто не чинит им никаких препятствий при выполнении профессиональных обязанностей. А заявление господина Бира не способствует установлению истины, оно политизировано и является продолжением взятого на Западе курса тиражирования лжи и клеветы в адрес главы ЧР», – добавил он.